А. И. Беляйкина. Региональные особенности в законодательстве Республики Мордовия об образовании
УДК 3 7.014.1
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.290-309
Введение. Образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От его состояния во многом зависит будущее России, ее экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. Следовательно, выявление и изучение особенностей нормативно-правового регулирования права на образование в регионах России является актуальной темой. Цель статьи – исследовать законодательство Республики Мордовия об образовании, выявить, происходит ли учет социально-экономических, национальных, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона при нормотворчестве.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили нормы действующего законодательства об образовании Российской Федерации и Республики Мордовия. Информационной базой стали открытые данные муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Мордовия. Использовались методы системно-структурного анализа, сравнения, формально-логический метод.
Результаты исследования. В ходе работы выявлены особенности региона, учитываемые при нормотворчестве в сфере образования Республики Мордовия: национальные, экономические, географические, социально-экономические. Установлено, что в Республике Мордовия предусмотрены дополнительные гарантии реализации конституционного права на образование: материальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального или республиканского бюджета Республики Мордовия.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что учет особенностей Мордовии в региональном законодательстве об образовании находится на соответствующем уровне. Перспективы дальнейшего исследования видятся в выявлении особенностей регионов и внедрении их в законодательство субъектов Российской Федерации. Полученные данные будут полезны региональным органам власти, администрациям муниципальных районов при разработке нормативно-правовых актов и программ развития образования региона.
Ключевые слова: право на образование, законодательство об образовании субъекта Российской Федерации, региональные особенности, социально-экономическое развитие, региональная идентичность, Республика Мордовия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Матюшева Т. Н. Конституционное право человека и гражданина на образование в Российской Федерации: становление и развитие понятия // Современное право. 2009. № 1. С. 13–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12874451 (дата обращения: 19.03.2019).
2. Матюшева Т. Н. Образование как правовая категория: понятие и составляющие // Право и образование. 2009. № 1. С. 21–30. URL: http://old.edit.muh.ru/content/mag/magcontent.php?link=pr0109 (дата обращения: 19.03.2019).
3. Матюшева Т. Н. К вопросу о становлении субинститута права на образование // Современное право. 2017. № 6. С. 22–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29460231 (дата обращения: 19.03.2019).
4. Волохова Е. Д. Формирование права на образование в истории России // Известия высших учебных заведений: Правоведение. 2002. № 3 (242 ). С. 249–257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23087860 (дата обращения: 19.03.2019).
5. Волохова Е. Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование. 2002. № 3. С. 22–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15522020 (дата обращения: 19.03.2019).
6. Задорина М. А. Конституционно-правовое содержание права на среднее профессиональное образование // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2016. Т. 15, № 3 (32). С. 54–59. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu5.2016.3.7
7. Третьяк Н. В. Гарантии реализации конституционного права на образование в законодательных актах субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (21). С. 57–63. URL: http://aprp-msal.ru/articles/article_21535.html?issue=apmag-4-2011 (дата обращения: 19.03.2019).
8. Шабалина О. Л. Нормативное закрепление права на образование в отечественном законодательстве: историко-правовой анализ // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 242–244. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24110850 (дата обращения: 19.03.2019).
9. Стульникова О. В. Проблемы законодательства субъектов Российской Федерации в области образования // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 2. С. 226–231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9544480 (дата обращения: 19.03.2019).
10. Теплякова О. А. Коллизии в регулировании права на образование // Право и образование. 2005. № 4. С. 65–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9228635 (дата обращения: 19.03.2019).
11. Ильина О. М. Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 4 (17). С. 96–100. URL: http://vestnik.pags.ru/vestnik/archive/vestnikN17.php (дата обращения: 19.03.2019).
12. Довгяло В. К., Колышкина В. А. Проблемы реализации права граждан на общее образование в Российской Федерации: пути решения (на примере Пермского края) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 146–158. URL: http://vestnik3.pspu.ru/vestnik3-2017.php (дата обращения: 19.03.2019).
13. Поздеев К. В., Петренко Н. И. Развитие дополнительного права на образование, установленного федеральным законодательством в законодательстве Республики Марий Эл // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2016. № 2 (4). С. 90–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28376455 (дата обращения: 19.03.2019).
14. Monk D. Problematising Home Education: Challenging ‘Parental Rights’ and ‘Socialisation’ // Legal Studies. 2004. Vol. 24, issue 4. Pp. 568–598. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1748-121X.2004.tb00263.x
15. MacKay A. W. Human Rights and Education: Problems and Prospects // Education & Law Journal. 1997. Vol. 8. Pp. 69–88. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2991631 (дата обращения: 19.03.2019).
16. Riddell S. The Biggest Extension of Rights in Europe? Needs, Rights and Children with Additional Support Needs in Scotland // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23, issue 5. Pp. 473–490. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2019.1580925
17. Children’s Right to Participate in Early Childhood Education Settings: A Systematic Review / N. Correia [et al.] // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 100. Pp. 76–88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.031
18. Bhan S., Rodricks S. Indian Perspective on Child’s Right to Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. Pp. 367–376. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.422
19. Azizi A. The Right to Education in the Republic of Macedonia: The Right to Education in one’s Mother Tongue // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. Pp. 2435–2440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.123
20. Беляйкина А. И. Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере образования // Постулат. 2018. № 8. URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1790/1824 (дата обращения: 19.03.2019).
Поступила 04.02.2019; принята к публикации 15.03.2019; опубликована онлайн 28.06.2019.
Об авторе:
Беляйкина Анастасия Игоревна, аспирант кафедры международного и европейского права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0560-8886, nasta.belle@yandex.ru
Для цитирования:
Беляйкина А. И. Региональные особенности в законодательстве Республики Мордовия об образовании // Регионология. 2019. Т. 27, № 2. С. 290–309. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.290-309
Автор и его научный руководитель прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная