А. В. Дождиков. Образовательная миграция в Республике Мордовия

УДК 314.15:37(470.345)

doi: 10.15507/2413-1407.122.031.202301.182-198

Аннотация

Введение. Молодежная образовательная миграция – ключевой фактор, влияющий на кадровый потенциал региона. Цель статьи – по материалам проведенного исследования выявить специфику молодежной образовательной миграции Республики Мордовия, определить складывающийся тип миграции в сравнении с другими регионами, сформулировать предложения для нужд регионального развития.

Материалы и методы. Эмпирическую основу статьи составляют демографические данные по межрегиональной миграции за 2017–2021 гг. в разрезе возрастов (17–27 лет), базы «образовательных данных» по результатам Единого государственного экзамена и приема в вузы абитуриентов. Использованы общестатистические методы и подходы, проведена обработка и визуализация данных в сводных таблицах и диаграммах, задействованы прикладные программные средства и библиотеки языка Python – numpy, pandas, matplotlib, позволившие выделить показатели миграции применительно к региону, провести их анализ, наглядно представить параметры образовательной миграции.
Результаты исследования. Установлено, что до недавнего времени Республика Мордовия относилась к регионам-донорам образовательной молодежной миграции. Однако с 2018–2020 гг. наблюдается тренд к переходу на позиции «транзитного» региона: сальдо миграции 20–22-летних и старших возрастов отрицательно, но 17–19-летних – положительно. Выявлены направления и пропорции образовательной миграции в отношении всего контингента выпускников и отдельных категорий. Выдвинуты предположения и гипотезы для последующей проверки на всей генеральной совокупности («больших данных») абитуриентов по Российской Федерации.

Обсуждение и заключение. Объективные условия «постковидной» реальности и внешние ограничения в плане образовательной миграции могут существенно повысить роль регионов. Достижение «балансового» состояния с компенсацией выбывающей миграции, сохранением и обновлением человеческого капитала представляется возможным. Данные по образовательной миграции по региону, принципы анализа и выводы будут полезны как исследователям в сфере data science, миграционных процессов, социологии образования, так и органам управления образованием и социальной сферы для корректировки прогнозов и проектов регионального развития. Аналогичное исследование может быть проведено для других регионов Российской Федерации в сопоставлении с выявленными в Республике Мордовия трендами и закономерностями.

Ключевые слова: образовательная миграция в России, молодежная миграция в России, распределение абитуриентов региона по когортам успешности, качество образования в регионе, миграционная привлекательность Республики Мордовия, причины образовательной миграции

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Дождиков А. В. Образовательная миграция в Республике Мордовия // Регионология. 2023. Т. 31, № 1. С. 182–198. doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.122.031.202301.182-198

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корепина Т. А. Место и роль образовательной миграции в общей классификации видов миграционного движения населения // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 65–77. URL: https://nsuem.elpub.ru/jour/article/view/1319 (дата обращения: 22.08.2022).

2. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах / Н. К. Габдрахманов [и др.] // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88–116. doi: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-88-116

3. Плотников В. А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 104–115. doi: https://doi.org/10.37930/1990-9780-2020-2-64-104-115

4. Печаткин В. В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10, № 2. С. 837–848. doi: https://doi.org/10.18334/vinec.10.2.110187

5. Томашевский К. Л. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11, № 2. С. 398–413. doi: https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.210

6. Лев М. Ю., Лещенко Ю. Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10, № 1. С. 25–44. doi: https://doi.org/10.18334/vinec.10.1.100646

7. Кужелева-Саган И. П., Спичева Д. И. Феномен цифрового кочевничества в современном междисциплинарном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 72–87. doi: https://doi.org/10.17223/15617793/454/9

8. Добринская Д. Е. О феномене цифрового кочевничества // ЭКО. 2020. № 2 (548). С. 37–59. doi: https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2020-2-37-59

9. Van Dijk J. The Network Society: Social Aspects of New Media. 2nd ed. Thousand Oaks, CA : Sage Publications, 2006. 292 p. URL: https://books.google.ru/books?id=b7ktTPViIYMC (дата обращения: 22.08.2022).

10. Zhalnina K. International Educational Migration: Case of Kazakhstan // Eurasian Journal of Economic and Business Studies. 2021. Vol. 3, no. 61. Pp. 62–78. doi: https://doi.org/10.47703/ejebs.v3i61.58

11. Nguyen Minh Huyen T. Educational Migration in Vietnam: Challenges and New Opportunities // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2, №. 1. С. 127–141. doi: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.1.10

12. Educational Selectivity of Native and Foreign-Born Internal Migrants in Europe / M. González-Leonardo [et al.] // Demographic Research. 2022. Vol. 47. Pp. 1033–1046. doi: https://doi.org/10.4054/DemRes.2022.47.34

13. Wallerstein I. The Modern World-System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Six-Teenth Century. University of California Press., 2011. 440 p. URL: https://www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt1pnrj9 (дата обращения: 22.08.2022).

14. Трофимова О. В. Европейские подходы к теориям миграции: особенности формирования // Общественные науки и современность. 2020. № 5. C. 53–66. doi: https://doi.org/10.31857/S086904990011155-2

15. Сергеев В. М., Казанцев А. А., Медведева С. М. Территориальная неоднородность глобализации и порождаемые ею типы конфликтов // Полис. Политические исследования. 2020. № 1. С. 44–61. doi: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.01.04

16. Казанцев А. А., Сергеев В. М. Кризис «американоцентричной» глобализации: причины, тенденции, сценарии развития // Вестник МГИМО Университета. 2020. Т. 13, № 2. С. 40–69. doi: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-40-69

17. Габдрахманов Н. К., Никифорова Н. Ю., Лешуков О. В. «От Волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России // Современная аналитика образования. 2019. № 5 (26). С. 4–42. EDN: DKZGMI

18. Нежданов В. А. Парадоксы статистики миграции населения региона // Регионология. 2017. Т. 25, № 2 (99). С. 279–293. URL: https://regionsar.ru/ru/node/1598 (дата обращения: 22.08.2022).

19. Фофанова К. В., Сычев А. А. Факторы миграционной привлекательности провинциального города (на примере г. Саранска) // Регионология. 2019. Т. 27, № 4 (109). С. 756–778. doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.109.027.201904.756-778

20. Бареев М. Ю., Курмышкина О. Н. Внешняя миграция как потеря социального капитала в региональном социуме // Регионология. 2022. Т. 30, № 1. С. 31–54. doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.118.030.202201.031-054

21. Яковлева Е. Б. История и теории миграционных процессов // Теория и практика общественного развития. 2017. № 3. С. 20–23. doi: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.3.2

22. Potančoková M., Stonawski M., Gailey N. Migration and Demographic Disparities in Macro-Regions of the European Union, a view to 2060 // Demographic Research. 2021. Vol. 45. Pp. 1317–1354. doi: https://doi.org/10.4054/DemRes.2021.45.44

23. Wassink J. T., Viera J. A. Does Parental Migration during Childhood Affect Children’s Lifetime Educational Attainment? Evidence from Mexico // Demography. 2021. Vol. 58, issue 5. Pp. 1765–1792. doi: https://doi.org/10.1215/00703370-9411336

24. Санникова О. В., Хотинец В. Ю. Транзитный университет как фактор межрегиональной образовательной миграции // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 1. С. 41–45. URL: https://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/683 (дата обращения: 22.08.2022).

25. Очирова Г. Н. Образовательная миграция из Республики Бурятия: факторы, масштабы и направления // Вестник университета. 2021. № 4. С. 181–188. doi: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-4-181-188

26. Сычев А. А., Борисов Д. М. Оценка миграционного настроения молодежи в регионе (на примере Республики Мордовия) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11. С. 163–173. doi: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-14

27. Корепина Т. А., Леонидова Г. В. Образовательные факторы миграции населения (на примере Вологодской области) // Социальное пространство. 2018. № 2 (14). doi: https://doi.org/10.15838/sa.2018.2.14.2

28. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа / М. В. Курбатова [и др.] // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31, № 1. С. 91–112. doi: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-91-112

29. Фофанова К. В., Шубина Е. Ю. Социальное настроение и миграционные намерения молодежи Республики Мордовия (социологический анализ) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 12. С. 170–180. doi: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-12-17

30. Резниченко А. П. Образовательные стратегии и образовательная миграция: пример Дальневосточного региона // Проблемы высшего образования. 2015. № 1. С. 84–86. EDN: VPSNTN

31. Атаева А. Г., Уляева А. Г. Межрегиональная молодежная миграция как угроза утери человеческого капитала территории (на материалах Республики Башкортостан и регионов Приволжского федерального округа) // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44. С. 38–57. doi: https://doi.org/10.17223/19988648/44/2

32. Рязанцев С. В., Очирова Г. Н. Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7, № 4. doi: https://doi.org/10.15838/sa.2021.4.31.3

33. Трофимова Н. В., Мамлеева Э. Р., Сазыкина М. Ю. Образовательная миграция как угроза для устойчивого развития территории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2019. № 3 (38). С. 66–72. doi: https://doi.org/10.18323/2221-5689-2019-3-66-72

34. Makrooni G., Ropo E. Academic Learners in Finland: The Experiences and Perceptions of First-Generation Migrant Family Students in Higher Education // Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2021. Vol. 8, no. 1. Pp. 85–106. doi: https://doi.org/10.29333/ejecs/597

Поступила 02.09.2022; одобрена после рецензирования 05.10.2022; принята к публикации 17.10.2022.

Об авторе:

Дождиков Антон Валентинович, кандидат политических наук, магистр истории, специалист по науке о данных, независимый исследователь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1069-1648, antondnn@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная