Ю. Г. Акимов. «Северный план» канадской провинции Квебек: внутри- и внешнеполитический аспект

Ю. Г. АКИМОВ

«СЕВЕРНЫЙ ПЛАН» КАНАДСКОЙ ПРОВИНЦИИ КВЕБЕК: ВНУТРИ-И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АКИМОВ Юрий Германович, профессор кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук.

Ключевые слова: Квебек, Север, освоение, «Северный план», выборы, внешние связи

Key words: Quebec, North, development, «Plan Nord», elections, external relations

Статья посвящена выяснению роли Арктики в политике канадской провинции Квебек. Особое внимание уделяется «Северному плану» развития северных районов и перспективам его реализации

The paper is devoted to clarification of the role of the Arctic in the policies of the Canadian province of Quebec. Particular attention is paid to the «Plan Nord» for development of the northern regions and to the prospects of its implementation.

Франкоязычная провинция Квебек занимает особое место в Канадской федерации не только в силу своей культурно-лингвистической специфики. Политика, проводимая ею в различных сферах, существенно отличается от общеканадской. В частности, Квебек (или как его часто неофициально называют Прекрасная провинция) активно развивает внешние связи — причем не только с субъектами других федераций, но и с суверенными государствами и межгосударственными объединениями. В современном мире в сфере парадиплома-тии (или субъектно-территориальной дипломатии) Квебек является одним из наиболее активных акторов1.

С начала XXI в. квебекское руководство стало уделять повышенное внимание развитию обширных северных районов Прекрасной провинции. В данной статье речь пойдет о «Северном плане», выдвинутом квебекским руководством в 2011 г., его международном звучании и перспективах его реализации в свете результатов провинциальных выборов 2012 г.

Квебек является самой крупной по территории канадской провинцией (1,5 млн км2). При этом большую часть его территории составляют северные районы, расположенные в зоне арктического и субарктического климата. Также Квебек является единственной канадской провинцией, пределы которой простираются за 60-ю параллель, которая для «остальной Канады»2 служит административной границей Севера (севернее 60-й параллели расположены федеральные территории — Нунавут, Северо-Западные и Юкон).

В административном плане более половины (55 %) территории Прекрасной провинции занимает регион Северный Квебек (Le Nord du Quйbec), равный по площади Франции и Бельгии, вместе взятыми. В рамках этого региона выделяется его самая северная часть, расположенная к северу от 55-й параллели — Нунавик (или Новый Квебек). В административном плане она образует особую единицу (territoire йquivalent) или «региональную администрацию». Она была создана в 1978 г. и финансируется совместно квебекским и федеральным правительством.

Население квебекского севера крайне малочисленно — во всем регионе Северный Квебек проживает 0,5 % населения Прекрасной провинции (около 40 тыс. чел.). При этом в Нунавике насчитывается всего 11,6 тыс. жителей (главным образом инуитов). По условиям соглашений 1975 и 1978 гг. аборигены всего квебекского севера обладают широкой автономией и исключительными правами на охоту и рыболовство на специально выделенных для этого территориях общей площадью 170 тыс. км2.

Квебекский север обладает колоссальным ресурсным потенциалом, который включает гидроресурсы, полезные ископаемые (в том числе редкоземельные металлы), лес, рекреационные ресурсы и т. п. До настоящего времени освоение квебекского севера шло достаточно медленно. Наиболее крупным проектом последних десятилетий было строительство масштабного комплекса гидроэлектростанций на реках, впадающих в залив Джеймса (часть Гудзонова залива) — так называемый Проект залива Джеймса (Projet de la Baie-James), который осуществлялся в несколько этапов, начиная с 1973 г. Однако этот проект затронул преимущественно западную часть региона Северный Квебек — региональную администрацию Жамези.

В 2008 г. в ходе очередной избирательной кампании в Национальную Ассамблею Квебека лидер квебекских либералов (находившихся в то время у власти в провинции) Ж. Шаре заявил о необходимости разработки специального «Северного плана», который должен дать мощный толчок развитию квебекского севера. Однако, одержав победу на выборах и сохранив за собой пост провинциального премьера, Шаре в последующие три года (2008—2010 гг.) не слишком часто вспоминал о «Северном плане», который не входил в число приоритетов политики его правительства (многие вообще воспринимали его лишь как элемент предвыборной риторики). Осенью 2009 г. Н. Нормандо провинциальный вице-премьер и министр природных ресурсов и фауны, отвечавшая за развитие севера, была вынуждена признать, что вопрос о плане еще находится на стадии разработки и консультаций3.

Однако в мае 2011 г. Ж. Шаре торжественно объявил о принятии «Северного плана» (le Plan Nord) — представляющего собой амбициозную программу комплексного освоения всего квебекского Севера, включая разработку его ресурсов и обеспечение устойчивого развития. При этом под севером понимались все территории, расположенные к северу от 49-й параллели, т. е. весь регион Северный Квебек, регион Кот-Нор (Северный берег) и значительная часть региона Сагене-лак-Сен-Жан (Сагене — озеро Сен-Жан).

Среди ключевых целей Северного плана было названо: создание современной инфраструктуры в Северном Квебеке (строительство железных и автомобильных дорог, портов, линий электропередач), 20 тыс. новых рабочих мест ежегодно; обеспечение качественного скачка в развитии традиционных отраслей экономики Северного Квебека (прежде всего в добыче полезных ископаемых); создание природоохранных зон на 50 % территории Северного Квебека; привлечение в Северный Квебек 200 тыс. туристов ежегодно4.

«Северный план» рассчитан на 25 лет (при этом он делится на пять пятилетних планов). Он предусматривает инвестирование в общей сложности 80 млрд долл.5 государственных и частных средств. Очевидно, что авторы «Северного плана» рассчитывали с его помощью придать мощный импульс развитию экономики Прекрасной провинции, которая в настоящее время занимает отнюдь не лидирующие позиции в Канаде. Здесь достаточно сравнить такие показатели как ВВП на душу населения или налоги на душу населения (например, в Альберте эти показатели почти в два раза выше).

Первая «пятилетка» осуществления «Северного плана» (2011—2016 гг.) предполагает инвестирование 2,1 млрд долл., из которых более половины (1,2 млрд) должно пойти на развитие инфраструктуры. 382 млн долл. будет потрачено на социальное развитие Севера (строительство жилья, организацию системы здравоохранения и образования, сокращение транспортных расходов для жителей севера). 80 млн долл. пойдет на подбор и обучение кадров.

В добывающей сфере эта пятилетка предусматривает осуществление 11 проектов разработки новых месторождений (меди, железа, никеля, золота, алмазов и др.). При этом квебекские власти надеются, что реализация этих проектов принесет в провинциальную казну 1,4 млрд долл. уже к 2016 г. В энергетическом секторе предполагается увеличение производства электроэнергии на 3 500 МВт (на 80 % за счет развития гидроэнергетики).

Для управления реализацией плана предполагается создание «Общества Северного плана». Соответствующий законопроект (Закон № 27) был в июне 2011 г. внесен в Национальную Ассамблею Квебека.

Правительство Шаре развернуло широкую пропаганду Северного плана, названного «стройкой поколения» (Le chantier d'une gйnйration) и «проектом поколения». Квебекский север преподносится как последний неосвоенный регион на планете. Сам премьер-министр заявил: «"Северный план" — это проект для всех квебекцев. Его плоды будут принадлежать всем квебекцам. Все квебекцы будут акционерами "Северного плана"». В день презентации плана Шаре сказал журналистам: «Это самый счастливый день моей жизни как политика. Именно поэтому я и хочу заниматься политикой»6.

Для информационной поддержки проекта были созданы «Салон Северного плана» и «Форум Северного плана». Во второй половине 2011 — начале 2012 г. Ж. Шаре и другие квебекские лидеры совершили ряд зарубежных поездок, с целью привлечь внимание зарубежных инвесторов к «Северному плану». Прежде всего, это касалось Франции — страны, с которой Квебек на протяжении полувека поддерживает «особые» отношения. Так, визит Ж. Шаре в Париж в конце 2011 г. был целиком посвящен северной тематике.

В целом «Северный план» вызвал большой интерес среди крупных добывающих компаний, причем не только из Квебека и «Остальной Канады», но и других стран — прежде всего из КНР, Индии, США и Европы. Уже в течение первого года осуществления «Северный план» был анонсирован рядом крупных инвестиционных проектов: ArcelorMittal (Люксембург) — 2,1 млрд долл. — развитие добывающего комплекса Монт-Райт и завода в Пор-Картье; New Millenium и компания Tata Steel (Индия) — 4 млрд долл. — проект KeMag; Xstrata (Швейцария) — 530 млн долл. — месторождение Раглан; Jilin Jien Nickel Industry (КНР) — 800 млн долл. — разработка никелевых месторождений; Adriana Resources совместно WISCO (Wuhan Iron and Steel) — от 11 до 13 млрд долл. — эксплуатация месторождения озеро Отелнук.

В то же время «Северный план» стал объектом бурных дискуссий, в ходе которых он подвергался суровой критике со стороны политических оппонентов Либеральной партии Квебека, а также общественных (прежде всего, экологических) организаций и аборигенных сообществ.

К числу наиболее часто встречающихся замечаний относилось утверждение о том, что «Северный план» на самом деле не является каким-то принципиально новым подходом к развитию северных областей, а представляет собой «зонтик» для множества отдельных проектов, так или иначе относящихся к квебекскому северу, которые существовали и ранее (будь то строительство социального жилья, некоторые инвестиционные проекты и т. п.). При этом указывалось, что отдельные положения Северного плана носят характер благих пожеланий, никак не обеспеченных финансированием.

Утверждалось также, что либералы выдвинули Северный план и начали его продвижение для того, чтобы отвлечь внимание общественности от имеющихся в провинции серьезных проблем и получить поддержку на выборах. Критика «слева» отмечала, что рабочих мест, которые должны быть созданы в ходе реализации Северного плана, слишком много. Также говорилось о том, что от его реализации выиграют транснациональные корпорации, получающие доступ к дешевому сырью и ресурсам за счет инфраструктуры, которые будут создаваться на деньги квебекских налогоплательщиков.

Свои опасения по поводу реализации «Северного плана» также высказали экологические организации. По их мнению, экологические риски не просчитаны должным образом и хрупкой экосистеме севера может быть нанесен непоправимый ущерб. Полемизируя с экологами, Ж. Шаре отметил, что пространство, которое будут занимать добывающие предприятия, не превышает пространства, которое занимают в городах провинции гипермаркеты сети Wal-Mart)7.

Что касается аборигенных сообществ, то они выражают недовольство тем, что создаваемая в рамках Северного плана транспортная инфраструктура (железнодорожные ветки, автодороги, трубопроводы и т. п.) будет проходить по территориям, которые в том или ином виде считаются их собственностью. Так, община индейцев инну (монта-нье-наскапи) Уашат Мак Мани-Утенам выступила против строительства железной дороги между поселением Шеф-фервилл (на административной границе провинции Квебек и провинции Ньюфаундленд и Лабрадор) и портом Сет-Иль (на берегу залива Св. Лаврентия), предназначающейся для транспортировки железной руды, добытой в рамках Северного плана. 27 сентября 2012 г. было опубликовано заявление общины о том, что она не позволит сооружать дорогу по планируемому маршруту, поскольку та проходит через охотничьи угодья индейцев8. Учитывая, что аборигенные сообщества в Канаде имеют широкие права и за последние десятилетия хорошо научились их отстаивать — это может стать большой проблемой (тем более, что аборигенные сообщества зависят не столько от провинциальных, сколько от федеральных властей).

1 августа 2012 г. по просьбе провинциального премьер-министра Ж. Шаре Национальная Ассамблея Квебека была распущена и на 4 сентября были назначены новые выборы. Они проводились в достаточно нервозной обстановке, учитывая масштабные студенческие волнения, охватившие провинцию весной 2012 г. (так называемая «Кленовая весна»). Поводом для них стало решение провинциального правительства о поэтапном повышении стоимости обучения в вузах. Однако вскоре недовольство студентов перекинулось в том числе и на «Северный план» (не в последнюю очередь из-за неосторожного высказывания Ж. Шаре, предложившего протестующим отправиться работать на Север)9. Поэтому в ходе предвыборной кампании «Северному плану» было уделено значительное внимание.

Квебекская партия («пекисты»), выступающая за суверенитет Квебека и являющаяся основным оппонентом квебекских либералов заявила о том, что она в целом положительно относится к развитию экономики северных районов провинции, однако считает необходимым внесение в «Северный план» значительных корректив. «Мы поддерживаем северное развитие» — заявила лидер Квебекской партии П. Маруа, но «мы видим это в ином ключе» нежели либералы10. «Пекисты» утверждали, что Северный план в том виде, в каком его отстаивают либералы, означает распродажу природных ресурсов Квебека по демпинговым ценам. Они выдвинули тезис о необходимости повышения отчислений добывающих предприятий в провинциальный бюджет с помощью введения дополнительного 30 % налога на сверхприбыли в сфере ресурсодобычи. Квебекская партия также выступила против вложения бюджетных средств в инфраструктурные проекты11.

Коалиция Будущее Квебека (Coalition Avenir Quйbec) — политическая партия, впервые участвовавшая в провинциальных выборах, предложила вкладывать деньги региона в компании, которые действуют на севере. По мнению лидера Коалиции Ф. Лего, с этой целью следовало бы создать специальный провинциальный Фонд природных ресурсов12.

Более резкая критика Северного плана звучала со стороны левого объединения Солидарный Квебек (Quйbec solidaire). Его лидер А. Хадир заявил, что правительство Шаре создает неолиберальный рай для крупного капитала за счет средств, вынутых из карманов жителей провинции13.

Ж. Шаре и квебекские либералы всячески отстаивали свое детище, подчеркивая его достоинства и опровергая критические доводы оппонентов. В частности, К. Жиньяк (министр природных ресурсов, отвечающий за «Северный план») отметил, что в Квебеке наиболее высокий налог на прибыль в добывающей отрасли (он увеличился с 12 до 16 %). По его словам, лучше иметь налог 16 % и много работающих проектов, чем налог 30 %, который не с кого брать14.

Выборы 4 сентября 2012 г. принесли победу Квебекской партии, однако ей не удалось получить большинства в Национальной Ассамблее — П. Маруа сформировала правительство меньшинства. Следует отметить, что «пекистов» поддержало большинство избирателей квебекского севера (они выиграли в округах Унгава, Дюплесси, Лак-Сен-Жан, Роберваль и Рене-Левек). Сразу же после формирования правительства перед П. Маруа встал вопрос о «Северном плане». Первоначально новый лидер Прекрасной провинции и ее министры предпочитали избегать этого словосочетания. Однако уже спустя месяц после выборов П. Маруа заявила, что оно никогда не являлось табу, хотя и повторила, что не со всеми положениями «Северного плана» согласна15. В ходе визита во Францию премьер-министр Квебека заявила: «Мы собираемся продолжать развивать север, уважая автохтонные народы и первые нации, которые занимают его территорию». При этом П. Маруа обратила внимание, что это развитие будет осуществляться «с некоторыми изменениями, которые мы собираемся привнести» в ближайшее время16.

Безусловно, новый премьер оказалась в щекотливой ситуации, поскольку годом раньше ряд крупных французских компаний проявили интерес к Северному плану, выразили готовность в нем участвовать и стали предпринимать конкретные шаги. Отношения с Францией всегда были чрезвычайно важны для Квебека. Тем более, это важно для Квебекской партии, отстаивающей суверенистский проект и остро нуждающейся в поддержке Парижа. Это тем более важно, если учитывать, что администрация Ф. Олланда вернулась к политике «ni-ni» (non-ing^ence, non indifference, т. е. не вмешательство, не безразличие), которой Франция придерживается по отношению к Квебеку с 1970-х гг. и которая в целом устраивает «пекистов». Предыдущий президент Н. Саркози попытался отказаться от нее, крайне жестко заявив о своем неприятии идеи квебекского суверенитета. Поэтому неудивительно, что на встрече с представителями основного объединения французских предпринимателей MEDEF (Mouvement des entreprises de France) П. Маруа была вынуждена занять гибкую позицию по отношению к «Северному плану» — ее собеседники хотели понять остается ли он в силе и если он будет модифицирован, то каким образом? Поэтому здесь она говорила о «преемственности».

«Северный план» представляет интерес также и для российских регионов. В частности, администрация Красноярского края выразила готовность участвовать в его реализации17.

Что касается перспектив реализации «Северного плана», то, с одной стороны, в Квебеке никто не отрицает необходимости развивать север, с другой — правительство П. Маруа должно выполнять обещания, данные в ходе избирательной кампании 2012 г. и помнить о том, что оно не имеет парламентского большинства. В этой ситуации реализация «Северного плана» представляется проблематичной, хотя объективно она была бы выгодна Квебеку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Акимов Ю.Г. Квебекская парадипломатия и позиция федерального правительства Канады: от конфликта к компромиссу // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2011. Сер. 6. Вып. 4. С. 48—57.

2 Rest of Canada — так принято называть Канаду без Квебека

3 Le Devoir. Le 14 octobre 2009.

4 La Presse. Le 9 mai 2011.

5 Здесь и далее — канадские доллары.

6 Radio-Canada. Le 9 mai 2011. URL: http://www.radio-canada.ca/ nouvelles/Politique/2011/05/09/004-devoilement-plan-nord-charest-levis.shtml (дата обращения: 15.11.2013).

7 France Soir. Le 10 mai 2012.

8 La Presse. Le 28 septembre 2012.

9 La Presse. Le 20 avril 2012.

10 The Montreal Gazette. June, 28. 2012.

11 Ibid.

12 La Presse. Le 14 septembre 2011.

13 L'Humanitfr Le 4 septembre 2012.

14 La Presse. Le 12 mai 2011.

15 The Globe and Mail. October 17, 2012.

16 La Presse. Le 17 octobre 2011.

17 У Красноярского края и провинции Квебек обнаружилось много взаи-мопересекающихся интересов в развитии. URL: http://www.24rus.ru/more. php?UID=69741 (дата обращения: 31.10.2013).

Поступила 06.11.2013.

REFERENCES

1 Sm.: Akimov Ju.G. Kvebekskaja paradiplomatija i pozicija federal'nogo pravitel'stva Kanady: ot konflikta k kompromissu // Vestn. S.-Peterb. un-ta. 2011. Ser. 6. Vyp. 4. S. 48—57.

2 Rest of Canada — tak prinjato nazyvat' Kanadu bez Kvebeka

3 Le Devoir. Le 14 octobre 2009.

4 La Presse. Le 9 mai 2011.

5 Zdes' i dalee — kanadskie dollary.

6 Radio-Canada. Le 9 mai 2011. URL: http://www.radio-canada.ca/ nouvelles/Politique/2011/05/09/004-devoilement-plan-nord-charest-levis.shtml (data obrashhenija: 15.11.2013).

7 France Soir. Le 10 mai 2012.

8 La Presse. Le 28 septembre 2012.

9 La Presse. Le 20 avril 2012.

10 The Montreal Gazette. June, 28. 2012.

11 Ibid.

12 La Presse. Le 14 septembre 2011.

13 L'Humanitfr Le 4 septembre 2012.

14 La Presse. Le 12 mai 2011.

15 The Globe and Mail. October 17, 2012.

16 La Presse. Le 17 octobre 2011.

17 U Krasnojarskogo kraja i provincii Kvebek obnaruzhilos' mnogo vzaimoperesekajushhihsja interesov v razvitii. URL: http://www.24rus.ru/ more.php?UID=69741 (data obrashhenija: 31.10.2013). Yu. G. Akimov. «Plan Nord»of the Canadian Province of Quebec: Domestic and International Economic Aspects

Policies conducted by the francophone Canadian province of Quebec in many respects differ from the policies pursued by the other provinces of Canada. This applies to its internal and external policies. Most of the territory of Quebec is occupied by northern and Arctic regions, but, until recently, they almost were neither developed, nor populated.

In 2011 the provincial government led by Jean Charest (Quebec Liberal Party) announced the adoption of the «Plan Nord», which was a program of integrated development of the Northern part of Quebec for the period of 25 years. It included the establishment of modern infrastructure, development of new mineral deposits, tourism, etc. According to the Charest Government, implementation of the plan would create new jobs and ensure general economic recovery of Quebec. A number of large consortia from the U. S., Europe and Asia showed their interest in the plan. Special attention was paid to extension of cooperation in the development of the North between Quebec and France, being its preferred foreign partner.

«Plan Nord» became the object of criticism and the subject of debate during the 2012 election campaign for the National Assembly (provincial legislature). The election was won by the «Parti Quebecois» («PQ», «pequistes») led by Pauline Marois, who did not deny the need to develop the North, but she considered it necessary to reduce the corresponding costs of the provincial budget. However, after winning the election, the Marois Government had to adjust its position so as not to jeopardize the fulfillment of international obligations of Quebec.

AKIMOV Yuri Germanovich, Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of American Studies, St. Petersburg State University.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная