С. А. Исаева. Специфика межкультурного взаимодействия мордовской музыки на современном этапе

С. А. Исаева

СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРДОВСКОЙ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С. А. Исаева, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Мордовская музыкальная культура имеет многовековые традиции. Ее становление и развитие неотделимо от художественных процессов, происходивших в культуре народов региона и России в целом. Поэтому своеобразие мордовской музыкальной культуры определяется не только формированием собственной древней основы и многих общих для финно-угров духовных корней, но и многовековыми взаимосвязями со славянскими и тюркскими культурами. В ре-

зультате взаимодействия с русскими «у мордвы сложился оригинальный мелодико-многоголосный стиль, родственный поздним русско-украинским стилям. К моменту зарождения письменных и концертных форм в быту мордовского народа <...> были освоены и православно-христианские традиции хорового пения»1.

Рассматривая состояние мордовской музыкальной культуры на современном этапе, следует отметить ее стремление к сохранению национальной самобытности, что связано с необходимостью поддержания идентичности мордовского этноса. Этот факт подчеркивается наличием развитых фольклорных форм, национального стиля в музыке, системы музыкального воспитания и образования на основе мордовского музыкального фольклора.

Другим компонентом мордовской музыкальной культуры является профессиональная музыка. Можно наблюдать, что в силу исторического пути развития и сложившейся национальной специфики профессиональная практика мордовских композиторов включает в себя развитые механизмы творческой переработки «этнических кодов» многих музыкальных культур (финно-угорской, русской, западноевропейской). Например, композиторы широко используют появившуюся за советский период возможность синтезировать освоенные западные техники композиции с элементами фольклорной музыкальной традиции, опираясь преимущественно на свое понимание темы и профессиональное мастерство. Наиболее яркие образцы сочетания западноевропейских техник и национальных традиций демонстрируют сочинения Г. Г. Вдо-вина, М. И. Волкова, Н. И. Бояркина, Л. П. Кирюкова, Н. В. Кошелевой, Г. И. и Г. Г. Сураевых-Королевых и др.

Таким образом, на современном этапе можно выделить две основные тенденции, определяющие вектор и характер межкультурного взаимодействия мордовской музыки: усиление этнического начала, проникновение в пространство мордовской музыкальной культуры широких внешних влияний.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под ред. Н.И. Бо-яркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. С. 3.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная