В. В. Козин. Всероссийская научно-практическая конференция (V Сухаревские чтения) «Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы»
Всероссийская научно-практическая конференция (V Сухаревские чтения) «Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы»
15—16 октября 2015 г. в г. Саранске прошла Всероссийская научно-практическая конференция (V Сухаревские чтения) «Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы». Ее организаторы — ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», ФГБУН «Институт социологии Российской академии наук», Правительство Республики Мордовия, ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга». В работе конференции приняли участие ученые из Москвы, Казани, Пензы, Ульяновска, Йошкар-Олы, Саранска и других городов России.
В приветственном слове к участникам конференции ректор Мордовского государственного университета С. М. Вдовин отметил важность обсуждаемой проблемы, противоречивость процессов региональной дифференциации, объективную необходимость консолидации социального пространства России и выразил уверенность в том, что в процессе всестороннего обсуждения проблем, возникших в современном мире и непосредственно затрагивающих Россию, будут даны практические рекомендации, которые станут способствовать нивелированию региональной дифференциации и содействовать консолидации российского общества.
Руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН профессор В. В. Маркин (г. Москва) в докладе «Региональная идентификация и моделирование в социолого-управленческом дискурсе» отметил, что для исследования трансформации российского общества в региональном плане исключительно большое значение имеет социально-пространственная и социально-территориальная идентификация. В отличие от социально-пространственной, социально-территориальная идентификация предполагает выявление и моделирование позиций и диспозиций индивидов и социальных групп как носителей различных практик жизнедеятельности в качестве жителей (групп жителей) конкретного территориального образования, населенного пункта и (или) его части, их социально-территориальные общности (сообщества), а также органы власти, бизнес-структуры, институты гражданского общества, представленные в данных территориальных образованиях, позиции и диспозиции которых складываются по поводу использования территории, ее природного, социально-экономического и социокультурного потенциалов. Это также может быть представлено в качественных и количественных моделях. Ученый отметил важность постоянного мониторинга этих процессов.
Заведующий кафедрой социологии Мордовского государственного университета профессор С. В. Полутин (г. Саранск), говоря о социологической школе профессора А. И. Сухарева, подчеркнул, что, будучи ректором Мордовского университета, Александр Иванович стремился к тому, чтобы интеллектуальный потенциал вуза был направлен на решение актуальных проблем региона. В связи с этим он выдвинул и всячески реализовывал идею политехнической модели университета. В дальнейшем она стала структурной и содержательной основой НИИ регионологии и Научного центра социально-экономического мониторинга.
В конце 70-х — начале 80-х гг. ХХ в. начался процесс интеграции разных направлений региональных исследований, результатом которого стало появление такого научного направления, как регионология. Его родоначальником был профессор А. И. Сухарев.
Заведующая кафедрой политологии, социологии и связи с общественностью Ульяновского государственного технического университета О. В. Шиняева (г. Ульяновск) в докладе «Дифференциация состава среднего класса в российских регионах (на примере регионов Поволжья)» отметила, что воспроизводство среднего класса является важным условием развития современной России. Ярко выраженная дифференциация российских регионов актуализирует внимание к такой проблеме, как количественный и качественный состав региональных сегментов среднего класса.
Декан факультета социальных технологий Поволжского государственного технологического университета профессор В. П. Шалаев (г. Йошкар-Ола) в докладе «Российский интеллект и образование под натиском западофикации» заострил внимание участников конференции на проблеме влияния западной культуры на сознание россиян и отечественное образование. По его мнению, глобализационный мейнстрим стал формообразующим фактором современности. Под унифицирующим воздействием западной цивилизации, западной деловой и массовой культуры мировое сообщество все больше приобретает черты общества колонизованного. Именно так мы можем сегодня назвать состояние многих незападных стран мира, политическая, экономическая и культурная жизнь которых находится в фарватере западного вектора развития мировой истории. Под влиянием западной экономики, политики и культуры резко поменялась в худшую сторону система экономических, политических и культурных статусов незападных стран и цивилизаций. Важным фактором формирования этих статусов стало влияние на страны и народы западофицированной формы глобализации как планетарного проекта переделки мира по западным образцам и в западных же интересах и в материальной, и в духовной сферах жизнедеятельности человека и общества. Вместе с «катком» западофикации в мир пришла не только ускоренная динамика практического развития (западофикация стимулировала развитие производства и потребления в мире), но и повышенные риски актуального и перспективного существования. Естественным в этих условиях, по мнению докладчика, становится вывод о судьбе России: или прежняя диффузия воспитания и образования, или ясная и твердая политика в направлении национально ориентированной, патриотической подготовки молодежи, или еще большая дифференциация и разрушение общества как жизнеспособного и самоорганизующегося целого, т. е. или национально ориентированное образование и воспитание, или энтропия и внешняя колонизация.
Директор ГБУ РК «Центр “Наследие” имени Питирима Сорокина» доцент О. Ю. Кузиванова, рассказывая об опыте мониторинга ситуации в сфере межнациональных отношений в Республике Коми, отметила, что Министерство национальной политики Республики Коми осуществляет мониторинг межнациональных отношений в регионе с 2008 г. Для оценки ситуации в межнациональных отношениях и выявления основных конфликтогенных факторов министерством используются: сбор информации от муниципальных органов власти, анализ информации от УФМС, МВД, экспертный опрос, социологический (анкетный) опрос по региональной выборке. Важной задачей, необходимой для выработки грамотной политики управления регионом, является получение сведений об оценке населением конфликтогенного потенциала межнациональных отношений на территории его проживания. Подобные оценки можно выявить через полномасштабное социологическое исследование в виде анкетирования по республиканской выборке.
Далее участники конференции продолжили работу в секциях «Социально-экономическая дифференциация пространственного развития российских регионов», «Демографические ситуации и проблемы миграции в регионах России», «Общественно-политические институты в консолидации российского общества», «Этноконфессиональные процессы в российских регионах», «Культурное и информационно-технологическое развитие регионов», «Модернизация регионов и международное сотрудничество».
В конце работы конференции ее участниками были сформулированы, обсуждены и приняты рекомендации.
В. В. Козин,
кандидат социологических наук,
доцент (г. Саранск)
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная