И. В. Захарова. Конкурентоспособность университета как гибридной структуры регионального образовательного пространства
УДК 378:339.137.2
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.377-399
Введение. Управление конкурентоспособностью организаций высшей школы рассматривается как средство совершенствования качества образования и развития инновационной составляющей отечественной экономики. Цель статьи – на основе материалов проведенного исследования выявить факторы, обусловливающие конкурентные позиции регионального университета, и возможности повышения его конкурентоспособности.
Материалы и методы. В работе использованы методы логического, системного и экономико-статистического анализа, метод социологического опроса, метод экспертных оценок, метод структурного анализа и проектирования. Методология исследования включает сравнение с использованием имеющихся данных и графическую визуализацию данных, которая отображает наиболее распространенные тенденции и показывает закономерности конкурентоспособности региональных вузов.
Результаты исследования. Региональный вуз рассматривается как гибридная структура, включающая горизонтальные и вертикальные связи самостоятельных элементов и взаимозависимых элементов. Анализируются явления взаимодействия, партнерства и преемственности деятельности организации региональной системы образования. Обосновывается эффективность партнерства университетов и школ в рамках сформированных вузами гибридных образовательных систем. На основе эмпирического исследования разработаны две функциональные модели регионального университета, включающие его существенные взаимосвязи в региональном образовательном пространстве.
Обсуждение и заключение. Исследование подтверждает гипотезу о значимости интеграции университета в региональное образовательное пространство. Развитие вуза как гибридной образовательной структуры, партнерство с другими образовательными организациями усиливают его конкурентные позиции. Предложенные автором функциональные модели регионального вуза как гибридной структуры и методика оценки его конкурентоспособности могут быть полезны для руководителей образовательных организаций и органов власти регионов.
Ключевые слова: региональное образовательное пространство, конкурентоспособность университета, гибридная структура, партнерство школы и вуза, университетский комплекс, образовательный кластер
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Ульяновской области, проект № 18-410-730003 «Анализ конъюнктуры рынка высшего образования Ульяновской области».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Barber, M. An Avalanche is Coming. Higher Education and the Revolution Ahead / M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi. – London : The Institute for Public Policy Research, 2013. – 78 p. – URL: https://www.insidehighered.com/sites/default/server_files/files/FINAL%20Embargoed%20Avalanche%20Paper%20130306%20(1).pdf (дата обращения: 12.04.2020).
2. Савинов, В. Н. Модель оценки управления развитием территориальной системы образования в условиях гетерогенности среды / В. Н. Савинов // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 1 (29). – С. 14–22. – URL: https://old.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/2 (дата обращения: 12.04.2020).
3. European Cluster Memorandum. Promoting European Innovation through Clusters: An Agenda for Policy Action / prep. by The High Level Advisory Group on Clusters, chaired by Senator P. Laffitte. – 2006. – 11 p. – URL: http://www.corallia.org/images/stories/documents/AboutCorallia/AboutCora... (дата обращения: 12.04.2020).
4. The European University Landscape: A Micro Characterization Based on Evidence from the Aquameth / C. Daraio, A. Bonaccorsi, A. Geuna [et al.]. – DOI https://doi.org/10.1016/j.respol.2010.10.009 // Research Policy. – 2011. – Vol. 40, issue 1. –
Pp. 148–164. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0048733310002180?... (дата обращения: 12.04.2020).
5. Шамова, Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем / Т. И. Шамова // Народное образование. – 2019. – № 4. – С. 101–104. – URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2019-4/klasterniiy-pod... (дата обращения: 12.04.2020).
6. Enright, M. J. Industry Clusters in Australia: Recent Trends and Prospects / M. J. Enright, D. H. Roberts. – DOI https://doi.org/10.1080/09654310310001635706 // European Planning Studies. – 2004. – Vol. 12, issue 1. – Pp. 99–121. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09654310310001635706 (дата обращения: 12.04.2020).
7. Ketels, Ch. Michael Porter’s Competitiveness Framework – Recent Learnings and New Research Priorities / Ch. Ketels. – DOI https://doi.org/10.1007/s10842-006-9474-7 // Journal of Industry Competition and Trade. – 2006. – Vol. 6, issue 2. – Pp. 115–136. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10842-006-9474-7 (дата обращения: 12.04.2020).
8. Большаков, Н. М. Интегральная оценка устойчивого развития конкурентоспособности образовательного кластера в концепции дуализма: теория, методология, практика / Н. М. Большаков, В. В. Жиделева // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 12 (8). – С. 54–62. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21155563 (дата обращения: 12.04.2020).
9. Ендовицкий, Д. А. Кластерный подход к региональной системе высшего образования / Д. А. Ендовицкий, О. Н. Мосолов // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 2. – С. 5–10. – URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2016/02/2016-02-01.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
10. Витченко, О. В. Кластерная модель современного регионального университетского комплекса в условиях диверсификации / О. В. Витченко, Е. А. Козырева. – Текст : электонный // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26689 (дата обращения: 12.04.2020).
11. Jesson R. Writing Interventions that Respond to Context: Common Features of Two Research Practice Partnership Approaches in New Zealand / R. Jesson, J. Parr. – DOI https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102902 // Teaching and Teacher Education. – 2019. – Vol. 86. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0742051X1830430X?... (дата обращения: 12.04.2020).
12. Rodrigues, A. M. The Contradictory Nature of Teacher Education in the Partnership between University and School / A. M. Rodrigues, C. R. Mattos // Problems of Education in the 21st Century. – 2018. – Vol. 76, issue 1. – URL: http://oaji.net/articles/2017/457-1519988243.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
13. Ясвин, В. А. Организационная культура педагогических коллективов в ситуации объединения образовательных организаций / В. А. Ясвин, Е. М. Моргачева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2017. – № 4 (10). – С. 58–74. – URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik_ppo4_10_(2017).pdf#page=58 (дата обращения: 12.04.2020).
14. Workplace Learning as a Hybrid Space / F. Trede, L. Markauskaite, C. McEwen, S. Macfarlane. – DOI https://doi.org/10.1007/978-981-13-7410-4_2 // Education for Practice in a Hybrid Space. – Singapore : Springer, 2019. – Pp. 19–31. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-981-13-7410-4_2 (дата обращения: 12.04.2020).
15. Ваганова, Н. О. Системные эффекты университетских комплексов / Н. О. Ваганова, В. Н. Лопаткин. – DOI https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-89-101 // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 2. – С. 89–101. – URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/764 (дата обращения: 12.04.2020).
16. Зиньковский, К. В. Реструктуризация системы высшего образования: оценка результатов объединений вузов / К. В. Зиньковский, П. В. Деркачев. – DOI https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.067 // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 6. – С. 135–145. – URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/55 (дата обращения: 12.04.2020).
17. Green, C. A. School-University Partnerships in Australia: A Systematic Literature Review / C. A. Green, Sh. Tindall-Ford, M. J. Eady. – DOI https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1651822 // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2019. – URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/55 (дата обращения: 12.04.2020).
18. Successful University-School Partnerships: An Interpretive Framework to Inform Partnership Practice / M. Jones, L. Hobbs, J. Kenny [et al.]. – DOI https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.006 // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 60. –
Pp. 108–120. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0742051X16301664?... (дата обращения: 12.04.2020).
19. Maheady, L. Building and Sustaining in Rural Settings: One Approach for Improving Special Education Service Delivery / L. Maheady, K. Magiera, R. Simmons. – DOI https://doi.org/10.1177/875687051603500205 // Rural Special Education Quarterly. – 2016. – Vol. 35, issue 2. – Pp. 33–40. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/875687051603500205 (дата обращения: 12.04.2020).
20. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера / М. П. Пальянов, В. А. Николаев, О. А. Масюков [и др.]. – DOI https://doi.org/10.12737/article_5ae474943f65f2.99838238 // Профильная школа. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 38–48. – URL: https://naukaru.ru/en/nauka/article/20852/view (дата обращения: 12.04.2020).
21. Волошина, Л. В. Роль университета в развитии региональных образовательных систем / Л. В. Волошина, В. В. Обухов, К. Е. Осетрин // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 4 (14). – С. 92–96. – URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2016&issue=4&article_id=6185 (дата обращения: 12.04.2020).
22. Ngo, L. M. A University-Сity Complex, a Model for Sustainable Development: A Case Study in Vietnam / L. M. Ngo, T. A. Trinh. – DOI https://doi.org/10.1016/j.proeng.2016.02.018 // Procedia Engineering. – 2016. – Vol. 142. – Pp. 92–99. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877705816003829?via%... (дата обращения: 12.04.2020).
23. Клячко, Т. А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России / Т. А. Клячко, Е. А. Семионова. – DOI https://doi.org/10.17059/2018-3-8 // Экономика региона. – 2018. – Т. 14, вып. 3. – С. 791–805. – URL: https://doi.org/10.17059/2018-3-8 (дата обращения: 12.04.2020).
24. Kharisova, L. A. Continuity as a System of Activity Directed at the Development of General-Education Conplexes / L. A. Kharisova, G. P. Novikova, T. M. Shukaeva // Espacios. – 2017. – Vol. 38, no. 40. – URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384023.html (дата обращения: 12.04.2020).
25. Захарова, И. В. Маркетинговые инструменты в современном вузе: тенденции исследований / И. В. Захарова // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 6. – С. 20–30. – URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1288 (дата обращения: 12.04.2020).
Поступила 14.03.2020; принята к публикации 17.04.2020; опубликована онлайн 30.06.2020.
Об авторе:
Захарова Инна Владимировна, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» (432071, Россия, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-9142, Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=572..., inna73reg@yandex.ru
Для цитирования:
Захарова, И. В. Конкурентоспособность университета как гибридной структуры регионального образовательного пространства / И. В. Захарова. – DOI https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.377-399 // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 2. – С. 377–399.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Скачать статью в PDF
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная