В. П. Изергина. И. А. Ильин и идеология Белого движения

В. П. ИЗЕРГИНА

И. А. ИЛЬИН И ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ

 

ИЗЕРГИНА Вера Павловна, аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: Белое движение, идеология, Русский общевоинский союз (РОВС), Национально-трудовой союз нового поколения (НТСНП), эмиграция, антибольшевизм, доктрина «непредрешенчества», национализм

Key words: the White movement, ideology, Russian all-military alliance, National-labor alliance of new generation, emigration, antibolshevism, «nepredreshenchestvo» doctrine, nationalism

Выдающийся русский философ И. А. Ильин приступил к своим исследованиям в период страшных для России потрясений начала XX в. Будучи убежденным противником большевиков, он пережил шесть арестов и в 1922 г. был изгнан из России. В эмиграции он не прекращал заниматься научной работой, опубликовал ряд философских трудов, читал лекции, вел интенсивную общественную деятельность1. И. А. Ильин был связан с деятельностью таких эмигрантских организаций, как Русский общевоинский союз (РОВС) и Национально-трудовой союз нового поколения (НТСНП).

Общепризнано, что мыслитель был идеологом Белого движения, но работ, посвященных анализу связей Ильина с эмигрантскими организациями, недостаточно. В определенной степени этот пробел восполняет статья Н. А. Кны-ша «И. А. Ильин как идеолог военной эмиграции». В ней отмечается, что НТСНП использовал работы И. А. Ильина при составлении своих программных документов. РОВС организовывался по двум принципам: «армия вне политики» и «армия выше политики». Союз объединил людей на основе чувства патриотизма и антибольшевизма. Сплачивающим средством РОВС была также доктрина «непредрешенчества», которую он поддерживал официально. Главной задачей РОВС считалось сохранение «ядра» белых армий, оказавшихся после Гражданской войны в эмиграции, и воспитание новых армейских кадров для того, чтобы не утратить элементарные основы военной организации, без чего возобновление борьбы за освобождение России от большевизма представлялось невозможным.

И у РОВС, и у Ильина нашли отражение принципы антибольшевизма и непредрешения, однако есть различие в их понимании. Так, для РОВС в отличие от Ильина было характерно отношение к большевизму как внешнему завоеванию народа без учета нравственной сути этого явления. И. А. Ильин был сторонником непредрешения: будущий политический режим или государственную форму России он связывал с реальным положением страны на момент их установления. РОВС использовал принцип непредрешения в качестве тактического хода, призванного объединить вокруг него как можно больше людей, даже с разными взглядами на будущее России, для возобновления военной борьбы с большевиками. У организации не было программного документа, в котором она могла бы непосредственно высказать свое мнение относительно будущего развития России.

По степени разработанности идеологии и программы НТСНП был значительной организацией. Он уделял большое внимание изучению и осмыслению исторического прошлого страны, особенно причин революции 1917 г. При этом широко использовались работы И. А. Ильина. Члены НТСНП считали себя зачинателями нового движения с новыми силами, методами борьбы и идеологией. Программные документы НТСНП, в которых была сформулирована политическая платформа, позволяют увидеть отражение тех или иных взглядов И. А. Ильина. Члены НТСНП, как и философ, были убеждены, что возрождение и обновление России произойдет только через свержение власти коммунистов, а также признавали невозможной реставрацию дореволюционного порядка вещей, подчеркивали необходимость создания России после большевиков на новых началах. Как и И. А. Ильин, новопоколенцы были непримиримыми антибольшевиками, отрицали коммунистический интернационализм, выступали за национальное возрождение России. Они понимали большевизм не только как внешнее завоевание, но и как внутреннее «порабощение» народа.

 

И. А. Ильин, исходя из органического понимания государства, настаивал на органически подготовленной форме жизни государства. Поэтому в размышлениях о грядущей России мыслитель исходил из ее исторических, национальных, религиозных, культурных основ и интересов, особенно из ее реального положения на момент освобождения. В этом вопросе прослеживается сходство программных установок НТСНП со взглядами Ильина. Новопоколенцы относились к своей программе только как к некоему руководству для будущего устройства России, а не как к окончательной его модели. И. А. Ильин доказывал невозможность конкретных программ за границей, так как программы, составленные в отрыве от России, без подлинного знания совершавшихся в ней процессов будут «беспочвенны».

В основу будущего государства в программе НТСНП была положена идея национально-трудового солидаризма, суть которой заключалась не в столкновении интересов, а в сотрудничестве всех трудящихся. Эта идея предполагала гармоничное сочетание частных интересов с общественными и признание первенства последних в случае конфликта между ними.

Сходство с идеями И. А. Ильина прослеживается и в отрицании системы бюрократической централизации и федеративного устройства России, в отстаивании сочетания твердой центральной власти с самоуправлением, в определении будущей верховной власти как надклассовой, надпартийной и служащей идее ответственного представительства, переход к которому должен быть постепенным2. Как и И. А. Ильин, НТСНП одной из важнейших задач национального государства определил воспитание. В программных установках союза нашли отражение ильинское понимание свободы, в частности, политической свободы, обоснование необходимости частной собственности.

В основах идеологии НТСНП Н. А. Кныш закономерно обнаружил мысли Ильина.

Первая — идеализм. В программных и уставных документах НСНП он определяется как «признание существования, наряду с материальным, и духовного начала и первенства этого последнего в жизни личности и общества... признание начала нравственного»3. Мыслитель писал об этом постоянно, в том числе и в «Наших задачах», бюллетене, выпускавшемся РОВС. Так, в 146 бюллетене «Русскому народу необходимо духовное обновление» философ подчеркивал, что «прежде всего мы не верим и не поверим ни в какую „внешнюю реформу", которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека... Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь... Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения; никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости — к существу, а обратно»4.

Вторая — национализм. Согласно программным документам НСНП, национализм трактуется не только как чувство любви к Отечеству или национальной гордости, а как «естественное удовлетворение стремлений человека к положительному творчеству, устремленность к высшим идеалам социальной справедливости во имя блага Нации, а тем самым и к служению Нации»5. В них отличается национализм «российский» (творческий, объединяющий все племена и народы России) от национализма «русского», неизбежно приводящего к «нездоровому» великорусскому шовинизму. НТСНП в национальном вопросе стоял на позиции равенства всех национальностей России, сохранения автономии российских народов и отрицал право на самоопределение вплоть до государственного отделения. Для сравнения приведем лишь одно суждение И. А. Ильина о национализме: «Любить свою родину не значит считать ее единственным на земле средоточием духа; ибо тот, кто утверждает это, не знает вообще, что есть Дух, а потому не умеет любить и дух своего народа; его удел — звериный национализм. Нет человека и нет народа, который был бы „единственным" средоточием духа, ибо дух живет по-своему во всех людях и во всех народах. Истинный патриотизм и национализм есть любовь не слепая, а зрячая; и парение ее не только не чуждо добру, и справедливости, и праву, и, главное, Духу Божию, но есть одно из высших проявлений духовности на земле»6.

Доказательства большого вклада И. А. Ильина в разработку идеологии Белого движения мы находим в статьях, воспоминаниях и докладах, посвященных Русской эмиграцией И. А. Ильину. Так, представитель Белого командования и генерала П. Н. Врангеля А. А. фон Лампе писал об Ильине как о «действительно старом и верном Друге не только Русского Обще-Воинского Союза, но непреклонном и талантливом Друге Белого Дела... Еще в 1922 году... своей беспредельной интуицией он провидел то, что двигало Белых на подвиг борьбы. и, выйдя за пределы СССР. Иван Александрович оформил свои мысли в виде статьи „Белая Идея" (1926)»7. Активный участник Белого движения штабс-капитан Н. Рыбинский подчеркивал, что в плеяде талантливых и ярких творцов белой идеологии «самой яркой фигурой. был, конечно, И. А. Ильин. Его энергия была неистощима: он работал в парижском „Возрождении". в ряде других журналов, издавал брошюры»8.

Итак, сравнение политических взглядов И. А. Ильина и программных установок эмигрантских организаций (РОВС и НТСНП) подтверждает их сходство в отношении к антибольшевизму, непредрешенчеству, патриотизму, национализму. Из этого следует, что И. А. Ильин является идеологом Белого движения, обосновавшим его принципы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Александрова А. Революция и белая идея в философских исканиях И.А. Ильина // Православное информационное агентство «Русская линия». URL: http://rusk.ru/st.php?idar=419870 (дата обращения: 31.10.2011).

2 См.: Кныш Н.А. И.А. Ильин как идеолог военной эмиграции // Вестн. Омск. ун-та. 2005. № 4. С. 86—88.

3 Политическая история русской эмиграции. 1920—1940 гг.: документы и материалы: учеб. пособие / под ред. проф. А.Ф. Киселева. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. URL: http://www.rus-sky.com/history/library/ emigration/emigration3.htm (дата обращения: 31.10.2011).

4 Ильин И.А. Наши задачи // И.А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. М.: Рус. книга, 1993. С. 38—39.

5 Политическая история русской эмиграции. 1920—1940 гг. ...

6 Ильин И.А. Путь духовного обновления // И.А. Ильин. Почему мы верим в Россию: соч. М.: Эксмо, 2006. С. 306—307.

7 Лампе А.А. фон. Иван Александрович Ильин // И.А. Ильин. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. М.: Рус. книга, 1993. С. 367, 370.

8 Рыбинский Н.З. Духовный меч (памяти И.А. Ильина) // Там же. С. 374.

Поступила 31.10.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная