О. В. Радзецкая. Музыкальная культура этнических сообществ в контексте пассионарной доминанты

О. В. РАДЗЕЦКАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ПАССИОНАРНОЙ ДОМИНАНТЫ

РАДЗЕЦКАЯ Ольга Владимировна, доцент кафедры камерного ансамбля Государственной классической академии им. Маймонида, кандидат культурологии (г. Москва).

Ключевые слова: пассионарность, этнический, композитор, музыка, культура, энергия

Key words: passionarity, ethnic, composer, music, culture, energy

Рассматривая пассионарность как сложившуюся культурную традицию, можно сформировать представление о ее созидательном и эмоционально-романтическом облике. Восприятие пассионарности с позиции целесообразности и оправданности допускает возможность сохранения этнического культурного наследия в историческом контексте. Конкретизирование пассионарной доминанты в культуре этнических сообществ связывается с их внутренней содержательностью и особенной харизматичностью. Осмысление особенностей пассионарного влияния позволило бы раскрыть органику взаимоотношений этнической и академической культуры. Необходимость в этом обусловлена творческой миссией музыки в этническом гуманитарном пространстве.

Л. Н. Гумилев представил концепцию пассионарности, аргументированно излагаемую с привлечением философских, естественно-научных ракурсов в контексте культурно-исторической правдивости1. Xарактеризуя понятие «пассионар-ность», он подчеркивал, что «это признак... образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию... повышенная способность к напряжениям»2. По его мнению, это движущая сила для универсального понимания этнического становления и роста.

Ореол романтической пафосности сопровождает первичный импульс восприятия пассионарности в музыке с
точки зрения ее буквального значения, так как в переводе «страстность» или «одержимость страстями» содержит глубокий эмоциональный подтекст, связанный с возвышенным представлением о ее предназначении.

Этническая музыкальная культура имеет значительный временной период развития, поэтому ее можно рассмотреть с позиции этнической истории, этногенеза. «Сочетание разнообразных этногенезов с социальными процессами на фоне разных культур, унаследованных от эпох минувших, и ландшафтов, дающих людям пищу, тоже многообразную, создает этнические истории, причудливо переплетающиеся друг с другом. В отличие от этногенеза этническая история — процесс многофакторный, испытывающий разные воздействия и чутко на них реагирующий. Вместе с тем этническая история не столь наглядна, как история культур и государств, социальных институтов и классовой борьбы, так как события, связанные со сменой фаз этногенеза, источниками не фиксируются»3.

Функции механизма историко-культурного процесса в виде взаимной последовательности фазового изменения этногенеза (подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация и мемориальная фаза развития) отражают закономерность динамики этнопсихологических складов. Справедливость присутствия этой концепции в академической музыке этнических сообществ относится к оценочным критериям. Этапность формирования и развития этнических композиторских школ в русле изменения фаз этногенеза допускает вероятность эволюционных подобий в области этнической культуры. Отсутствие единого пропорционально-динамического фактора в процессе становления академической культуры этнических сообществ выступает препятствием в определении тонуса общей стадиальности, что является объективной реальностью в индивидуализации творческого портрета.

Создание единой системности в процессе рассмотрения фазового устройства этногенеза в академической музыке сопровождается рядом условностей. Фаза подъема как начальный принцип формирования культуры оказывается в родственном созвучии с истоками академического музыкального искусства, ведущего свое происхождение из богатого наследия этнического характера. Производные смысловые акценты подразумевают важность наличия автохронных черт, способствующих проявлениям яркой самобытности. С этой точки зрения фаза подъема для академической музыки является творческой необходимостью, питательной средой.

Акматическая фаза аккумулирует колебательную амплитуду пассионарной энергетики по отношению к этнической системе, поддерживая максимальный уровень пассионар-ности. По отношению к академической музыке это определение выглядит приемлемым, если рассматривать его в совокупности с процессами, не отделимыми от становления самой этнической музыкальной культуры. Под воздействием глобальных пассионарных влияний образуется собственная музыкальная системность. Продолжительность акматической фазы оказывает воздействие на успешность организации академической музыки этнических сообществ благодаря высокому напряжению пассионарных потоков, являющихся производящей силой для каждой из композиторских школ.

Акматическая составляющая жизнедеятельности академической музыкальной культуры не затрагивает статусность композиторской школы. Допустимо абстрактно взглянуть на проблему с позиции состоявшихся фактов. Они показывают зависимость объема накопленного творческого наследия от периодов нахождения в собственной акматической фазово-сти, позволяющей осуществить качественный преобразовательный объем.

Своеобразным смыслом наполняются соотношения масштабов и ролевые позиции этнических композиторских школ в ракурсе акматических моментов автономного, локального и локально-ассимилированного происхождения. При такой тональности обнаруживается необходимая для пассионарного воплощения активность, отличающаяся созидательным потенциалом. Разность акматической тонусности в области академической музыки для каждой из этнических композиторских школ представляется категорией индивидуальной, отличающейся от других своими автохромными особенностями. Сосредоточенность на акматической фазе этногенеза обусловлена ее функциональными возможностями, допустимыми в проекционном соотнесении с академической музыкой.

Таким образом, обоснованно закрепляются ее эволюционные вехи развития. Сущностные характеристики акмати-ческой фазы в контексте академической музыки выглядят как определения собственной стадиальности в течение всего творческого пути и являются эволюционными маркерами. Временная периодика акматической фазы связывается с двойными смысловыми положениями. Соотносится собственный статус (автономный, локальный и локально-ассимилированный) с глобальными масштабами, имеющими собственную динамику фазовой последовательности. В связи с этим возникает предположение о взаимном пересечении уровней. Примеры сбалансированной подчиненности, как и образцы объективной диссонантности, обусловлены масштабом и ролью этнического сообщества.

Пристальный интерес к акматической фазе связывается с возможностью показать фактическое состояние академической музыки с позиции ее сегодняшнего потенциала, динамики, индекса творческой деятельности. Благодаря пройденному пути усиливаются обобщающие характеристики, способствующие тому, что этнические композиторские школы предстают в виде объединенной смысловой категории.

Фаза надлома сопровождается постепенным, но существенным понижением пассионарной активности, присущей акматической фазе, что ведет к исчезновению единства этнического пространства. Для академической музыки это состояние раскола не является доминантным по причине исторически сложившихся реалий, в основе которых заложено изначальное разнообразие этнического поля. Прохождение через круги фазовой последовательности суперэтносов добавляет и углубляет этнический опыт.

Для инерционной фазы характерно дальнейшее угасание пассионарной энергии этнической системы вслед за фазой надлома. Академическая музыка на этом этапе может быть представлена творческим наследием крупных этнических сообществ, где традиции композиторских школ выглядят наиболее сформированно по отношению друг к другу. Уровень динамики музыкальной жизни вступает в противоречие с предлагаемой периодичностью, хотя бы по факту созданного и создаваемого культурного богатства, связанного с истоками этнического свойства.

Фаза обскурации и мемориальная фаза относятся к конечным определениям эволюционной теории пассионар-ности и этногенеза Л. Н. Гумилева. Уровень пассионарной энергии опускается ниже уровня гомеостаза, что ведет к прекращению этносом своего существования. В дальнейшем, по прохождении фазы обскурации, этнос сохраняет свою культурную характеристику в деятельности отдельных персоналий. Отличительной чертой этой фазы становятся фольклорные традиции, мифы, легенды, сказания, былинные эпосы, хранящие отголоски былой славы угасших суперэтносов. В академической музыке подобное аналоговое соотнесение не имеет практического отклика, потому что не показывает отличительных признаков, говорящих о нахождении в данной фазовости.

Следовательно, полное соответствие указанной этапности для академической музыки этнических сообществ можно поставить под сомнение. Однако нельзя игнорировать пассионарное влияние с точки зрения механизма, регулирующего эволюционное развитие академической культуры. Теория пассионарности и этногенеза вносит свои коррективы, когда речь заходит о последовательности динамических линий развития академической музыки этнических сообществ в ракурсе пассионарного напряжения. В этом смысле пассионарная доминанта задает не только высокую интеллектуальную напряженность, но и вводит в исследовательскую канву индивидуальную эмоциональную ноту, полифонизирующую красочность этнической музыкальной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001. 560 с.

2 Его же. От Руси до России. М.: Дрофа, 1996. С. 13.

3 Его же. Этногенез и биосфера Земли. С. 173.

Поступила 29.03.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная