Н. П. Касаткина, Н. В. Шумкова. Вторичная занятость и самозанятость студентов вузов: масштабы, структура и функции (на примере Республики Мордовия)
УДК 331.5-057.875(470.345)
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.109.027.201904.779-800
Введение. Исследование проблематики вторичной занятости студентов как фактора интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества и расширенного воспроизводства его человеческого капитала приобретает особую актуальность в контексте перспектив трансформации социального пространства современного рынка труда. Процессы дифференциации, флексибилизации, расширения нестандартных форм занятости ориентируют фокус внимания на задачи исследования особенностей структуры вторичной занятости студентов с точки зрения выявления практик самозанятости как способа реализации творческой и предпринимательской активности молодежи. Цель статьи – изучить структуру вторичной занятости студентов вузов Республики Мордовия.
Материалы и методы. Использованы материалы авторского пилотажного фокус-группового исследования и данные социологического опроса, проведенного среди студентов выпускных курсов вузов Республики Мордовия. Для анализа применялись методы расчета показателей дескриптивной статистики, оценки связи между переменными, а также многомерного статистического анализа.
Результаты исследования. Показано, что вторичная занятость студентов старших курсов вузов Республики Мордовия является распространенной практикой. Трудовая занятость студентов локализуется в основном в частном секторе и преимущественно не связана с получаемой в вузе профессией. В структуре вторичной занятости значительная доля принадлежит самозанятости, распространенность которой составляет около 25 %. Сегмент студенческой самозанятости связан с предоставлением широкого спектра услуг, однако наиболее популярными являются фриланс и репетиторство. Практики самозанятости структурируются по видам деятельности в зависимости от гендерного признака, а также от новизны (традиционности) выполняемого труда.
Обсуждение и заключение. Самозанятость способствует адаптации и интеграции студентов на рынке труда и выступает фактором стимуляции миграционных настроений молодежи и неустойчивости профессиональных ориентаций. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов органами власти Республики Мордовия при разработке молодежной политики региона и государственных программ в сфере труда и занятости, оптимизации кадровой политики организаций и ведомств.
Ключевые слова: самозанятость, вторичная занятость, трудовая занятость студентов, репетиторство, фриланс, рынок труда
Финансирование. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта «Социальное пространство рынка труда Республики Мордовия: самозанятость молодежи» (№ 18-411-130016 р_а).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дикусарова М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3. С. 177–182. URL: http://science.vvsu.ru/scientific-journals/journal/current/article/id/21... (дата обращения: 06.07.2019).
2. Carr R. V., Wright J. D., Brody C. J. Effects of High School Work Experience a Decade Later: Evidence From the National Longitudinal Survey // Sociology of Education. 1996. Vol. 69, no. 1. Рp. 66–81. DOI: https://doi.org/10.2307/2112724
3. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87–94.
4. Gerchikov V. I. The Phenomenon of the Working College Student // Russian Education & Society. 2000. Vol. 42, issue 6. Pp. 67–84. DOI: https://doi.org/10.2753/RES1060-9393420667
5. Красова Е. В. Основные черты студенческой занятости в регионах России (на примере Владивостока и других городов) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3, № 1. С. 266–285. DOI: https://doi.org/10.21684/2411-7897-2017-3-1-266-285
6. Родионова А. В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 80–84. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-7-2011/ (дата обращения: 06.07.2019).
7. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-152-179
8. Cherednichenko G. A. The Educational and Professional Trajectories of Secondary School Graduates // Russian Education & Society. 2011. Vol. 53, issue 8. Pp. 19–35. DOI: https://doi.org/10.2753/RES1060-9393530802
9. Callender C. The Impact of Term-Time Employment on Higher Education Students’ Academic Attainment and Achievement // Journal of Education Policy. 2008. Vol. 23, issue 4. Pp. 359–377. DOI: https://doi.org/10.1080/02680930801924490
10. King J. E. Crucial Choices: How Students’ Financial Decisions Affect Their Academic Success. Washington, DC: American Council on Education, 2002. 32 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED469585 (дата обращения: 06.07.2019).
11. Gleason P. M. College Student Employment, Academic Progress, and Postcollege Labor Market Success // Journal of Student Financial Aid. 1993. Vol. 23, no. 2. Pp. 5–14. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ477819 (дата обращения: 06.07.2019).
12. Харченко В. С. Учат ли быть фрилансером в российском вузе (анализ свободной занятости в контексте образовательных стандартов ВПО нового поколения) // Педагогическое образование. 2012. № 2. С. 196–199. URL: http://journals.uspu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99:... (дата обращения: 06.07.2019).
13. Харченко В. С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики и новые смыслы // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 92–104. URL: https://vo.hse.ru/2013--3/100508673.html (дата обращения: 06.07.2019).
14. Кениг В. А. Становление профессиональной идентичности студентов, работающих по специальности // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. 2007. № 6. С. 64–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14317293 (дата обращения: 06.07.2019).
15. Янбарисова Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 217–237. URL: https://vo.hse.ru/2014--1/117867961.html (дата обращения: 06.07.2019).
16. Yanbarisova D. Combining University Studies with Work: Influence on Academic Achievement (December 9, 2014). Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 21/EDU/2014. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.2535776
17. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении [Электронное издание] / М. К. Горшков [и др.]; отв. редактор М. К. Горшков. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017. 129 с. DOI: https://doi.org/10.19181/inab.2017.2
18. Карпенко Е. З. Сверхзанятость учащейся молодежи как фактор снижения качества человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 8. С. 69–75. URL: http://www.rppe.ru/?p=1517 (дата обращения: 06.07.2019).
19. Drozdikova-Zaripova A. R., Kalatskaya N. N., Kostyunina N. Y. The Research of Educational Motivation of Working and Nonworking Russian Students // Review of European Studies. 2015. Vol. 7, no. 5. Pp. 108–117. DOI: https://doi.org/10.5539/res.v7n5p108
20. Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 106–115. URL: https://www.isras.ru/socis_2008_8.html (дата обращения: 06.07.2019).
21. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников / В. Н. Рудаков [и др.] // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 77–102. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-77-102
22. Hall R. The Work–Study Relationship: Experiences of Full-Time University Students Undertaking Part-Time Employment // Journal of Education and Work. 2010. Vol. 23, issue 5. Pp. 439–449. DOI: https://doi.org/10.1080/13639080.2010.515969
23. Humphrey R. Pulling Structured Inequality Into Higher Education: The Impact of Part-Time Working on English University Students // Higher Education Quarterly. 2006. Vol. 60, issue 3. Pp. 270–286. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-2273.2006.00317.x
24. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. № 6. С. 98–110. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-6-98-110
25. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. «Кончить курс и место достать»: Исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 101–120. URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/700 (дата обращения: 06.07.2019).
26. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. Нормально ли быть неформальным? // Экономический журнал ВШЭ. 2013. № 1. С. 3–40. URL: https://ej.hse.ru/2013-17-1/84540458.html (дата обращения: 06.07.2019).
27. Нагимова А. М., Сафиуллина Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов Казани // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 121–124. URL: http://socis.isras.ru/article/5901 (дата обращения: 06.07.2019).
28. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Трудовые стратегии самозанятых профессионалов (фрилансеров) // Мир России. 2015. № 1. С. 72–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23102570 (дата обращения: 06.07.2019).
29. Davis S. N., Shevchuk A., Strebkov D. Pathways to Satisfaction with Work-Life Balance: The Case of Russian-Language Internet Freelancers // Journal of Family and Economic Issues. 2014. Vol. 35, issue 4. Pp. 542–556. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-013-9380-1
30. Красильщиков В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 165–175.
Поступила 15.07.2019; принята к публикации 17.09.2019; опубликована онлайн 30.12.2019.
Об авторах:
Касаткина Наталья Петровна, ведущий научный сотрудник ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а), доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0940-2087, kasatkina-rri@mail.ru
Шумкова Наталья Викторовна, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1),кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2330-0028, niiregion@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Касаткина Наталья Петровна – научное руководство; анализ литературы по проблеме исследования; разработка методологии исследования; качественный анализ результатов; подготовка текста статьи.
Шумкова Наталья Викторовна – анализ литературы по проблеме исследования; сбор и обработка данных; первичная интерпретация статистических данных; подготовка текста статьи.
Для цитирования:
Касаткина Н. П., Шумкова Н. В. Вторичная занятость и самозанятость студентов вузов: масштабы, структура и функции (на примере Республики Мордовия) // Регионология. 2019. Т. 27, № 4. С. 779–800. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.109.027.201904.779-800
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная