Е. И. Макаренко. Факторы трудовой деятельности современной российской технической интеллигенции
УДК 331.5:323.329
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.322-349
Введение. Реальная ситуация в экономической, политической и образовательной сферах сдерживает развитие интеллектуальных, профессиональных ресурсов технической интеллигенции. Цель статьи – на основе проведенного исследования выявить объективные условия и субъективные факторы, определяющие трудовую деятельность современной отечественной технической интеллигенции как кадровую основу для социально-экономических изменений и инновационных преобразований в стране.
Материалы и методы. При анализе объективных условий использовались материалы официальной статистики, законодательные акты. Применялись методологические принципы историзма и социально-исторической преемственности, методы математической статистики. При интерпретации субъективных факторов были задействованы эмпирические данные, полученные методами массового опроса «Модернизация экономики и техническая интеллигенция» и экспертного опроса «Инновационная деятельность технической интеллигенции». Опросы позволили выявить оценку технической интеллигенцией происходящих событий в вопросах адаптации к рыночным отношениям и кризисам последних лет, удовлетворенности трудом, материального вознаграждения за свой труд, в ценностных ориентациях.
Результаты исследования. Определены объективные условия (экономическое положение страны, состояние институтов образования и др.) и субъективные факторы (степень и уровень трудовой адаптации технической интеллигенции к проводимым социально-экономическим преобразованиям последних десятилетий, удовлетворенность трудом и пр.), которые характеризуют современную отечественную техническую интеллигенцию. Анализ данных условий и факторов свидетельствует о сложностях для реализации масштабного инновационного прорыва как в экономике страны, так и в российском обществе в целом.
Обсуждение и заключение. Современные объективные условия, детерминирующие развитие технической интеллигенции, не способствуют реализации ее традиционного социального предназначения – быть опорой научно-технологических и инновационных преобразований. Статья имеет практическую значимость для государственных органов различного уровня, общественных организаций, работающих над совершенствованием политики в сфере инноваций в промышленности, науки и образования. Эмпирические данные могут быть использованы для дальнейших научных интерпретаций, а также в качестве диагностики и консультирования по адресной поддержке предприятий и организаций производственной сферы.
Ключевые слова: техническая интеллигенция, занятость по видам экономической деятельности, институты образования, цифровизация, трудовая адаптация, удовлетворенность трудом, ценностные ориентации, гражданская активность
Список использованных источников
1. Тощенко, Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2016. – № 1. – С. 6–17. – URL: http://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_1/6_17_Toshchenko.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
2. Кураев, А. Н. Место и роль интеллигентоведения в системе социальных и гуманитарных наук / А. Н. Кураев. – DOI 10.31171/vlast.v26i4.5763 // Власть. – 2018. – Т. 26, № 4. – С. 55–58. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/5763 (дата обращения: 18.04.2020).
3. Danilov, А. Finishing Touches to the Portrait of Kuban Intelligentsia at the Turn of the XIX–XX centuries / А. Danilov // Bylye Gody. – 2016. – Vol. 40, issue. 2. – Рp. 479–485. – URL: http://ejournal52.com/journals_n/1465042129.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
4. Смык, А. Ф. От Императорского инженерного училища к отраслевым транспортным институтам (1810–1930) / А. Ф. Смык // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2014. – № 2 (37). – С. 3–14. – URL: http://www.madi.ru/1834-vestnik-moskovskogo-avtomobilno-dorozhnogo-gosud... (дата обращения: 15.04.2020).
5. Кошарная, Г. Б. Новая управленческая интеллигенция как социально-профессиональная группа на промышленных предприятиях Пензенской области / Г. Б. Кошарная, Х. З. Ксенофонтова. – DOI https://doi.org/10.15507/24131407.104.026.201803.460-473 // Регионология. – 2018. – Т. 26, № 3. – С. 460–473. – URL: https://regionsar.ru/ru/node/1697 (дата обращения: 15.04.2020).
6. Приходько, В. М. Каким быть современному инженерному образованию? (Размышления участников форума) / В. М. Приходько, А. Н. Соловьев // Высшее образование в России. – 2015. – № 3. – С. 45–56. – URL: http://vovr.su/upload/3-15.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
7. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева, С. И. Квитко [и др.]. – DOI https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586 // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 568–586. – URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/19-4/05.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
8. Zandvoort, H. Engineering Education for a Sustainable, Just and Peaceful Society / Н. Zandvoort. – DOI https://doi.org/10.13140/2.1.2754.3042 // TEK Sustainable Development Seminar (19 November, 2009). – Helsinki, 2009. – URL: https://www.researchgate.net/publication/266896056_Engineering_Education... (дата обращения: 15.04.2020).
9. Castro, М. From Technology Enhanced Learning to Ethics and Critical Thinking as Рart of the Engineering Education: Skill Driven with Humanities Comprehension Editorial / М. Castro, E. Sancristobal. – DOI https://doi.org/10.3991/ijep.v10i1.12927 // International Journal of Engineering Pedagogy. – 2020. – Vol. 10, issue 1. – URL: https://online-journals.org/index.php/i-jep/article/view/12927 (дата обращения: 15.04.2020).
10. Tsiatsos, Th. Virtual University and Gamification to Support Engineering Education / Th. Tsiatsos. – DOI https://doi.org/10.3991/ijep.v10i2.13771 // International Journal of Engineering Pedagogy. – 2020. – Vol. 10, issue 2. – URL: https://online-journals.org/index.php/i-jep/article/view/13771 (дата обращения: 15.04.2020).
11. Макаренко, Е. И. Социально-исторические особенности воспроизводства технической интеллигенции / Е. И. Макаренко. – DOI https://doi.org/10.31171/vlast.v26i7.5977 // Власть. – 2018. – № 7 (26). – С. 197–205. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/5977 (дата обращения: 15.04.2020).
12. Макаренко, Е. И. Социальная база технической интеллигенции в условиях кризиса / Е. И. Макаренко // Социологические исследования. – 2010. – № 10. – С. 26–29. – URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-10/Makarenko.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
13. Нор-Аревян, О. А. Упадок социального самочувствия инженеров и работников в 90-е гг. ХХ в. как фактор кризиса идентичности / О. А. Нор-Аревян. – DOI https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.22 // Гуманитарий юга России. – 2017. – № 3. – С. 250–261. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/hsr/article/view/5221/ (дата обращения: 18.04.2020).
14. Исаев Д. П. Профессиональный облик советского инженера: от традиционных ценностей к альтернативным элементам идентичности / Д. П. Исаев, Н. А. Трапш // Власть. – 2017. – Т. 25, № 2. – С. 148–156. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/4948 (дата обращения: 18.04.2020).
15. Носонов, А. М. Производственно-технологическая инновационная инфраструктура регионов России / А. М. Носонов. – DOI https://doi.org/10.15507/2413-1407.107.027.201903.436-460 // Регионология. – 2019. – Т. 27, № 3. – С. 436–460. – URL: http://regionsar.ru/en/node/1801 (дата обращения: 18.04.2020).
16. Ключарев, Г. А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) / Г. А. Ключарев. – DOI https://doi.org/10.31857/S013216250008820-5 // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 51–59. – URL: http://socis.isras.ru/article/8060 (дата обращения: 18.04.2020).
17. Зубок, Ю. А. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. – 2015. – № 5. – С. 114–122. – URL: http://socis.isras.ru/article/5225 (дата обращения: 18.04.2020).
18. Яницкий, О. Н. Переход на «цифру» и задачи науки и образования / О. Н. Яницкий. – DOI 10.31171/vlast.v27i1.6229 // Власть. – 2019. – № 1. – С. 69–75. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/6229 (дата обращения: 18.04.2020).
19. Lubsky, A. V. Mental Programs and Social Behavior Patterns in Russian Society / A. V. Lubsky, E. Y. Kolesnikova, R. A. Lubsky // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11, issue 16. – URL: http://www.ijese.net/makale_indir/IJESE_1188_article_5813a3d954097.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
20. Рязанцев, И. П. Традиции и ценности современного технического вуза / И. П. Рязанцев, В. В. Гридина // Социология. – 2020. – № 1. – С. 186–195. – URL: http://soziologi.ru/upload/iblock/61b/№1%202020.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
21. Добрынина, М. В. Национальная политика России в области инженерного образования: понятие, сущность, содержание / М. В. Добрынина, Т. В. Растимешина. – DOI https://doi.org/10.31171/vlast.v27i6.6861 // Власть. – 2019. – Т. 27, № 6. – C. 257–265. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/6861 (дата обращения: 15.04.2020).
22. Верещагина, А. В. По следам XI школы молодого социолога «Изменяющаяся реальность и жизненные практики россиян в посткризисном обществе» (Республика Крым) / А. В. Верещагина. – DOI https://doi.org/10.19181/2227-8656.2019.4 // Гуманитарий юга России. – 2018. – Т. 7, № 4. – С. 232–250. – URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/6861 (дата обращения: 15.04.2020).
Поступила 22.01.2020; принята к публикации 05.03.2020; опубликована онлайн 30.06.2020.
Об авторе:
Макаренко Екатерина Игоревна, доцент кафедры социологии и управления ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (125319, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 64), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6909-3522, makarenko_madi@mail.ru
Благодарности: Автор статьи выражает благодарности заслуженному деятелю науки Российской Федерации профессору Г. Г. Силласте за методологическую и организационную поддержку при проведении исследования «Модернизация экономики и техническая интеллигенция», профессорам А. В. Лубскому и А. В. Верещагиной за методические советы в рамках экспертного опроса «Инновационная деятельность технической интеллигенции», а также профессору В. В. Ушакову за помощь в организации полевого этапа экспертного опроса.
Для цитирования:
Макаренко, Е. И. Факторы трудовой деятельности современной российской технической интеллигенции / Е. И. Макаренко. – DOI https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.322-349 // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 2. – С. 322–349.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная