В. А. Васильев. Роль А. А. Кокеля в процессе взаимодействия культур

В. А. ВАСИЛЬЕВ

РОЛЬ А. А. КОКЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

ВАСИЛЬЕВ Владимир Александрович, заведующий проблемной научно-исследовательской лабораторией А. А. Кокеля Чувашского государственного университета, кандидат исторических наук, профессор.

Ключевые слова: культура, художник, межкультурная коммуникация, художественная выставка, изобразительное искусство, академия художеств, картина

Key words: culture, artist, cross-cultural communication, art exhibition, decorative art, the Academy of Arts, picture

Один из выдающихся мыслителей XX в. М. М. Бахтин полагал, что великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересе-чения1. Убедительно свидетельствует об этом творчество одного из представителей русской художественной культуры конца XIX — начала XX в. А. А. Кокеля (1880—1956 гг.)2.

Литература о А. А. Кокеле немногочисленна. В украинской литературе первый обстоятельный анализ творчества художника проведен В. В. Курильцевой в 1952 г.3 Она характеризует А. А. Кокеля как представителя реалистической школы, который своим творчеством и педагогической деятельностью способствовал развитию художественной культуры Украины. В 1955 г. украинский искусствовед Н. В. Яворская издала в Москве приуроченный к 300-летию воссоединения Украины и России альбом репродукций «Изобразительное искусство Советской Украины»4, в котором А. А. Кокель был назван одним из выдающихся деятелей украинской культуры. Альбом впервые открыл творчество А. А. Кокеля профессионалам и любителям живописи. К крупнейшим и лучшим украинским художникам-реалистам относят А. А. Кокеля украинские ученые Л. В. Владич и Г. С. Портнов5.

Роль А. А. Кокеля в развитии украинской культуры более обстоятельно рассмотрена украинскими искусствоведами В. В. Курильцевой и Н. В. Яворской6. Это первое обобщающее исследование по изобразительному искусству Украины, оно охватывает период с 1917 по 1954 г. Творчество и деятельность А. А. Кокеля нашли достойное место в этой работе. Подчеркивается, что он принимал активное участие в создании украинской станковой живописи и развивал традиции русской художественной культуры. В качестве одного из лучших произведений украинского искусства авторы называют репродукцию картины А. А. Кокеля «На посту» (1927).

Произведения А. А. Кокеля в контексте украинской культуры подробно анализируются П. И. Говдем7. Кокель, используя реалистические традиции русского и украинского изобразительного искусства, стремился к созданию произведений, созвучных эпохе. Его картина «На посту» вошла в историю советской художественной культуры, стала значительным событием в художественной жизни первой трети XX в.

Большое внимание мастерству А. А. Кокеля и его творению «Чайная» уделил Б. В. Павловский8, который увидел в картине продолжение традиции русской демократической живописи. В книге А. А. Кокель впервые представлен как создатель украинского плаката.

О значительном вкладе А. А. Кокеля в развитие украинской культуры написано в шеститомной энциклопедии. В пятом томе отмечена роль этого художника, которую он сыграл как представитель русской художественной культуры конца XIX — начала XX в. в деятельности Ассоциации художников Червонной Украины, а также в развитии украинской живописи и графики9.

В 1980 г. в Киеве опубликована статья Н. Н. Присталенко, в которой впервые наиболее полно рассматривается роль художника в украинской культуре10. На богатом фактическом материале искусствовед показывает различные стороны деятельности мастера, стоявшего у истоков украинского советского изобразительного искусства, в художественной и педагогической сферах, объединении харьковских художников, организации системы художественного образования на Украине. Автор подчеркивает, что Кокель был тем художником-реалистом, который направлял процесс творческого поиска нового в русло овладения культурными достижениями прошлого.

О значимой роли выпускника Петербургской академии художеств А. А. Кокеля в украинской культуре свидетельствует пятый том «Украинской советской энциклопедии»11.

Во второй половине XX в. отдельные страницы творчества харьковского периода художника также нашли освещение в научных работах В. А. Афанасьева, З. Т. Виноградовой, А. Ф. Дмитренко, Ю. Ф. Дюженко, В. П. Павлова, Л. И. Поповой, В. В. Рубан, Е. Елькиной, Г. М. Юхимец12. В чувашской литературе работы, посвященные изучению жизни и творчества А. А. Кокеля, появляются только в 1977 г.13

В 1980 г. к 100-летию со дня рождения художника чувашский искусствовед А. Г. Григорьев издал сборник воспоминаний современников и учеников А. А. Кокеля14. В том же году в Чебоксарах публикуется работа А. А. Трофимова, в которой отмечено, что живописец активно искал новые формы передачи цвета, характера и образной выразительности, используя элементы чувашской традиционной культуры15. В числе чувашских авторов публикаций об А. А. Кокеле этого времени можно назвать Н. И. Садюкова и Н. А. Ургалкину16.

Творчество А. А. Кокеля нашло отражение и во всесоюзной советской искусствоведческой литературе. Так, в седьмом томе энциклопедии «История искусства народов СССР» отмечается большая роль А. А. Кокеля «в процессе формирования реалистической живописи Украины» и дается высокая оценка картине А. А. Кокеля «На посту». Здесь же говорится о роли А. А. Кокеля в создании первых станковых произведений в украинском изобразительном искусстве и в качестве примера упоминается его неизвестная картина «Рабочий»17. Роль русской интеллигенции и меценатов в нелегкой судьбе А. А. Кокеля и некоторых других художников, представителей малых народов России, в получении ими дальнейшего образования, а также сохранении в их творчестве традиций этнонациональной культуры раскрывается в шестом томе «Истории искусства народов СССР»18.

Следует отметить, что все предыдущие исследования об А. А. Кокеле носили бессистемный, разрозненный характер. При изучении творчества художника авторы, как правило, ограничивались рассмотрением отдельных сторон его профессиональной и педагогической деятельности, не затрагивая вопросов о роли Кокеля в укреплении межкультурных коммуникаций и взаимодействии художественных культур.

Началом систематического междисциплинарного изучения роли А. А. Кокеля в процессе взаимодействия культур стали наши исследования, которые нашли отражение в монографии «Алексей Афанасьевич Кокель. 1880—1956. Жизнь и творчество», изданной в 2008 г. в Чебоксарах под научной редакцией В. И. Ковтуна, народного художника Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Т. Шевченко. Это первое в отечественной и зарубежной культурологии наиболее полное исследование сложной судьбы и многогранной деятельности мастера в разных культурах.

Новый импульс исследованиям придало широкое празднование в России и на Украине 125 и 130-летия со дня рождения художника, педагога и общественного деятеля. Итогом работы международных научно-практических конференций, посвященных этим датам, стали совместные труды чувашских, российских и украинских ученых19. На постсоветском научном и культурном пространстве эти коллективные исследования стали первыми результатами совместного сотрудничества культурологов России и Украины. Важным для понимания роли А. А. Кокеля в процессе взаимодействия разных культур является работа В. М. Литвина20, в которой дана всесторонняя оценка деятельности русского художника в украинской культуре и значению его наследия в современном диалоге культур России и Украины.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 354.

2 См.: Васильев В.А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880—1956. Жизнь и творчество. Чебоксары: Изд-во «Пегас», 2009. 336 с.

3 См.: Курильцева В.В. Борьба за социалистический реализм в изобразительном искусстве Советской Украины (1917—1941): автореф. дис. ... канд. искусствознания. М., 1952. С. 16.

4 См.: Изобразительное искусство Советской Украины. М.: Сов. художник, 1955. С. 9.

5 См.: Владич Л.В., Портнов Г.С. Изобразительное искусство Украинской ССР. М.: Сов. художник, 1957. С. 7, 8—9, 11, 14, 19, 99.

6 См.: Курильцева В.В., Яворская Н.В. Искусство Советской Украины. Живопись. Скульптура. Графика. Очерки. М.: Искусство, 1957. С. 56, 62, 85—90, 92, 93, 270, 271, 275.

7 См.: Говдя П. Украинское советское изобразительное искусство. Киев, 1960. С. 5, 6, 11, 13, 15, 23, 27.

8 См.: Павловский Б.В. Дооктябрьская «Правда» об изобразительном искусстве. Л.: Художник РСФСР, 1962. С. 32, 33, 61, 83.

9 См.: 1стор1я украшського мистецтва: 6 т. Т. 5: Радянське мистецтво 1917—1941 рошв. Кшв: Головна ред. УРЕ АН УРСР, 1967. С. 16, 25, 59, 68, 130, 166, 272.

10 См.: Присталенко Н. Художник i педагог: до 100-р1ччя з дня народж. О.О. Кокеля // Образотворче мистецтво. 1980. № 6. С. 30.

11 См.: Украинская советская энциклопедия. Киев, 1981. Т. 5. С. 165.

12 См.: Афанасьев В.А. Становлення сощал^тичного реалiзму в украшському образотворчому мистецтво Киев: Мистецтво, 1967. С. 53, 56, 76; Дмитренко А.Ф. Укра1нський радянський ^торичний живопис. Киев: Мистецтво, 1966. С. 15—17; Дюженко Ю.Ф. Заслужена шана: [про живописця О.О. Кокеля (1880—1956)] // Рад. культура. 1955. 5 жовт; Дюженко Ю.Ф. О.О. Кокель. Виставка творiв профессора Олекия Опанасовича Кокеля (1880—1956): каталог. Харьков: Б. и., 1960. 32 с.; Попова Л.И., Павлов В.П. Укра1нське радянське мистецтво 20—30-х рошв. Киев: Мистецтво, 1966. С. 5, 8, 28, 29, 35; Попова Л.И., Цельтнер В.П. Очерки о художниках Советской Украины. М., 1980. С. 22, 29, 35; Рубан В.В. Укра1нський портрет-ний живопис. Киев, 1977. С. 20, 27, 32, 33; Ельшна Е. Художник педагог О.О. Кокель // Образотворче мистецтво. 1980. № 3. С. 3; Юхимець Г.М. Укра1нське мистецтво 1941—1960 рр. Киев, 1983. 159 с.

13 См.: Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. С. 69—83.

14 См.: Григорьев А.Г. Выдающийся художник и педагог. Воспоминания современников и учеников. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. 104 с.

15 См.: Трофимов А.А. Искусство: избр. тр.: сб. ст. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. 604 с.

16 См.: Ургалкина Н. А.А. Кокель: к 95-летию со дня рождения // Тр. науч.-исслед. ин-та при Совете министров Чуваш. ССР. 1975. Вып. 57. С. 248—249.

17 См.: История искусства народов СССР. Т. 7. М.: Изобр. искусство, 1972. С. 187, 190—192, 217, 392.

18 Там же. Т. 6. М.: Изобр. искусство, 1981. С. 185.

19 См.: Творческое и духовное наследие А.А. Кокеля: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога Алексея Афанасьевича Кокеля (Чебоксары — Харьков, 16—17 марта 2005 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 110 с.; Великий мастер. Портрет сквозь призму времени: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося художника, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Ко-келя [сост. В.А. Васильев]. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. 136 с.

20 См.: Литвин В.М. Культурне життя. URL: www.litvin-v.org.ua (дата обращения: 23.01.2009).

Поступила 10.01.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная