А. А. Шевцова, Л. И. Никонова. Этно-конфессиональная и региональная самоидентификация армян Мордовии

А. А. ШЕВЦОВА, Л. И. НИКОНОВА

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ АРМЯН МОРДОВИИ

ШЕВЦОВА Анна Александровна, старший научный сотрудник Центра международных образовательных программ Московского института открытого образования.

НИКОНОВА Людмила Ивановна, заведующая отделом этнографии НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, доктор исторических наук, профессор.

Ключевые слова: идентичность, этнический маркер, адаптация мигрантов Key words: identity, ethnic marker, migrant adaptation

В результате интенсивной миграции в Россию из районов нагорнокарабахского конфликта на территории страны сформировались самые крупные в мире армянская и азербайджанская диаспоры. Если, по материалам Всесоюзной переписи населения 1989 г., на территории нынешней РФ проживало 532,4 тыс. армян, то, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в России насчитывалось уже 1 млн 130 тыс. армян, а, по экспертным оценкам, — более 2 млн.1 Сегодня армяне — седьмой по численности этнос в РФ2. Диаспоры выходцев из Закавказья в Республике Мордовия (РМ) начали формироваться в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в., когда в Мордовию на учебу и работу стали приезжать армяне, грузины, абхазы, азербайджанцы. В то же время отдельные представители этих народов проживали в регионе и раньше. Общины начали складываться значительно позже, с конца 80-х гг. XX в., в связи со значительным увеличением числа въезжающих в РМ на временное или постоянное место жительства и всплеском национального самосознания.

По оценкам лидеров армянской общины Мордовии, фактическая численность армянской общины региона достигает 5 тыс. чел., что значительно превышает данные Всероссийской переписи населения 2002 г. (1 380 чел.)3. Прояснят картину данные переписи 2010 г.

Вопрос об этнической, региональной и общенациональной идентичности — один из ключевых в современной этнологической науке. Через осознание своей принадлежности к той или иной общности люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и поможет пережить невзгоды. Всплеск этнического самосознания — общемировая тенденция. Не миновал этот процесс и мигрантов из стран Закавказья. Нередко их этническое самосознание усиливается за счет негативно окрашенных этнических стереотипов местного населения относительно «кавказцев», «лиц кавказской на-циональности»4.

Этническое самосознание включает в себя осознание особенностей культуры и психологии своей этнической общности, самоидентификацию5. К особенностям этнической культуры можно отнести представление о единой территории, общем историческом прошлом, языке и религии. Этнопсихологи выделяют семь типов этнической идентичности (самосознания): нормальный (положительный образ своего народа, благоприятное отношение к его культуре, истории, патриотизм); этноцентричный (акцент на значимости этничности, некритическое отношение к ней, элементы этноизоляцио-низма и замкнутости); этнодоминирующий (представление о превосходстве своего народа, дискриминационные установки по отношению к другим этническим группам, стремление не смешиваться с представителями других народов); этнический фанатизм (абсолютное доминирование этнических интересов и целей, готовность ради них пойти на любые жертвы); этноиндифферентный (равнодушие к проблемам этничности, ценностям своего и других народов); этнонигилизм (полное отрицание этничности, этнических ценностей); амбивалентный (невыраженная, иногда «сдвоенная» идентичность, характерная для этнически смешанной среды)6. Иногда выделяют также довольно редкий тип этнической идентичности — трансэтнизм, когда личность, не причисляя себя ни к одной этнической группе, относит себя ко всему человечеству, выходя на «надэтнический» уровень представлений о собственном «я» как о субъекте мирового сообщества7.

При исследовании армянской общины Мордовии мы выявили превалирование респондентов с нормальным и, в чуть меньшей степени, этноцетричным типом этнической идентичности. В смешанных семьях чаще преобладает нормальный и амбивалентный тип этнической идентичности. Мы не встретили информаторов-армян, этническую идентичность которых можно охарактеризовать как этнонигилизм и этнический фанатизм. Устойчивость этнической идентичности, ее позитивная направленность являются центральными аспектами для ощущения психологической безопасности личности в социальной группе. Поэтому люди стремятся повышать и отстаивать ее позитивность, особенно в иноэтничной среде.

Общероссийская гражданская идентичность8 в армянской общине Мордовии лишь начала свое формирование. Россиянами себя осознают далеко не все респонденты, чаще говорят о принадлежности к спюрку — армянской диаспоре мира. Можно отметить, что этническая идентичность в данном случае превалирует над гражданской и региональной, хотя некоторые информаторы подчеркивали регион своего происхождения («Мы — таширцы», «Я родом из Кировакана, нынешнего Ванадзора», «Я родился в Грозном», «Весь наш род из Дилижана» и т. д.)9. В драматические тона окрашена региональная идентичность тех респондентов, родиной которых был некогда Азербайджан. В результате армяно-азербайджанского конфликта, повлекшего за собой жертвы и бедствия для обеих сторон, некоторые наши собеседники, бакинские армяне, были вынуждены стать беженцами, утратив чувство родины, оставив на некогда родной земле могилы предков. «Я из Баку, родственники мои жили в Шуше, но теперь у меня нет родины», — с горечью признался один из информаторов10.

В целом армяне Мордовии имеют позитивное этническое самосознание, основанное на общности происхождения и исторических реалий, а также на специфических психологических особенностях, присущих данной этнической общности. Так, весьма типично представление об этническом самосознании армян как о народе с древней и богатейшей историей и культурой, веками жившем во враждебном окружении и сумевшем сохранить себя как народ, отстоять свою государственность и культурное наследие благодаря языку, вере и особому «культурологическому иммуните-ту»11 — внутреннему противостоянию заимствованиям и «растворению», т. е. ассимиляции. Родину (историческую территорию) наши информаторы ассоциируют с Армянским нагорьем, символом которого является Арарат (Сис и Ма-сис). Другими культурными кодами родины (Айастана) были названы хачкары (жертвенные крест-камни), армянский алфавит, плодородная Араратская долина с ее абрикосами и виноградными лозами, армянский коньяк.

Устойчивость к ассимиляции достигается существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и идентичность, не позволяет раствориться в иноэтничной среде. Монофизит-ский выбор, сделанный Армянской апостольской церковью12 в V в., окончательно выделил армян в «этнос-религию»13. Для армян XX в. еще одной объединяющей идеей стала борьба за признание геноцида и сохранение о нем исторической памяти14.

«Земля, подобно всякому живому существу, обладает своей особой духовностью, и без родной земли, без тесной связи со своим Отечеством невозможно найти себя и свою душу», — пишет М. Сарьян15. Покинутые святыни предков — храмы Арцаха, древний Арарат — «любимец неба, отраженье солнца»16 — становятся символами жизни вдали от утраченной родины отцов, Айастана, в творчестве российских армян.

Но и сама диаспора может стать символом. Так, Е. Ю. Фирсов полагает, что упоминаемый многими исследователями армянской диаспоры «триединый армянский миф (геноцид — религия — письменность)» включает, возможно, и идею фатальности многовекового разделения17. Усилиями Мордовского регионального отделения Союза армян России в г. Саранске ежегодно отмечается день памяти геноцида. С городской администрацией достигнута договоренность об установке хачкара «В память всех невинных жертв», изготовленного резчиками в Армении18.

В числе основных этнопсихологических характеристик армянского этноса респонденты назвали трудолюбие, почитание старших, уважение к женщинам, любовь к детям, чувство гордости за свой народ, его историю, язык и уникальный алфавит, достоинство, сопричастность к его трагической судьбе (геноцид), активность и горячий кавказский темперамент, стремление к образованию и знанию, стремление «сохранить себя» (остаться армянами). Интересно, что детей от смешанных браков мордовские армяне также считают «своими, армянами»19. В целом этническая идентичность армян Мордовии преобладает над конфессиональной.

Армяне Мордовии называют себя христианами (многие крещены в Армянской апостольской церкви), но для большинства из них религиозный аспект этнического самосознания не играет значительной роли и не консолидирует их общность на основе конфессиональной принадлежности. В данном случае, как и в ряде других регионов России20, армяне не чувствуют себя в чужом конфессиональном окружении, так как Русская православная церковь, к которой принадлежит большинство верующих Мордовии, по мнению практически всех информантов, имеет гораздо больше общего, нежели различий, с Армянской апостольской церковью.

Различия между конфессиями респонденты, не имеющие в Мордовии своего прихода, осознают, но подчеркивают их незначительность: «Мы все христиане», «Мы все православные, какая разница», «Разница только в том, что здесь служба на старославянском, а у нас — на древнеармянском, вот и все»21. Иногда подчеркивается более древнее принятие христианства Арменией. Все опрошенные назвали себя верующими христианами.

В местных православных храмах армяне крестят детей (в том числе подростков). «Крещение — одно из самых важных событий в жизни армянина. Почти все жители этой страны — верующие. Армянская апостольская церковь объединяла нацию в самые тяжелые времена, когда страна надолго теряла независимость», — пишет П. Вайль,

которому довелось наблюдать обряд крещения в Гегардском монастыре в 2007 г.22

Особую роль в процессе адаптации играет фактор культурной дистанции между регионом исхода и вселения, рассмотрение механизма воздействия которого выходит за рамки настоящей работы. Для полноты восприятия проблем аккультурации этносов в видоизменяющейся жизнедеятельности в новых условиях необходимо восстановить целостную картину процесса этнокультурной адаптации вынужденных мигрантов, раскрыть этнокультурные механизмы миграционного и адаптационного поведения переселенцев, что позволит достичь более глубокого понимания сути происходящих интенсивных миграционных процессов из постсоветских регионов в Россию, в том числе в РМ. Выявление основных факторов и условий, способствующих или препятствующих успешности этнокультурной адаптации вынужденных мигрантов, позволит выработать адекватную миграционную политику в регионе, оказать действенную социально-психологическую помощь этой категории населения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Павлов Н.В., Кулешов С.В., Полоскова Т.В. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия / отв. ред. Ю.Е. Фокин. М.: Терра, 2001. С. 38.

2 См.: Гаврилов В., Шепова Н. Нетрадиционные войны на постсоветском пространстве. Южный Кавказ / рук. проекта: П. Линке и В.В. Наумкин. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009. С. 404—405.

3 Полевые материалы автора (далее — ПМА): Саргсян Левон Гарникович, 1964 г. р., г. Саранск, записи 2010 г.; Айрапетян Самвел Вячеславович, 1975 г. р., г. Рузаевка, записи 2010 г.; Газарян Дмитрий Шмавонович, 1944 г. р., г. Рузаевка, записи 2010 г.

4 См.: Мхитарян А.А. «Кавказец» — стереотип, порождающий ксенофобию в современном российском обществе // Наири: альманах: сб. материалов об Армении и армянской диаспоре. Вып. 5. Н. Новгород: Кварц, 2010. С. 162—166; Кузнецов И.М. Адаптация к этнокультурному многообразию // Жизнь национальностей. 2010. № 3. С. 48—57.

5 См.: Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2002. С. 5.

6 См.: Алаудинов А.А. Идентичность в зеркале науки: основные подходы к определению сущностных черт и типов // Вестн. рос. нации. 2010.№ 3. С. 202.

7 См.: Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. С. 99.

8 См.: Степанов В.В., Тишков В.А. Кем себя считают россияне: региональный аспект // Вестн. рос. нации. 2010. № 3. С. 112—153. 202

9 ПМА: Саргсян Левон Гарникович ... ; Саргсян Тамара Ашотовна, 1966 г. р.; Манукян Карен Мигранович, 1970 г. р., г. Саранск, записи 2010 г.; Айрапетян Самвел Вячеславович ... ; Айрапетян Геворг Вазге-нович, 1970 г. р., пос. Умет Зубово-Полянского муниципального района, записи 2009 г.

10 ПМА: Газарян Дмитрий Шмавонович ...

11 См.: Мелик-Шахназарян Л. Характер армянского народа. Ереван: Тираст, 1999. С. 6, 91.

12 См.: Народы и религии мира: энцикл. / гл. ред. В.А. Тишков; редкол.: О.Ю. Артемова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. М.: Большая Рос. энцикл., 1999. С. 683; Лэнг Д. Армяне: народ-созидатель / пер. с англ. Е.Ф. Левиной. М.: Центрполиграф, 2009. С. 183—210.

13 Государство и диаспоры: опыт взаимодействия ... С. 47.

14 См.: Барби А. Страшный «крестный» путь изгнанников. Свидетельства очевидцев // «Наири»: альманах: сб. материалов об Армении и армянской диаспоре. Вып. 5. Н. Новгород: Кварц, 2010. С. 11—12.

15 Цит. по: Лэнг Д. Армяне: народ-созидатель. М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. С. 5.

16 Мазлумян К. Солнце в зените. М.: Рос. писатель, 2009. С. 81.

17 См.: Фирсов Е.Ю. Российские армяне и их исследователи // Этногр.обозрение. 2006. № 1. С. 82.

18 ПМА: Саргсян Левон Гарникович ... ; Айрапетян Самвел Вячеславович ...

19 ПМА: Саргсян Тамара Ашотовна ... ; Манукян Карен Мигранович ...

20 См.: Скрябина К.А. Этническое самосознание в диаспоре: на примере армянской диаспоры Пермского края // Междунар. студ. конф. «Ломоносов — 2010». URL: http://www.tssi.ru/lomonosov/2010/ArchEthno.pdf (дата

обращения: 07.10.2010).

21 ПМА: Саргсян Левон Гарникович . ; Саргсян Оксана Левоновна, 1990 г. р.; Манукян Карен Мигранович ...

22 Вайль П., Максимишин С. Армения. Праздник // Гео. 2007. № 9. С. 210.

Поступила 13.01.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная