М. А. Жулина, В. М. Кицис, С. В. Сарайкина. Макроэкономическая характеристика экономики туризма Тунисской Республики

УДК 3 38.4(611)

DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.224-245

Введение. Туризм оценивают как динамичную, находящуюся в постоянном развитии отрасль экономики. Экономика туризма развивается вместе с обществом, рекреацией и туризмом. Цель статьи – на примере Туниса показать особенности воздействия туризма на национальную экономику. Опыт Туниса весьма полезен для стран, где получил развитие пляжный отдых, но политическая обстановка длительное время остается сложной (Египет, Турция, Таиланд и др.).

Материалы и методы. Основой для написания статьи послужили статистические данные Всемирной туристической организации, мирового атласа данных и открытых интернет-источников. В исследовании использованы общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.) и специальные методы (методы математической статистики, графический, сравнительный методы и пр.).

Результаты исследования. Впервые в рамках статьи дана достаточно полная характеристика макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития международного туризма в Тунисе. В статье проанализирована динамика въездного и выездного туризма, рассмотрены факторы, влияющие на объемы международного туризма; исследованы международные туристские расходы и доходы, которые в значительной мере оказывают позитивное или негативное воздействие на платежный баланс страны. Показаны тенденции развития международного туризма Туниса и выявлены проблемы, стоящие перед отраслью.

Обсуждение и заключение. В процессе исследования было выявлено, что экономика туризма в значительной мере зависит от политических и экономических процессов, происходящих в стране. Современный уровень макроэкономических показателей экономики туризма Туниса отстает от показателей 2008–2009 гг. Результаты проведенного исследования позволили оценить современное состояние международного туризма и сделать ряд предложений, направленных на повышение уровня развития международного туризма в стране. Результаты исследования могут содействовать разработке программы развития экономики туризма Туниса, одно из важнейших мест в которой должно быть отведено повышению показателей на макроуровне.

Ключевые слова: экономика туризма, макроэкономические показатели, валовый внутренний продукт, занятость, туристские прибытия и выбытия, туристские доходы и расходы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Валединская Е. Н. Роль и значение стратегического развития сферы услуг туризма и гостеприимства в региональной экономике // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 79–86. URL: https://readera.ru/140206206 (дата обращения: 28.01.2019).

2. Виноградова М. В. Социально-экономическое влияние развития регионального туристского комплекса на экономику региона // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 132–140. URL: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&category=2010_1 (дата обращения: 28.01.2019).

3. Калитвинцева М. В. Экономические показатели вклада туристической отрасли в экономику региона // Российское предпринимательство. 20 11. Т. 12, № 9. С. 151–156. URL: https://creativeconomy.ru/lib/7014 (дата обращения: 28.01.2019).

4. Новичков Н. В. Экономика туризма региона: основные особенности и тенденции // ARS ADMINISTRANDI. 2015. Вып. № 2. С. 105–120. URL: http://ars-administrandi.com/abstracts.php?id=480 (дата обращения: 28.01.2019).

5. Дядечко В. В. Современные подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 40–43. URL: http://vestnik.nat-moo.ru/ru/ (дата обращения: 28.01.2019).

6. Рубцова Н. В. Концепция повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности на уровне туристской дестинации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 5 (120). С. 119–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25107875 (дата обращения: 28.01.2019).

7. Рубцова Н. В. Организационно-экономический механизм повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности на уровне туристской дестинации // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 3. С. 102–108. URL: http://vestnik.esstu.ru/issues.html (дата обращения: 28.01.2019).

8. Цапук Д. А. Маркетинговые программы и продвижение глобальных городов на международном туристском рынке // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 2. С. 14–24. DOI: https://doi.org/10.12737/11391

9. Croes R., Rivera M. A. Tourism’s Potential to Benefit the Poor: A Social Accounting Natrix Model Applied to Ecuador // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 1. Pp. 29–48. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2015.0495

10. Correia A., Kozak M., Kim S. Luxury Shopping Orientations of Mainland Chinese Tourists in Hong Kong: Their Shopping Destination // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue1. Pp. 92–108. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617725453

11. An Integrated Model for Evaluating Investments in Cultural Heritage Tourism in the Dominican Republic / O. Banerjee [et al.] // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 8. Pp. 1568–1580. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617713229

12. Benítez-Aurioles B. The Role of Distance in the Peer-to-Peer Market for Tourist Accommodation // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue 3. Pp. 237–250. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617726211

13. Dikgang J., Muchapondwa E., Stage J. Securing Benefits for Local Communities from International Visitors to the Kgalagadi Transfrontier Park // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 8. Pp. 1553–1567. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617707593

14. Fredman P., Wikström D. Income Elasticity of Demand for Tourism at Fulufjället National Park // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue 1. Pp. 51–63. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617724012

15. Gunter U., Önder I. Determinants of Airbnb Demand in Vienna and their Implications for the Traditional Accommodation Industry // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue 3. Pp. 270–293. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617731196

16. Jingwen W., Mingzhu L. Characteristics of Visitor Expenditure in Macao and their Impact on its Economic Growth // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue 2. Pp. 218–233. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617749352

17. Tavares J. M., Leitao N. C. The Determinants of International Tourism Demand for Brazil // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 4. Pp. 834–845. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2016.0540

18. Kostakis I., Theodoropoulou E. Spatial Analysis of the Nexus Between Tourism-Human Capital-Economic Growth // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 7. Pp. 1523–1534. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617692473

19. Morales J. M. L., Devesa M. J. S. Business Cycle and External Dependence on Tourism: Evidence for Spain // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 1. Pp. 187–199. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2015.0506

20. Ajogbeje K., Adeniyi О., Folarin О. The Effect of Terrorism on Tourism Development in Nigeria: A Note // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 8. Pp. 1673–1678. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617692477

21. Altin M., Memili E., Sönmez S. Institutional Economics and Firm Creation in the Hospitality and Tourism Industry // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 7. Pp. 1382–1397. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617689869

22. Koh Y., Defranco A., Back K.-J. Modeling Average Daily Rate (ADR) Volatility Index and Room Price Positioning Matrix // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 7. Pp. 1476–1483. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617702051

23. Mahadevan R. Examining Domestic and International Visits in Australia’s Aboriginal Tourism // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue 1. Pp. 127–134. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617701440

24. Is Hotel Efficiency Necessary for Tourism Destination Competitiveness? An Integrated Approach / L. F. Mendieta-Peñalver [et al.] // Tourism Economics. 2018. Vol. 24, issue 1. Pp. 3–26. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2016.0555

25. Motta V. Are SMEs in the Hospitality Industry Less Likely to Experience Credit Constraint than other Industries in the Service Sector? Evidence from Latin America // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 7. Pp. 1398–1418. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816617692476

26. Aroca P., Brida J. G., Volo S. Tourism Statistics: Correcting Data Inadequacy // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 1. Pp. 99–112. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2015.0500

27. Clusters as a Factor of Competitiveness of Rural Tourism Destinations in the Danube Region of the Republic of Serbia / R. Pejanović [et al.] // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 2. Pp. 475–482. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2015.0509

28. Bo Z. The Spillover Effect of Attractions: Evidence from Eastern China / Z. Bo [et al.] // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 4. Pp. 731–743. DOI: https://doi.org/10.5367/te.2016.0541

29. Tokarchuk O., Gabriele R., Maurer O. Development of City Tourism and Well-Being of Urban Residents: A Case of German Magic Cities // Tourism Economics. 2017. Vol. 23, issue 2. Pp. 343–359. DOI: https://doi.org/10.1177/1354816616656272

Поступила 10.02.2019; принята к публикации 20.03.2019; опубликована онлайн 28.06.2019.

Об авторах:

Жулина Марина Александровна, заведующий кафедрой туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат географических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5011- 723X, mzhulina@mail.ru

Кицис Вячеслав Михайлович, доцент кафедры туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат географических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4016-5275, vkitsis@mail.ru

Сарайкина Светлана Васильевна, доцент кафедры туризма ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат географических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8050-8992, ssarajjkina@rambler.ru

Заявленный вклад авторов:

Жулина Марина Александровна – постановка научной проблемы; научное руководство.

Кицис Вячеслав Михайлович – определение теоретико-методологических основ исследования; написание статьи.

Сарайкина Светлана Васильевна – поиск аналитических материалов; подготовка проекта текста статьи; составление таблиц и рисунков; доработка текста статьи.

Для цитирования:

Жулина М. А., Кицис В. М., Сарайкина С. В. Макроэкономическая характеристика экономики туризма Тунисской Республики // Регионология. 2019. Т. 27, № 2. С. 224–245. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.224-245

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная