И. А. Саков. Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в регионе

И. А. САКОВ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

САКОВ Игорь Александрович, аспирант кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

SAKOV Igor Aleksandrovich, Postgraduate at the Department of Cooperation Economics and Entrepreneurship, Saransk Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation (Saransk, Russian Federation).

© Саков И. А., 2015

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, малое предприятие, микропредприятие, индивидуальный предприниматель, налогообложение, государственный заказ, финансовая поддержка

Key words: entrepreneurship, small business, small enterprise, micro enterprise, sole trader, taxation, public order, financial support

В статье на основе статистического анализа выявляются основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Мордовия, а также факторы, сдерживающие этот процесс.

On the basis of statistical analysis, the paper identifies the main trends of development of small business in the Republic of Mordovia, as well as the factors constraining this process.

Влияние малого предпринимательства на развитие экономики страны огромно. Опыт развитых стран показывает, что малые предприятия способны играть важную роль в развитии экономики и обеспечении занятости населения. Небольшие компании способны быстрее адаптироваться к меняющимся условиям деятельности, реагировать на динамику рыночной конъюнктуры. Сектор малой экономики обеспечивает экономической системе гибкость и маневренность, необходимые для функционирования в динамично меняющихся условиях рыночной экономики, позволяет ей скорее восстановиться после кризисов.

Малый бизнес способен быстрее и точнее выявить динамику потребительских предпочтений, перестроить производство в связи с изменениями на рынке, учесть и удовлетворить запросы небольших групп населения. Создавая рабочие места, он способствует оздоровлению рынка труда.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Большая часть индивидуальных предпринимателей занята оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Однако удельный вес этого вида деятельности в численности индивидуальных предпринимателей по сравнению с данными 2008 г. существенно сократился — на 14,9 %. Это произошло за счет сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (рост показателя на 4,8 %), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (прирост структурной доли составил 2,9 %), транспорта и связи (рост показателя на 2,53 %), строительства (прирост структурной доли на 2,4 %) и др. Увеличение числа индивидуальных предпринимателей отмечается в большинстве отраслей, за исключением оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, здравоохранения и предоставления социальных услуг.

Услуги по ведению домашнего хозяйства в 2008 г. оказывали 2 индивидуальных предпринимателя, в 2013 г. не было зарегистрировано предпринимателей, занятых этим видом деятельности. Вероятно, это связано с низким уровнем жизни населения в Мордовии. Недоступными для индивидуальных предпринимателей остаются добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Количество малых предприятий в Мордовии до 2010 г. стабильно возрастало. В 2009 г. было зарегистрировано 5 858 ед. малых предприятий, что на 47 % больше, чем в 2007 г. Но в 2010 г. их количество уменьшилось до 5 621 ед., или на 4 %. В 2011 г. по мере улучшения экономической ситуации в регионе после кризиса количество малых предприятий начало расти. В 2011 г. их насчитывалось 6 258 ед., что на 11,3 % больше, чем годом ранее, 2012 г. — еще на 14,2 % больше (7 146 ед.) (табл. 2).

В целом за 2005—2012 гг. количество малых предприятий в регионе возросло в 2,9 раза (с 2 455 в 2005 г. до 7 146 в 2012 г.). Наиболее динамично развивалось малое предпринимательство в гостинично-ресторанном бизнесе: количество малых предприятий в этой сфере увеличилось более чем в 7,0 раз. В 5,6 раза возросло количество малых предприятий в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, в 5,5 раза — в рыболовстве, в 5,0 раза — в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, в 4,6 раза — в сельском и лесном хозяйстве, в 4,2 раза — на транспорте и в связи.

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Высокие темпы увеличения количества малых предприятий отмечаются и в таких видах деятельности, как финансы, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Самые низкие темпы увеличения количества предприятий отмечены в добывающей и обрабатывающей отраслях.

В структуре малого бизнеса в Мордовии преобладают предприятия торговли — 37,5 % в 2012 г. Отметим, что в 2005 г. их структурная доля была больше — 43,3 %. Далее следуют операции с недвижимым имуществом, арен-

да и предоставление услуг — 17,2 %. Вторую позицию в структуре малого бизнеса этот вид деятельности занимает с 2009 г. Ранее второй по числу предприятий отраслью было строительство. Операции с недвижимым имуществом в 2007 г. составляли около 13,0 %.

Строительные предприятия в 2005 г. составляли около 16,0 % общего количества малых предприятий Республики Мордовия, в 2012 г. их доля немного уменьшилась. Удельный вес обрабатывающих производств в структуре малого бизнеса региона в 2005—2012 гг. уменьшился с 14,1 до 9,8 %. Доля сельскохозяйственных предприятий, напротив, возросла с 5,0 % в 2005 г. до 8,0 % в 2012 г. Рост числа предприятий транспорта и связи обеспечил прирост структурной доли с 3,5 % в 2005 г. до 5,0 % в 2012 г. По 1,3 % в структуре малого бизнеса Мордовии имеют малые предприятия, занятые в сфере финансовой деятельности и прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Другие виды деятельности не пользуются популярностью среди предпринимателей республики, их доля в структуре составляет менее 1,0 %.

Важный показатель, характеризующий масштабы малого предпринимательства, — оборот таких компаний. За 2005—2012 гг. оборот малых предприятий республики увеличился в 6,7 раза. Обращает на себя внимание тот факт, что в разгар экономического кризиса в 2009 г. показатель был довольно высоким — 61,5 млрд руб., превысить это значение удалось только в 2012 г.

В 2012 г. оборот малых предприятий превысил 65,0 млрд руб. Самые высокие темпы роста за анализируемый период отмечались в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в 651 раз), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (в 38 раз), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (в 17 раз), транспорте и связи (в 15 раз), гостинично-ресторанной деятельности (в 14 раз), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (в 11 раз) (табл. 3). Уменьшение оборота отмечено на малых предприятиях рыболовства, рыбоводства (почти в 4 раза), финансовой деятельности (на 9 % по сравнению с показателями 2008 г.). Самый большой оборот за весь рассматриваемый период обеспечивали: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,бытовых изделий и предметов личного пользования — 50,6 % от республиканского уровня в 2012 г.

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Наибольший рост отмечается на предприятиях, занятых производством, распределением электроэнергии, газа, воды. Средняя численность возросла со 13 до 1 тыс. чел., т. е. в 77,0 раза. Быстро увеличивалось число работающих на малых предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (в 5,6 раза). В 4,0 раза увеличилась численность занятых на предприятиях сельского и лесного хозяйства, в 3,0 раза — занятых в гостинично-ресторанном бизнесе, в 2,5 раза выросла численность занятых на предприятиях транспорта и связи, более чем в 2,0 раза — в образовании, здравоохранении, в сфере социального обслуживания.

На малых предприятиях, относящихся к обрабатывающим производствам, численность занятых почти не изменилась. В строительных организациях средняя численность занятых уменьшилась на 20,5 %. Снижение числа работающих отмечается также в финансовой деятельности (на 59,5 %), рыболовстве, рыбоводстве (на 48,0 %), добыче полезных ископаемых (на 5,5 %), оптовой и розничной торговле, а также ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 1,0 %).

Отмеченные изменения привели к преобразованию структуры малого бизнеса по числу занятых. Наибольшую долю в структуре занятости в 2012 г. занимали малые предприятия торговли (22,8 %). Хотя в 2006 г. этот вид деятельности занимал более 40,0 % в структуре занятости малого бизнеса. Вторая по числу занятых отрасль малой экономики Мордовии — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 22,6 %. Структурная доля этого вида деятельности возросла за рассматриваемый период на 16,4 %. Третья отрасль малой экономики по числу занятых — промышленность. В 2012 г. в ней трудилось около 14,0 % от общего числа занятых на малых предприятиях Мордовии. В 2005 г. этот показатель составлял более 20,0 %. Малые предприятия в сфере строительства в 2012 г. предоставляли рабочие места 12,3 % общего числа занятых в этом секторе экономики региона, хотя еще в 2005 г. это была вторая после торговли отрасль малого бизнеса по числу занятых и обеспечивала почти 1/4 рабочих мест в этом секторе. Затем следуют отрасли: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (12,0 % общего числа занятых на малых предприятиях Мордовии), транспорт и связь (7,0 %), гостиницы и рестораны (3,1 %).

Таким образом, малый бизнес Мордовии динамично развивается. За 2005—2012 гг. количество малых предприятий увеличилось почти в 3,0 раза, оборот — в 6,7 раза. Численность индивидуальных предпринимателей тоже растет. Однако сравнение с другими регионами показывает, что этот сектор экономики Мордовии развит слабо (табл. 5).

Таблица доступна в полной PDF-версии журнала.

Отечественные малые предприятия в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная их проблема — недостаток финансовых ресурсов. Даже при желании у основной массы населения нет средств, необходимых для того, чтобы начать собственное дело. Кредитные ресурсы недоступны для многих предпринимателей. У большинства субъектов малого бизнеса нет необходимого залогового обеспечения (недвижимость, депозиты, другие ценные бумаги, личное имущество, драгоценные металлы и др.), нет кредитных историй. Финансовые учреждения не доверяют предпринимателям, не хотят идти на риск потерь вследствие невозврата денег.

Еще одна проблема малых предприятий — их слабая материально-техническая база. Одним из направлений развития материально-технической базы малых предприятий является лизинг. Финансовая аренда позволяет экономить на налоге на прибыль (лизинговые платежи относятся на себестоимость, чем уменьшается налогооблагаемая база), использовать механизм ускоренной амортизации объекта сделки (быстро уменьшается стоимость товара и налогооблагаемая база). В экономически развитых странах значительная часть инвестиций в основной капитал обеспечивается путем лизинговых операций. В России эта форма кредитования малых предприятий только начинает внедряться.

Другая «болезнь» российской экономики, мешающая развитию малого бизнеса, — всевозможные административные ограничения. Важной мерой, способствующей созданию условий для развития предпринимательской инициативы, может стать переход от разрешительных процедур создания малого бизнеса к уведомлениям. Предприниматель, обязуясь соблюдать все действующие правила и нормы, начинает свою деятельность. Введение уведомительного порядка будет означать не только снижение административного бремени для бизнеса, но и снижение стоимости товаров и услуг для потребителей.

Еще одним из факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в российских регионах, является слабая правовая база. Основы государственной поддержки малых предприятий в России заложены федеральным законодательством. Вместе с тем значительная свобода в регулировании деятельности малых предприятий предоставлена регионам с тем, чтобы, конкретизировав положения российских законодательных актов, можно было учесть местную специфику, выявить региональные приоритеты. Однако далеко не все российские регионы должным образом используют полномочия в этой сфере. В большинстве субъектов Федерации региональные законы чаще копируют федеральные.

Серьезным недостатком государственной региональной политики в области малого предпринимательства является отсутствие четкого представления о региональных отраслевых приоритетах — сферах деятельности малых предприятий, куда государственная помощь должна быть направлена в первую очередь. Без выделения таких направлений средства на поддержку малого предпринимательства, как правило небольшие, распыляются и ощутимого эффекта не дают. Действительно, приоритетными конкретные сферы деятельности становятся тогда, когда за работающими в этом направлении будут законодательно закреплены определенные льготы, например в части налогов, кредитования, участия в региональных госзаказах и др.

В Приволжском федеральном округе наличием положительного опыта в рассматриваемой сфере выделяются Республика Башкортостан, Пермский край, Саратовская, Кировская, Нижегородская и Ульяновская области. В Пермском крае и Республике Башкортостан дополнительно в числе приоритетов выделены отрасли, не входящие в федеральный перечень. В Саратовской области областным законом установлены специальные зоны, на территории которых субъектам малого предпринимательства предоставляются льготы в части региональных и местных налогов. Такую меру целесообразно применять в районах, где ситуация на местном рынке труда наиболее напряженная. В Кировской, Нижегородской и Ульяновской областях предприятия, осуществляющие приоритетную для области деятельность, платят налоги по пониженным ставкам.

Другая сложная проблема малого бизнеса — невозможность для многих участвовать в государственных заказах. Привлечение малых предприятий к участию в государственных и региональных заказах позволило бы стимулировать инвестиционные процессы в этой сфере в пределах имеющихся бюджетных средств.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Липатова Л.Н., Еремкина Т.В. Занятость населения региона в условиях экономических реформ // Регионология. 2011. № 4. С. 234—240.

2 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 21; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 28.

3 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 211; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 213.

4 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 214; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 218.

5 Сост. по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2009. С. 213; Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 216.

6 Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2013. С. 444.

Поступила 12.01.2015.

I. A. Sakov. Main Tendencies and Problems of Development of Small Business in a Region

In comparison with the Volga Region, small business in the Republic of Mordovia is poorly developed. In the beginning of 2013, 18,219 individual entrepreneurs were registered in the Republic of Mordovia, which is 25 % more than in 2008. The number of small businesses in the Republic increased nearly 3 times in 2005—2012. The structure of small business in Mordovia is dominated by trading enterprises. In 2005—2012, the turnover of small enterprises in the Republic of Mordovia increased by 6.7 times. The biggest turnover of the entire period in question was provided by wholesale and retail trade.

The main problem of development of small forms of entrepreneurship is the insufficient resource base. Besides, high taxes, lack of proper regulation, administrative barriers, and unreadiness of the population for entrepreneurial activity constrain development of small businesses.

An important shortcoming of common regional policy in the sphere of small business is the lack of clear understanding of regional sectoral priorities. The experience of such regions as the Republic of Bashkortostan, the Perm, Saratov, Kirov, Nizhny Novgorod, and Ulyanovsk regions can be useful in terms of strengthening the state support for subjects of small business.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная