Т. М. Шамсутдинова. Роль и место образования в преодолении цифрового неравенства (по материалам Республики Башкортостан)
УДК 316.3:37(470.57)
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.330-353
Введение. Актуальность статьи обусловлена процессами цифровизации экономики Российской Федерации и возрастающими требованиями к цифровой компетентности общества. Цель статьи – провести обзор факторов, порождающих цифровое неравенство, и охарактеризовать роль системы образования в преодолении проблемы цифрового неравенства населения (на примере Республики Башкортостан).
Материалы и методы. В качестве материалов теоретической части исследования использовались данные территориальной службы статистики и другие открытые источники информации. Экспериментальная часть исследования опиралась на проведенное автором тестирование студентов Башкирского государственного аграрного университета с целью определения уровня их цифровой компетентности. Методы исследования включали в себя сбор, систематизацию и анализ данных.
Результаты исследования. Проведен анализ количественных и качественных показателей цифрового неравенства в Республике Башкортостан. Выявлены основные факторы, порождающие цифровое неравенство в республике; они связаны с дифференциацией населения по территориальным признакам, экономическим и социальным критериям. Показано, что для Республики Башкортостан большую актуальность имеет проблема цифрового неравенства сельских и городских территорий. Обоснована роль профессионального образования в преодолении цифрового неравенства, показан рост уровня цифровой компетентности студентов по итогам их обучения.
Обсуждение и заключение. Проблема преодоления цифрового неравенства носит комплексный характер и может быть решена только путем консолидации усилий всех членов общества по созданию единой цифровой среды, при поддержке региональных органов власти и с привлечением ресурсов федерального управления. Полученные результаты представляют практическую значимость для преподавателей информационных технологий, а также для представителей региональных IT-структур. Дальнейшие направления изучения проблемы цифрового неравенства связаны с выявлением новых способов формирования и развития цифровой компетентности в условиях образовательного процесса.
Ключевые слова: Республика Башкортостан, цифровое неравенство, цифровая компетентность, профессиональная компетентность, городское и сельское население, образование, уровень образования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дятлов С. А., Селищева Т. А. Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России // Экономика образования. 2014. № 2. С. 48–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21820670 (дата обращения: 02.01.2019).
2. Кузнецов Ю. А., Маркова С. Е. Некоторые аспекты количественной оценки уровня цифрового неравенства регионов Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 32 (383). С. 2–13. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/detail.php?ID=63090 (дата обращения: 02.01.2019).
3. Волченко О. В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163–182. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.5.10
4. Van Dijk J. A. Digital Divide Research, Achievements and Shortcomings // Poetics. 2006. Vol. 34, issues 4-5. Pp. 221–235. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2006.05.004
5. E-inclusion or Digital Divide: An Integrated Model of Digital Inequality / B. Yu [et al.] // Journal of Documentation. 2018. Vol. 74, issue 3. Pp. 552–574. DOI: https://doi.org/10.1108/JD-10-2017-0148
6. Архипова М. Ю., Сиротин В. П., Сухарева Н. А. Разработка композитного индикатора для измерения величины и динамики цифрового неравенства в России // Вопросы статистики. 2018. Т. 25, № 4. С. 75–87. URL: https://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/667?locale=ru_RU (дата обращения: 02.01.2019).
7. Ициксон А. И. Устранение цифрового неравенства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11, № 4. С. 156–164. DOI: https://doi.org/10.14529/еm170421
8. Брагина Е. М., Орлова Д. С. Преодоление цифрового неравенства в условиях крайнего севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 3 (51). С. 7. URL: https://eee-region.ru/article/5107/ (дата обращения: 02.01.2019).
9. Bala S., Singhal P. Gender Digital Divide in India: A Case of Inter-Regional Analysis of Uttar Pradesh // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. 2018. Vol. 16, issue 2. Pp. 173–192. DOI: https://doi.org/10.1108/JICES-07-2017-0046
10. Singh S. Bridging the Gender Digital Divide in Developing Countries // Journal of Children and Media. 2017. Vol. 11, issue 2. Pp. 245–247. DOI: https://doi.org/10.1080/17482798.2017.1305604
11. Mavrou K., Hoogerwerf E.-J. Towards Full Digital Inclusion: the ENTELIS Manifesto Against the Digital Divide // Journal of Assistive Technologies. 2016. Vol. 10, issue 3. Pp. 171–174. DOI: https://doi.org/10.1108/JAT-03-2016-0010
12. Лысенко Э. А., Федосеева С. В. На пути становления информационного общества: ликвидация цифрового неравенства среди граждан старшего поколения // Информационное общество. 2014. № 1. С. 11–16. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/2ef9e67ce192d2c044257cac0044... (дата обращения: 02.01.2019).
13. Tavani H. T. Ethical Reflections on the Digital Divide // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. 2003. Vol. 1, issue 2. Pp. 99–108. DOI: https://doi.org/10.1108/14779960380000230
14. Гайнанов Д. А., Шарифьянов Т. Ф. Трансформация модели преодоления цифрового неравенства в сельской местности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 12 (84). С. 24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25622289 (дата обращения: 02.01.2019).
15. Санникова Т. Д. Цифровое неравенство как негативный фактор для благополучия сельского населения // Вестник науки. 2018. Т. 1, № 6 (6). С. 21–27. URL: https://вестник-науки.рф/archiv/journal-6-6-1.pdf (дата обращения: 02.01.2019).
16. Sampath Kumar B. T., Shiva Kumara S. U. The Digital Divide in India: Use and Non-Use of ICT by Rural and Urban Students // World Journal of Science, Technology and Sustainable Development. 2018. Vol. 15, issue 2. Pp.156–168. DOI: https://doi.org/10.1108/WJSTSD-07-2017-0021
17. Richmond W., Rader S., Lanier C. The “Digital Divide” for Rural Small Businesses // Journal of Research in Marketing and Entrepreneurship. 2017. Vol. 19, issue 2. Pp. 94–104. DOI: https://doi.org/10.1108/JRME-02-2017-0006
18. Luo M. M., Chea S. Internet Village Motoman Project in Rural Cambodia: Bridging the Digital Divide // Information Technology & People. 2018. Vol. 31, issue 1. Pp. 2–20. DOI: https://doi.org/10.1108/ITP-07-2016-0157
19. Chao C.-M., Yu T.-K. How to Overcome the Digital Divide? An Empirical Study of Taiwan’s DOCs // Aslib Journal of Information Management. 2016. Vol. 68, issue 5. Pp. 628–642. DOI: https://doi.org/10.1108/AJIM-03-2016-0036
20. Common Services Centres (CSCs) as an Approach to Bridge the Digital Divide: Reflecting on Challenges and Obstacles / Y. K. Dwivedi [et al.] // Transforming Government: People, Process and Policy. 2016. Vol. 10, issue 4. Pp. 511–525. DOI: https://doi.org/10.1108/TG-01-2016-0006
21. Huang J., Russell S. The Digital Divide and Academic Achievement // The Electronic Library. 2006. Vol. 24, issue 2. Pp. 160–173. DOI: https://doi.org/10.1108/02640470610660350
22. Adhikari J., Mathrani A., Scogings C. Bring Your Own Devices Classroom: Exploring the Issue of Digital Divide in the Teaching and Learning Contexts // Interactive Technology and Smart Education. 2016. Vol. 13, issue 4. Pp. 323–343. DOI: https://doi.org/10.1108/ITSE-04-2016-0007
23. Hillier M. Bridging the Digital Divide with Off-Line E-Learning // Distance Education. 2018. Vol. 39, issue 1. Pp. 110–121. DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2017.1418627
24. Dolan J. E. Splicing the Divide: A Review of Research on the Evolving Digital Divide Among K–12 Students // Journal of Research on Technology in Education. 2016. Vol. 48, issue 1. Pp. 16–37. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2015.1103147
25. Hill C., Lawton W. Universities, the Digital Divide and Global Inequality // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. Vol. 40, issue 6. Pp. 598–610. DOI: https://doi.org/10.1080/1360080X.2018.1531211
26. Carlson A., Isaacs A. M. Technological Capital: An Alternative to the Digital Divide // Journal of Applied Communication Research. 2018. Vol. 46, issue 2. Pp. 243–265. DOI: https://doi.org/10.1080/00909882.2018.1437279
27. Шамсутдинова Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование. 2013. № 6 (101). С. 36–44. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-6(101-36-44
28. Шамсутдинова Т. М. Оценка качества курсовых работ: компетентностный подход // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 180–195. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-180-195
Поступила 10.01.2019; принята к публикации 07.02.2019; опубликована онлайн 28.06.2019.
Об авторе:
Шамсутдинова Татьяна Михайловна, доцент кафедры информатики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» (450001, Россия, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34), кандидат физико-математических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1809-3615, Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/G-7779-2018, tsham@rambler.ru
Благодарности. Автор выражает благодарность коллективу Башкирского государственного аграрного университета за поддержку при работе над данной темой, анонимному рецензенту, чьи комментарии позволили улучшить качество текста.
Для цитирования:
Шамсутдинова Т. М. Роль и место образования в преодолении цифрового неравенства (по материалам Республики Башкортостан) // Регионология. 2019. Т. 27, № 2. С. 330–353. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.330-353
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная