О. В. Борисова, С. В. Бусарова, Н. А. Акимова. Спорт как фактор социализации молодежи в регионе

О. В. БОРИСОВА, С. В. БУСАРОВА, Н. А. АКИМОВА

СПОРТ КАК ФАКТОР  СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ  В РЕГИОНЕ

БОРИСОВА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института.

БУСАРОВА Светлана Вячеславовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института.

АКИМОВА Наталья Александровна, студентка Мордовского государственного педагогического института.

Ключевые слова: спорт, молодежь, социализация, стадии социализации, ценностные ориентации, регион

Key words: sport, youth, socialization, socialization stages, value system, region

Спорт как среда физической активности и особый социальный институт играет существенную роль в современном обществе, предоставляет человеку большие возможности для проявления физических и духовных сил. «Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей»1 и укрепляет здоровье.

Благотворное влияние спорт оказывает на молодежь: он способствует не только развитию и укреплению молодого организма, но и формированию духовно-нравственных качеств, социальных ценностей и установок, а также учит быть социально активной личностью. Спорт как одна из основ воспитания здорового и социально активного молодого поколения выполняет функцию социальной интеграции и социализации личности, является важным фактором включения молодых людей в общественную жизнь и накопления у них опыта социальных отношений. Будучи членом какой-либо спортивной федерации или спортивного клуба, молодой человек вовлекается в систему социальных отношений: он тренируется вместе со сверстниками, соревнуется с соперниками, а также вступает в общение с ними и тренерами.

Тренеры в свою очередь как агенты социализации несут ответственность за воспитание молодого человека, обучение его образцам спортивного поведения, обеспечивающим эффективное освоение новой социальной роли — спортсмена. Кроме того, они помогают ему строить отношения с коллективом, адаптироваться в нем, адекватно оценивать свои спортивные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

Занятия спортом влекут за собой изменения в жизни молодого человека: он начинает вести новый распорядок дня; усваивает ценности, установки, образцы поведения, присущие спортивному коллективу, в который он вошел; в его жизни появляются новые люди, с которыми складываются отношения дружбы, соперничества, взаимопомощи и др. «Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отношений и составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта»2.

Спортивный образ жизни, опыт, приобретенный в спортивных организациях, востребованы и в тех видах деятельности, которые не связаны непосредственно со спортом. В настоящее время «отношения и нормы поведения в спорте стали настолько очевидным инструментом социализации, что такие влиятельные общественные институты, как школа, политические партии и пр., используют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем активнее происходит вовлечение в спорт, тем больше проявляется возможностей и разнообразия в формах самой социализации»3.

Процесс социализации через спорт способствует формированию межличностной компетентности, освоению и передаче общих культурных ценностей. В спорте социализация является важным фактором овладения молодежью определенными социальными и физическими навыками, формирует мотивационную установку на социальную активность и совершенствует физическую подготовку4.

Л. И. Лубышева выделяет несколько стадий социализации, которые переживает молодой спортсмен: включение субъекта в спортивную деятельность, занятия детско-юношеским спортом, переход из любительского в профессиональный спорт, завершение спортивной карьеры.

Первая стадия социализации — начало спортивной деятельности. В это время у молодого человека возникает интерес к спорту, появляются ценностные ориентации на спортивные занятия. Спортивный образ жизни становится для молодого человека моделью социального поведения. Новый круг общения, первые победы и неудачи помогают вырабатывать стойкий спортивный характер. Однако не все привыкают жить по законам спорта и поэтому его оставляют. Те, кто все же остается в нем, продолжают совершенствоваться в спортивном мастерстве и вступают в новую фазу социальных отношений.

Вторая стадия социализации связана с выездами на соревнования в другие города и страны, спортивными победами, усиленным тренировочным процессом, получением медалей и гонораров и др. Это формирует новый социальный опыт молодого спортсмена и, как следствие, создает другие ценности и ориентации. Особую роль на этом этапе играют экономические отношения, складывающиеся между спортсменом и тренером.

Третья стадия — период расцвета спортивной карьеры. Образ жизни молодого спортсмена связан с интересами спортивного клуба, команды, которые обеспечивают его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером важное место в жизни молодого человека, уже профессионально занимающегося спортом, занимают массажисты, врачи, менеджеры.

На четвертой стадии происходит завершение спортивной карьеры, молодой спортсмен переходит к другой профессиональной деятельности. Причины ухода из спорта различны: травмы, болезни, спортивные неудачи и др. В этот сложный для себя период спортсмен переживает мощный психологический кризис, в преодолении которого должны помочь тренеры, родственники5.

Развитие спорта является одним из приоритетов России. За последнее десятилетие особый интерес к нему проявляет молодежь. Спорт в России играет немаловажную роль в гармоничном воспитании здоровой, крепкой духом и телом молодежи; он направлен на формирование у нее чувства социальной ответственности и закладывает основы ценностного отношения к спортивной деятельности.

Для популяризации физкультурно-спортивного движения среди молодежи, удовлетворения ее потребности в физическом и духовном развитии, а также обеспечения ее социальной адаптации в России ежегодно строятся спортивные объекты, проводятся многочисленные межрегиональные и всероссийские физкультурные мероприятия и спортивные соревнования. Кроме того, в стране функционирует большое количество колледжей физической культуры, училищ (техникумов) олимпийского резерва, университетов физической культуры, спорта и др.6

Сегодня без преувеличения можно сказать, что самым спортивным регионом России является Республика Мордовия, которая имеет богатый опыт проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований по разным видам спорта. Это подтверждают развитая инфраструктура, позволяющая проводить состязания по тому или иному виду спорта, а также опытный тренерский состав, умеющий готовить молодых олимпийских чемпионов. Уроженцы республики (В. В. Борчин, О. Н. Каниськина, С. А. Кирдяпкин, А. В. Мишин, Д. Г. Нижегородов и др.) много раз поднимались на верхние ступени пьедесталов Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, крупнейших всероссийских соревнований и для многих молодых людей, занимающихся спортом, стали эталоном для подражания.

Показательно также, что Мордовия — один из первых регионов, принявших активное участие в реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы» и подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008—2015 годы». В 2012 г. г. Саранск будет центром проведения кубков мира по спортивной ходьбе и греко-римской борьбе, а в 2018 г. претендует на проведение матчей чемпионата мира по футболу. Во всех этих планируемых мероприятиях, безусловно, активное участие примет молодежь Мордовии и других регионов России.

Следует отметить, что молодые спортсмены, жители других регионов страны, стремятся переехать в Мордовию, где созданы все условия для активного занятия спортом. Например, недавно было объявлено, что «ведущий пермский тренер по фигурному катанию Людмила Калинина намерена покинуть Пермский край и продолжить свою работу в Саранске. Вместе с ней в Мордовию переезжают призеры чемпионата Европы, участники Олимпийских игр в Ванкувере Вера Базарова и Юрий Ларионов»7. Кроме того, за последние годы в Мордовию для создания региональных центров и школ олимпийского резерва приглашены высококвалифицированные специалисты по различным видам спорта8. Молодежь берет с них пример, благодаря чему она более серьезно относится к спорту, ставит перед собой определенные спортивные задачи.

Создание в России, в частности в Мордовии, современной спортивной инфраструктуры, авторитет квалифицированных тренеров и профессиональных спортсменов старшего поколения, популяризация массового и профессионального спорта имеют большое значение для молодежи. В стране увеличивается число молодых людей, систематически занимающихся спортом, и при этом в процессе спортивной деятельности ими приобретаются те свойства и качества личности, которые используются в других видах деятельности: собранность, волевая подготовка, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию и др.; происходит снижение уровня распространения алкоголизма, наркомании и преступности в молодежной среде, тем самым нейтрализуются негативные воздействия социума. Кроме того, у молодежи формируются ценности и установки социально-интеграционной направленности, воспитывающие гражданственность, патриотизм, нравственность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 149.

2 Там же. С. 48.

3 Паначев В.Д. Социализация и спорт // Аналитика культурологии: электрон. науч. издание. URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/new-number/item/771-16.html (дата обращения: 16.01.2012).

4 См.: Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N1/p12-14.htm (дата обращения: 23.10.2011).

5 См.: Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта ...С. 155—156.

6 См.: Официальный сайт Министерства спорта, физической культуры и туризма Российской Федерации. URL: http://minstm.gov.ru/ministry/250 (дата обращения: 15.10.2011).

7 Бахарев К. Фигуристы Базарова и Ларионов переезжают из Перми в Саранск // Рос. газ. 2011. 27 июня.

8 См.: Официальный сайт Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия. URL: http://www.mordovia-sport.ru/action/ games.php (дата обращения: 11.12.2011).

Поступила 17.01.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная