А. А. Голикова, А. Н. Больницкая, А. Б. Неустроева. Иностранная трудовая миграция в Республику Саха (Якутия)

А. А. ГОЛИКОВА, А. Н. БОЛЬНИЦКАЯ, А. Б. НЕУСТРОЕВА

ИНОСТРАННАЯ ТРУДОВАЯ  МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКУ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОЛИКОВА Анна Алексеевна, научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия).

БОЛЬНИЦКАЯ Айталина Николаевна, ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат социологических наук.

НЕУСТРОЕВА Аиза Борисовна, ведущий научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия), кандидат социологических наук.

GOLIKOVA Anna Alekseyevna, Research Officer at the Center for Social Problems of Labour, Academy of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russian Federation).

BOLNITSKAYA Aitalina Nikolaevna, Candidate of Sociological Sciences,

Leading Research Officer, Academy of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russian Federation).

NEUSTROEVA Aiza Borisovna, Candidate of Sociological Sciences, Leading Research Officer at the Center for Social Problems of Labour, Academy of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russian Federation).

© Голикова А. А., Больницкая А. Н., Неустроева А. Б., 2015

Ключевые слова: трудовая миграция, мигранты, иностранная рабочая сила, миграционная политика, рынок труда, безработица

Key words: labour migration, migrants, foreign work force, migration policy, labour market, unemployment

В статье на основе результатов социологического опроса мигрантов, местных безработных, экспертного опроса работодателей и данных статистической информации анализируются социальные и экономические факторы трудовой миграции в Республику Саха (Якутия).

The paper analyzes the social and economic factors of labour migration in the Republic of Sakha (Yakutia) basing on the results of a sociological survey of migrants, the local unemployed, the expert survey of employers, and on the statistical information data.

Миграция иностранных рабочих — одна из наиболее сложных социальных проблем современного мира. Это, безусловно, позитивный процесс, отражающий глобальные процессы, международную интеграцию в сфере трудовых отношений — возникновение глобального рынка рабочей силы. Иностранная трудовая миграция позволяет сгладить дисбалансы национальных рынков труда, приводит к увеличению совокупного объема производства принимающей стороны, дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников. Однако, помимо положительного эффекта, есть множество социальных, экономических и культурных проблем, в том числе распространение нелегальных форм трудовой деятельности.

Анализу указанных проблем было посвящено проведенное нами в конце 2013 г. исследование в Республике Саха (Якутия). Фактологической основой социологического исследования выступили: официальные данные по трудовой миграции; данные экспертного опроса работодателей, использующих рабочую силу (n = 295, опрос проводился во всей республике); результаты опроса иностранных трудовых мигрантов (n = 372, опрос проводился в г. Якутске, пос. Нижний Бестях, с. Намцы); результаты опроса местных безработных и ищущих работу (n = 200, опрос проводился в г. Якутске).

Экономическое развитие республики в последние годы определяется принятой в 2006 г. Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Меры по реализации программы обеспечивают динамичное и устойчивое экономическое развитие региона, а также требуют привлечения значительного количества трудовых ресурсов. Если в 2007 г. в Республике Саха (Якутия) удельный вес заявок на иностранных работников составлял 33,4 % от общего числа заявленных вакансий (18 698 заявок), то в 2013 г. он достиг уже 41,3 % (39 267 заявок). Наибольшее количество заявок на иностранную рабочую силу в 2013 г. поступило от работодателей строительных организаций (79,6 %, или 31 256 заявок). Увеличивается количество заявок от организаций торговли, в 2013 г. оно составило 10,1 % от общего количества заявленной численности на иностранных работников. Наиболее востребованными являются работники среднего уровня квалификации, имеющие такие профессии, как каменщик, штукатур, бетонщик, арматурщик, машинист различной строительной техники.

Анализ данных экспертного опроса 295 руководителей предприятий и организаций, использующих труд иностранных мигрантов, показал, что основными причинами предпочтения работодателями работников из других государств являются отсутствие в республике организованных ответственных комплексных бригад большой численности, способных выполнить объемные строительные работы на строительных объектах за определенный период времени; недостаток необходимых для нормальной деятельности предприятия востребованных специалистов в Республике Саха (Якутия) и в других регионах России; дешевизна иностранной рабочей силы, нетребовательность к бытовым условиям, возможность снижения затрат предприятия за счет налоговых и других платежей; работа с большей продолжительностью рабочего времени и меньшим временем отдыха, высокая производительность труда.

Важную роль в предпочтении работодателями иностранных работников играли землячества и родственные связи. Опрос выявил, что более 51,0 % иностранных граждан устраивались на работу с помощью родственников, знакомых и земляков. В отдельных отраслях экономики были сформированы бригады-общины, где работали только граждане определенной страны. Эти этнические бригады выполняли функцию социализации, адаптации и профессиональной подготовки вновь прибывших мигрантов, помогали в трудоустройстве, оказывали поддержку и помощь в трудных ситуациях. Такие бригады были заняты на сезонных работах под руководством опытных земляков, умеющих заранее обеспечить контракт на подрядные работы, в основном в строительстве, ремонте различных объектов или дорог.

Большинство иностранных мигрантов при трудоустройстве в России сталкивались со многими проблемами, которые можно разделить на экономические (условия труда, режим работы, низкая заработная плата); социальные (медицинское и социальное обслуживание, гарантии при временной нетрудоспособности, отпуск и др.); культурные (языковый барьер, нетерпимость со стороны местного населения, конфликты с местным населением, отчуждение); правовые (низкая правовая грамотность, проблемы с законом, нелегальность трудовой деятельности и статуса пребывания на территории Российской Федерации и др.). Наиболее распространенной неправовой практикой привлечения иностранной рабочей силы является трудоустройство без заключения трудового договора (контракта) с мигрантами. Согласно действующему законодательству, работодатель, принявший на работу легального иностранного работника из стран СНГ, обязан уведомить об этом органы Федеральной миграционной службы. Однако довольно часто работодатели не делают этого, чтобы сохранить теневой характер найма и избежать выплаты налогов. Ежегодно Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) у 180—190 работодателей выявлен найм иностранных граждан без договора и до 1,4 тыс. иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность1.

О размерах нелегального трудоустройства иностранцев также можно судить по результатам нашего опроса. На вопрос «Заключал ли работодатель с Вами трудовой договор?» лишь 49,7 % иностранных мигрантов дали положительный ответ, еще 3,8 % подписали гражданско-правовой договор, 18,7 % работали на основе устной договоренности, 27,7 % ответили, что не имеют никакого договора и являются незаконными трудовыми мигрантами. Таким образом, каждый второй иностранный мигрант был трудоустроен без заключения договора (контакта) с работодателем. Даже наличие условий для легальной занятости (получение разрешения на работу либо патента) не гарантирует мигрантам официальных трудовых отношений. Трудовые контракты имели только 63,0 % опрошенных мигрантов. В результате нелегальной трудовой миграции увеличиваются потери для бюджета региона из-за уклонения от платы за использование иностранной рабочей силы и невыплаты налогов и отчислений в социальные фонды.

Неофициальный характер взаимоотношений с мигрантами дает работодателям возможность нарушать их права. Одна из распространенных форм ущемления прав мигрантов в сфере трудовых отношений — низкая оплата труда. Средняя заработная плата иностранных трудовых мигрантов в Республике Саха (Якутия), по данным налоговых органов, за 2013 г. в среднем составила 28,8 тыс. руб., при средней по Республике Саха (Якутия) — 46,5 тыс. руб.2 По результатам экспертного опроса работодателей, в крупных постоянно действующих производствах существенного различия в оплате труда в зависимости от гражданства нет, а ее размер зависит в большей степени от занимаемой должности (профессии), уровня квалификации. Самый низкий уровень оплаты труда мигрантов наблюдается в торговле и общественном питании, где она не превышала установленный в регионе минимальный размер. Многие работодатели для облегчения налогового бремени выплачивали мигрантам две заработные платы — заниженную официальную и «серую». В целом, по результатам анкетного опроса, 40,0 % мигрантов получали «серую» заработную плату. Почти половину (47,0 %) от заработанных в Якутии денег мигранты отправляют домой, что вынуждает их жить в условиях жесточайшей экономии. По расчетам, только мигранты, работающие по квоте, за год вывозят из республики 1,7 млрд руб. Соотношение денежных средств, оставленных на личное потребление, с прожиточным минимумом Республики Саха (Якутия) составило 69,0 %. Основными статьями расходов иностранных работников были питание и аренда жилья.

Кроме низкой оплаты труда, многие приезжие сталкиваются с несоблюдением работодателем техники безопасности, неправильной организацией производственно-технологического процесса, высокой продолжительностью рабочего дня (до 12 ч в сутки), плохими жилищно-бытовыми условиями, отсутствием социальных гарантий и т. д. По данным нашего опроса, более 80,0 % иностранных работников работают по 10—12 ч без выходных. При этом большинство иностранных мигрантов, работающих в Якутии, были довольны своим пребыванием в республике и в целом оценивали свое трудовое положение довольно оптимистично. На вопрос «Как Вы считаете, нарушаются ли Ваши права в Якутии?» многие такие работники (80,9 %) заявили, что их права в Якутии «не нарушаются» и «скорее не нарушаются»; только 8,2 % ответили «да, нарушаются» и «скорее нарушаются». Частично такое положение объясняется низкой правовой грамотностью мигрантов, а также осознанием того факта, что они сами часто вынужденно и (или) намеренно являются нарушителями прав, поэтому не в состоянии адекватно и честно ответить на этот вопрос.

Важную роль играет всевозрастающий языковой барьер. Относительно молодой возрастной состав мигрантов и преобладание титульных этнических групп в странах выхода предопределяют значимую долю мигрантов, испытывающих проблемы с владением русским языком. Согласно опросу, примерно каждый четвертый мигрант родился после распада СССР, в период роста национального самосознания и ухода русского языка из коммуникативного пространства постсоветских стран. Эта группа будет стремительно расти по мере достижения молодым поколением трудоспособного возраста. Сейчас на недостаточное знание языка указывает каждый четвертый мигрант (27,4 %).

Для выяснения совокупности трудностей, с которыми иностранные мигранты сталкиваются в Якутии был задан вопрос «С какими проблемами Вы лично сталкивались в Якутии?». Подавляющее большинство респондентов (55,2 %) ответили, что не сталкивались ни с какими проблемами, 10,9 % респондентов отметили жилищные проблемы, 10,2 % — низкую заработную плату, 7,0 % мигрантов указали, что имели проблемы с законом. Оптимистичный характер ответа большинства иностранных мигрантов на данный вопрос говорит о некритическом восприятии ими реальности. Это можно объяснить тем, что многие морально готовы к этим проблемам и часто воспринимают их не как проблемы, а как естественные сопутствующие факторы жизнедеятельности в условиях миграции. Исследование показало, что 75,0 % опрошенных мигрантов-иностранцев хотели бы еще раз приехать в Якутию на заработки, 22,8 % затруднились ответить, 2,2 % мигрантов больше не приедут в республику.

Есть мнение, что в условиях безработицы нецелесообразно использовать иностранную рабочую силу, не предоставив рабочие места местному населению. Однако прямой зависимости между уровнем безработицы и численностью мигрантов как рабочей силы нет. Уменьшение квоты на работу иностранных граждан, наблюдавшееся с 2010 г., не повлекло за собой сокращения численности безработных, несмотря на то что количество рабочих мест, занятых работниками из других государств и совпадающих по структуре со структурой безработных в отношении к общей численности иностранной рабочей силы, составляет 24,0 %. В этом контексте интересно отношение местного населения, особенно безработных, к конкуренции со стороны иностранной рабочей силы, желание трудоустроиться на вакансии, на которых трудятся мигранты, а также выявление основных причин отказов местных безработных от этих вакансий. Согласно результатам социологического опроса безработных и лиц, ищущих работу, было выявлено, что большинство из тех,

кто имел рабочие профессии, не ощущают конкуренции со стороны иностранных работников (57,5 %). Конкуренцией наиболее сильно были обеспокоены местные работники старших возрастных групп и работники с низким уровнем образования. Анализ причин, по которым местные безработные не хотели трудиться на вакансиях, на которых чаще всего были заняты иностранные рабочие, показал, что в первую очередь их не устраивает размер заработной платы (41,8 %), отсутствие социальных гарантий (25,4), плохие условия труда (13,6 %). Часть опрошенных безработных (13,0 %) указала на то, что она желала бы трудиться, но работодатели предпочли ей иностранных работников. В основном предпочтение предпринимателей нанимать иностранную рабочую силу продиктовано сравнительно более низкой притязательностью мигрантов, готовностью работать на низкооплачиваемых, низкоквалифицированных, грязных или тяжелых видах работ, на которые местные жители при существующем уровне оплаты труда не идут.

Потребность экономики республики в иностранной рабочей силе, несмотря на удаленность от центра России, экстремальные природные условия зимой, высокие цены на аренду жилья, скорее всего, будет удовлетворена благодаря высокой заработной плате относительно других регионов России, лояльности населения, поддержке диаспор. При этом для привлечения и использования иностранной рабочей силы на принципах экономической и социальной эффективности, а также улучшения социальной обстановки, связанной с пребыванием на территории республики такой силы, необходимо проводить согласованную миграционную политику с учетом интересов республики, местных трудовых ресурсов и работодателей.

Привлекать иностранную рабочую силу следует в тех областях и сферах деятельности, где эффективность ее применения существенно выше эффективности использования местной рабочей силы, например на временных и сезонных работах, строительных работах вне населенных пунктов. Необходимо принять решение об ограничении разрешений, для иностранных граждан на отдельные профессии, например водителей, электрогазосварщиков, трактористов, работников торговли, автосервиса, поваров и т. д. (при приобретении патента, с учетом имеющегося спроса на эти места среди местного населения). Следует проводить мероприятия по пропаганде рабочих профессий для привлечения местной молодежи в строительство и промышленность, решать жилищные проблемы молодых специалистов и выпускников ПТУ, развивать социально-бытовую сферу в местах промышленной деятельности и интенсивных строительных работ. Кроме того, нужно также изыскивать средства на обучение востребованным рабочим профессиям и переподготовку местных рабочих кадров в соответствии с современными технологиями ведения производственных и строительных работ. Требуется активизация работы профсоюзных организаций (закрепление в отраслевых соглашениях гарантии по оплате труда, в частности часовой тарифной ставки для основных рабочих профессий (общих для большинства организаций отрасли)) и другие социальные гарантии для рабочих, а также исполнение обязательств работодателями малых и индивидуальных предприятий отраслевых соглашений и вовлечение работников в профсоюзное движение, включая иностранных граждан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Аналитический отчет об итогах деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) за январь 2014 года. URL: http://ufms14.ru/wp-content/uploads/2014/05/analitika_ january_2014.pdf (дата обращения: 10.05.2015).

2 См.: Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): стат. сб. / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2014.

Поступила 14.07.2015.

A. A. Golikova, A. N. Bolnitskaya, A. B. Neustroeva. Foreign Labour Migration to the Republic of Sakha (Yakutia)

The paper highlights the processes of foreign labor migration to the Republic of Sakha (Yakutia) basing on the results of official data on labour migration, data of the expert survey of employers (n = 295, the survey was conducted throughout the Republic), the results of a survey of foreign labour migrants (n = 372, the survey was conducted in Yakutsk, in the settlement of Nizhny Bestyakh, in the village of Namtsy), the results of a survey of local unemployed and job seekers (n = 200, the survey was conducted in Yakutsk). The paper analyzes social and economic factors of labour migration, it explores the social and labour characteristics, the standard

of living and the problems faced by foreign migrants, the attitude of the local unemployed and job seekers towards competition with foreign workers, as well as the spread of illegal labour practices that have a negative impact on the regional economy.

The authors recommend the following: to use foreign labour force in areas and occupations where the efficiency is significantly higher than the effectiveness of the local workforce, e. g. temporary and seasonal work, construction work outside the settlements; to limit licenses to foreign nationals for certain jobs, such as drivers, electric and gas welders, tractor drivers, trade workers, car service specialists, cooks, etc. (at the stage of issuing patents, taking into account the existing demand for these jobs among the local population); to develop measures for promotion of working professions in order to attract local young people to construction and industries.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная