М. И. Вечканова. Явление трансгрессии как культурный сегмент регионального социума (на примере творчества Дж. К. Оутс)

М. И. ВЕЧКАНОВА

ЯВЛЕНИЕ ТРАНСГРЕССИИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ СЕГМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Дж. К. ОУТС)

ВЕЧКАНОВА Марина Ильинична, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института Российского университета кооперации, кандидат филологических наук.

Ключевые слова: трансгрессия, преступление границ, региональный универсум

Key words: transgression, exceeding boundaries, regional universum

В статье проводится исследование явления трансгрессии в региональном социуме на материале творчества Дж. К. Оутс, рассматривается и анализируется поведение главных героев в пограничных состояниях при возникновении срединного мира.

The paper represents the study of the phenomenon of transgression in a regional socium, the case study of works by Joyce Carol Oates; behavior of the main characters in the borderline conditions in emergence of the middle world is considered and analyzed.

Американская действительность обладает уникальной чертой — отсутствием единого регионального центра, культурного универсума. Эта особенность связана с региональным характером американской цивилизации, а также региональными особенностями формирования культурного пространства США.

Одна из крупнейших американских писательниц второй половины XX в., авторитетный критик и теоретик литературы, обладательница большинства литературных премий США, Джойс Кэрол Оутс (р. 1938) является одной из наиболее влиятельных фигур в современном литературном и культурном мире. Она исследует окружающую действительность в региональном социуме для того, чтобы постичь причины происходивших в конце XX в. событий, а сумрачные мистические сферы, воссоздаваемые на страницах ее произведений, позволяют читателям прикоснуться к тем проявлениям повседневной жизни, которые в реальности остаются за гранью восприятия и понимания.

Более того, в своем творчестве Дж. К. Оутс стремится построить региональный универсум, подчиненный закону органической нерасторжимости всех его компонентов и выявляющий множество не замечаемых поверхностным взглядом, однако, на деле прочнейших связующих нитей между его обитателями. Ярким доказательством тому служит сборник ее рассказов «Утратившие веру: рассказы о тех, кто преступил границы» («Faithless: tales of transgression», 2001), в которых находит художественное выражение ощущение «конца века», связанное с апокалипсическими и упадническими настроениями, которое невозможно ограничить лишь региональными и даже национальными рамками. Писательница откликнулась на насущные проблемы отчуждения индивида от общества, хаотичности и разорванности его сознания, кризиса личностного самоопределения на рубеже столетий.

При определении термина «трансгрессии» необходимо обратить внимание на то, что это понятие неоднозначно, не имеет жестко определенного значения и используется по-разному, в зависимости от контекста, функций и задач высказывания. Так, по мнению участников Лозаннского семинара, трансгрессия — это «особый модус скандального действия по отношению к установленным и общепринятым правилам, неожиданный выход некого объекта или процесса за пределы, заданные ему "по правилам"»1. Заимствованное из латыни слово «трансгрессия» полностью совпадает по структуре и частично по смыслу со славянским словом «преступление».

Согласно теории Ж. Батая «трансгрессия» тесно связана с понятиями «табу» и «траты». Исходя из вопроса о соотношении сакрального и эротического, под действием «направленным на расход энергии и сопряженным с поисками "суверенной свободы", которые сопровождаются стремлением к наибольшей интенсивности жизни и порывом человека, существа ограниченного, к безграничному, т. е. к сакраль-ному»2, Ж. Батай воспринимает эротику, которая роднится с жертвенными актами. Более того, интенсивность жизни ощущается в состоянии переполненности, которая не вмещается в пределы, начертанные запретом. В свою очередь пределы выявляются посредством выхода из них. Таким образом, трансгрессия — это испытание предела на его прочность, его нарушение, вслед за которым следует наказание.

Однако М. Фуко по иному трактует понятие «трансгрессии» в учении Ж. Батая. Он доказывает, что трансгрессия — это «жест, который обращен на предел, та черта, которую она пересекает, образует все ее пространство»3. Целью движения трансгрессии не является пересечение границы, поскольку на той стороне оно оказалось бы в другом, но тоже сдавленном границами пространстве. Следовательно, трансгрессия реализуется в зоне регионального предела, она не отрицает утвержденные нормы и не устанавливает новые. «Не существует предела, — утверждает М. Фуко, — через который абсолютно невозможно переступить; с другой стороны, тщетной будет всякая трансгрессия иллюзорного или призрачного предела. Да существует ли доподлинно предел во вне этого жеста, который блистательно преодолевает и отрицает его? Что станется с ним после, и чем он мог быть до этого? И не исчерпывает ли трансгрессия все свое бытие в тот миг, когда переступает через этот предел, не ведая другого существования, кроме этого мгновения? Этот миг как бы восславляет все то, что исключает; предел распахивается неистово на беспредельное, вдруг захватывается всем тем, что он отбрасывал, и достигает вершины своего бытия в этой странной исполненности, захватывающей его до самого сердца»4.

Обращая внимание на справедливость всех трактовок понятия «трансгрессии», Дж. К. Оутс в своих произведениях доказывает, что, принимая различные формы, преодоление пределов разрабатывается при помощи трансгрессии — «вы-хождения» привычной жизни из своих границ (региональных, социальных, моральных, нравственных и т. д.), отклонение от правил поведения людей, с непременным акцентом на душевной жизни индивида, испытанием внутренних возможностей человека через гротескную внутреннюю конфликтность личности и нарушение границ психической нормы. В описываемых пограничных ситуациях, в которые попадают главные герои произведений малой прозы Дж. К. Оутс, ярко сочетается драма и философия современного мира.

Остановимся более подробно на анализе рассказа «Au Sable». Из телефонного звонка Митчелл, один из главных героев, от лица которого ведется повествование, узнает, что родители его жены Отто и Тереза приняли решение переехать в заброшенный дом, «оторванный от цивилизации, расположенный среди гор»5 и переходящий от поколения к поколению, который становится символическим региональным универсумом. Устав от повседневной суеты, практически утратившие чувство реальности жизни на земле, старики надеются обрести покой в столь призрачном месте, устремляются от реальности к мечте. «Мы все находимся в мире снов и иллюзий. Но после восьмидесяти нам приходится контролировать направления, в которые они нас уводят»6. Можно предположить, что особенное понимание неразрывной связи жизни и смерти рождает особое ощущение в душах главных героев — они не боятся смерти и осознают себя единственными реальными вершителями собственной судьбы — «мы приняли решение, и никто не сможет нас остановить»7.

Дом в рассказе Дж. К. Оутс «Au Sable» становится местом столкновения двух миров — человеческого и ирреального, сочетанием признаков живого и мертвого. Продолжая жить на земле, старики оказываются вычеркнутыми из жизни. Горы, лес, река, находящиеся возле дома, подчеркивают переходный характер этого места. Природа противопоставляется культурному пространству цивилизации, как и мир смерти — миру жизни и людей.

Нельзя не заметить, что Дж. К. Оутс неслучайно открывает сборник «Утратившие веру: рассказы о тех, кто преступил границы» рассказом «Au Sable», поскольку главные герои оказались потерянными, лишенными веры в будущее, так или иначе умершими для современной жизни. Безысходность способствует принятию мер по отношению к нарушению установленных и общепринятых правил. Их стремление к выходу из сдавленного границами регионального пространства, характерное не только для пожилых людей, но и для молодого поколения, задает общую интонацию рассказам этого сборника.

В то же время очевидно, что Дж. К. Оутс интересует не только проблема вины и кары за попытку преодоления региональных границ. Писательница затрагивает и более глубокие философские вопросы: проблему нравственности, постоянного выбора, с которым человеку приходится сталкиваться в течение жизни, компромисс с собственной совестью.

Таким образом, можно убедиться в том, что в своем творчестве Дж. К. Оутс показывает героев в региональном социуме в таких необычайных душевных состояниях и ситуациях, в которых возникает срединный мир, располагающийся между реальным и нереальным. Подобные состояния сознания так же ведут к раздвоению личности, допускают перешагивание границ, непреложных для обычных людей, нарушение общепринятого, обычного хода событий, устоявшихся норм поведения и морали. Однако, порыв за пределы установленных судьбой границ приводит к гибели героя, что в очередной раз говорит о фатальной невозможности преодоления поставленных человеку рамок и определяет специфику художественного метода Дж. К. Оутс.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Семиотика Скандала / под ред. Н. Букс. М.: Рус. ин-т: Европа; Париж: Сорбонна, 2008. C. 56.

2 Там же. С. 58.

3 Фуко М. О трансгрессии // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 117.

4 Там же.

5 См.: Oates J.C. Faithless: tales of transgression. N. Y.: HarperCollins Publishers Inc., 2002. 386 p.

6 Там же. С. 6.

7 Там же. С. 8.

Поступила 29.10.2013.

REFERENCES

1 Semiotika Skandala / pod red. N. Buks. M.: Rus. in-t: Evropa; Parizh:

Sorbonna, 2008. S. 56.

2 Tam zhe. S. 58.

3 Fuko M. O transgressii // Tanatografija jerosa: Zhorzh Bataj i francuzskaja

mysl' serediny XX veka. SPb.: Mifril, 1994. S. 117.

4 Tam zhe.

5 Sm.: Oates J.C. Faithless: tales of transgression. N. Y.: HarperCollins Publishers Inc., 2002. 386 p.

6 Tam zhe. S. 6.

7 Tam zhe. S. 8.

M. I. Vechkanova. Phenomenon of Transgression as a Cultural Segment of a Regional Socium (Case Study of Works by J. C. Oates)

The object of the research paper is formation of the US cultural space in the early 21st century as well as the concept of «transgression» in a regional socium. In shaping the US cultural space, works by one of the greatest modern American writers, an authoritative literary critic and a theoretician of literature and culture — Joyce Carol Oates are extremely important.

The paper presents definitions, theories and perspectives on the concept of «transgression» by different thinkers and philosophers. Taking into account fairness of all the interpretations, the author argues that overcoming the limits is carried out by means of transgression, that is exceeding bounds of habitual life, deviation from the rules of conduct, necessarily with the emphasis on spiritual life of an individual, testing internal capabilities of a person through a grotesque inner conflict nature of human personality and violating the borders of the mental norm. Moreover, the protagonists of stories by Joyce Carol Oates find themselves lost, devoid of faith in the future, anyway, dead for the modern living. Hopelessness promotes adoption of measures concerning the breach of established and generally accepted rules. Their desire to leave the space compressed by the boundaries sets the overall tone of the works by Joyce Carol Oates. At the same time, the writer is interested not only in the problem of guilt and punishment for trying to overcome the regional boundaries, she touches upon even higher philosophical issues: the problem of morality, permanent choice that a person has to face throughout life.

VECHKANOVA Marina Ilyinichna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of the Humanities, Saransk Coperative Institute Branch of Russian University of Cooperation.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная