С. В. Бажанова, Е. В. Учваткина. Совершенствование процесса управления ИТ-инфраструктурой предприятия энергетической отрасли Республики Мордовия
УДК 338.45:621.31(470.345)
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.239-260
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рационального управления ИТ-инфраструктурой крупными отраслевыми предприятиями для повышения эффективности своей экономической деятельности. Цель статьи – на основе результатов исследования деятельности предприятия энергосбытовой отрасли проанализировать пути повышения эффективности управления ИТ-инфраструктурой компании за счет внедрения отечественных программных продуктов.
Материалы и методы. Использовалась методология IT Infrastructure Library для описания ИТ-инфраструктуры предприятия и материалы научных публикаций. Применялись принципы системного и комплексного подходов, использовались общенаучные методы и приемы. Для сравнительного анализа отечественных автоматизированных информационных систем применялся метод анализа иерархий.
Результаты исследования. На основе анализа деятельности регионального монополиста энергосбытовой отрасли Республики Мордовия компании «Ватт» раскрыты недостатки в автоматизации вспомогательных и обеспечивающих бизнес-процессов крупных компаний. Изучены причины низкой эффективности процессов управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Обосновано решение выявленных проблем с помощью программного обеспечения отечественных разработчиков. Проведен сравнительный анализ ряда российских автоматизированных информационных систем класса Service Desk.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость совершенствования такого вспомогательного процесса, как процесс управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Полученные результаты могут быть использованы в практике деятельности крупных компаний при реинжиниринге и модернизации основных и вспомогательных бизнес-процессов. Результаты проведенного сравнительного анализа российских автоматизированных информационных систем класса Service Desk могут использоваться для принятия решения о внедрении отечественного программного обеспечения.
Ключевые слова: ИТ-инфраструктура, ИT-сервис, процесс поддержки ИТ-сервиса, процесс предоставления ИТ-сервиса, экономическая независимость, информационная безопасность, системы класса Service Desk
Список использованных источников
1. Kim, B. Virtual Field Experiments for a Digital Economy: A New Research Methodology for Exploring an Information Economy / B. Kim, A. Barua, A. B. Whinston. – DOI https://doi.org/10.1016/S0167-9236(01)00094-X // Decision Support Systems. – 2002 – Vol. 32, issue 3. – Pp. 215–231. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S016792360100094X (дата обращения: 02.04.2020).
2. Анисифоров, А. Б. Базовые принципы формирования, развития и эксплуатации информационной инфраструктуры предприятия в решении задач информационного менеджмента / А. Б. Анисифоров. – DOI https://doi.org/10.17586/2310-1172-2019-12-3-128-136 // Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 3. – С. 128–136. – URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/19097/Basic_principles_of_forma... (дата обращения: 02.04.2020).
3. Суровцев, А. С. Модели ITSM и системы ITIL как основа систем управления / А. С. Суровцев // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2, № 18 (35). – С. 10–11. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30042526_56134011.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
4. Model-Based Qualitative Risk Assessment for Availability of IT Infrastructures / E. Zambon, S. Etalle, R. J. Wieringa, P. Hartel. – DOI https://doi.org/10.1007/s10270-010-0166-8 // Softw Syst Model. – 2011. – Vol. 10. – Pp. 553–580. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10270-010-0166-8#citeas (дата обращения: 02.04.2020).
5. Зараменских, Е. П. Цифровые сервисы: их атрибуты и взаимосвязь с архитектурой предприятия / Е. П. Зараменских. – DOI https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-10-36-42 // Вестник университета. – 2018. – № 10. – С. 36–42. – URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/1166 (дата обращения: 02.04.2020).
6. Ильин, И. В. Цифровая трансформация как фактор формирования архитектуры и ИТ-архитектуры предприятия / И. В. Ильин, А. И. Левина, А. С. Дубгорн. – DOI https://doi.org/10.17586/2310-1172-2019-12-3-50-55 // Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 3. – С. 50–55. – URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/19081/cifrovaya_transformaciya_... (дата обращения: 02.04.2020).
7. Гилева, Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления / Т. А. Гилева. – DOI: https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-38-52 // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 1 (27). – С. 38–52. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zrelost-predpriyatiya-metod... (дата обращения: 02.04.2020).
8. Ефремова, Л. И. Исследование архитектуры предприятия ООО «Мечта» / Л. И. Ефремова, О. Н. Целина. – Текст: электронный // Вектор экономики. – 2018. – № 4. – URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/4/economicsmanageme... (дата обращения: 02.04.2020).
9. Ждамирова, Э. Ю. Управление рисками при внедрении технологий ITIL / Э. Ю. Ждамирова, А. В. Демина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – № 4 (68). – С. 116–118. – URL: http://www.seun.ru/content/nauka/5/4/doc/Vestnik_4_68_2017.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
10. Robert, F. Interdependence of COBIT and ITIL / F. Robert // ISACA Journal. – 2007. – No. 1. – URL: https://ru.scribd.com/document/57407966/Jpdf0701-Interdependence-of-Cobit (дата обращения: 02.04.2020).
11. Катков, К. А. Моделирование процессов управления инцидентами в информационной системе IT-компании / К. А. Катков, Н. Н. Гахова, Е. Ю. Шуваева. – DOI https://doi.org/10.18413/2518-1092-2017-2-3-11-17 // Научный результат. Информационные технологии. – 2017. – Т. 9, № 3. – С. 11–17. – URL: http://rrinformation.ru/journal/annotation/1161/ (дата обращения: 02.04.2020).
12. Стерлягов, С. П. Совершенствование деятельности отдела информационных технологий налоговой инспекции на основе методологии itsm/itil / С. П. Стерлягов, Н. А. Безматерных. – Текст: электронный // Науковедение. – 2017. – № 3 (40). – С. 1–13. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/116EVN317.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
13. Бажанова, С. В. Эффективное управление работой ИТ-отдела / С. В. Бажанова, Т. А. Картавченко, А. О. Стенькина // Системное управление. – 2016. – № 1 (30). – С. 1–6. – URL: http://sisupr.mrsu.ru/2016-1/PDF/Bazhanova_2016-1.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
14. Бажанова, С. В. Повышение эффективности работы IT-отдела телекоммуникационной компании / С. В. Бажанова, А. А. Тремяскина, Т. В. Тюрькина. – Текст: электронный // Огарёв-Online. – 2017. – № 2 (91) – С. 1–5. – URL: http://journal.mrsu.ru/arts/povyshenie-effektivnosti-raboty-it-otdela-te... (дата обращения: 02.04.2020).
15. The Use of Service Desk System to Keep Track of Computational Tasks on Supercomputers / A. V. Bogdanov, I. G. Gankevich, Y. A. Tipikin [et al.]. – DOI https://doi.org/10.1007/978-3-662-50412-3_1 // Transactions on Computational Science XXVII / eds. by M. L. Gavrilova, C. J. Kenneth Tan. – Berlin : Springer, 2016. – Pp. 1–9. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-662-50412-3_1 (дата обращения: 02.04.2020).
16. Bober, P. Simulation for it Service Desk Improvement / P. Bober. – DOI https://doi.org/10.12776/QIP.V18I1.343 // Quality. Innovation. Prosperity. – 2014. – Vol. 18, no. 1. – Pp. 47–58. – URL: http://www.qip-journal.eu/index.php/QIP/article/view/343 (дата обращения: 02.04.2020).
17. An Integrated Help Desk Support for Customer Services Over the World Wide Web – a Case Study / S. Foo, S. C. Hui, P. C. Leong, S. Liu. – DOI https://doi.org/10.1016/S0166-3615(99)00037-8 // Computers in Industry. – 2000. – Vol. 41, issue 2. – Pp. 129–145. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0166361599000378 (дата обращения: 02.04.2020).
18. Бажанова, С. В. Независимость информационных ресурсов как элемент информационной безопасности государства / С. В. Бажанова, Н. А. Сырямина // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. – 2019. – Т. 2, № 3. – С. 1–8. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39561161_44373147.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
Поступила 11.03.2020; принята к публикации 09.04.2020; опубликована онлайн 30.06.2020.
Об авторах:
Бажанова Светлана Валерьевна, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7427-435X, svett_09@mail.ru
Учваткина Екатерина Витальевна, магистрант направления подготовки «Бизнес-информатика» ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3290-4250, uchvatkina.e@gmail.com
Заявленный вклад авторов:
Бажанова Светлана Валерьевна – научное руководство, постановка научной проблемы; определение замысла и методологии статьи; интерпретация и анализ полученных материалов; доработка текста статьи.
Учваткина Екатерина Витальевна – проведение исследования и первичная обработка полученных результатов; подготовка тематических разделов статьи; интерпретация и анализ полученных материалов; подготовка начального варианта текста.
Для цитирования:
Бажанова, С. В. Совершенствование процесса управления ИТ-инфраструктурой предприятия энергетической отрасли Республики Мордовия / С. В. Бажанова, Е. В. Учваткина. – DOI https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.239-260 // Регионология. – 2020. – Т. 28, № 2. – С. 239–260.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная