А. И. Николаев. Социокультурное измерение творчества А. Ф. Косенкова

А. И. НИКОЛАЕВ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. Ф. КОСЕНКОВА

НИКОЛАЕВ Алексей Игоревич, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: культуротворческая личность, пространство города, провинциальная культура

Key words: culture-creating personality, city environment, provincial culture

Изучение культуротворческой личности и продуктов ее творчества ведется в контексте повседневного пространства личности, городского пространства созидателя. Образ творческой личности запечатлевается в культурных пластах города, отражая его особенности в произведениях, т. е. во взаимовлиянии и взаимодействии. Культуротворческая личность вырабатывает «продукты» культуры, и именно она объемно воспринимает особенности культурного пространства города. Как носитель собственной пространственной культуры, она становится выразителем типичных черт и характеристик этой культуры в создаваемых ею «продуктах», выходя за рамки локальных культурных традиций.

Понятие «творческая личность» непосредственно связано со способом ее бытия. Личность как активный субъект культуры преобразует окружающий мир, создает особый образ реальности в своих произведениях. Культуротворческая личность «творит культуру» и «творит бытие»1. Показательной иллюстрацией подобного дуализма, на наш взгляд, является личность и творчество самодеятельного мордовского писателя второй половины XX в. А. Ф. Косенкова. Его уникальность как культуротворческой личности определяется единством конкретного преобразования пространства городского ландшафта в качестве руководителя строительством важных для культуры г. Саранска 50—80-х гг. XX в. объектов и значительным литературным наследием, сюжетом которого чаще всего был город.

Провинциальный город есть та малая родина, которая, являясь прообразом Отечества, определяет основные критерии взаимоотношений личности и большой родины. Будучи социокультурной средой, город как малая родина становится первой и основной аксиологической нишей для личности. Малая родина, словно компас, определяет ее ориентиры на пути к достижению идеала и нередко сама отождествляет нечто идеальное и олицетворяет собой красоту и свободу.

Отношение к провинции как социокультурному феномену всегда было противоречивым. Независимо от эпохи оно традиционно развивалось в двух направлениях (условно): отчуждение и патриотизм. Приверженцы первого, по большей части обыватели, нередко выражают недовольство своим провинциальным происхождением, в их поведении просматриваются различные проявления «маргинального комплекса» — собственно «провинциализм». Личность же неординарная, талантливая практически лишена подобного комплекса. Память о малой родине подпитывает ее художественное воображение и умножает креативный потенциал. Литераторы, художники, актеры, музыканты обычно идеализируют и поэтизируют образ провинции, где происходит какая-то своя, тихая, небольшая жизнь с локальными проблемами, которая, на первый взгляд, крайне отличается от жизни российских столиц. Это в полной мере относится к характеристике творчества и жизненной позиции А. Ф. Ко-сенкова, чья профессиональная и литературная биография неотделима от города, который он буквально выстроил сам метафизически в литературном творчестве.

Профессиональная карьера А. Ф. Косенкова сложилась удачно и идеально для всех анкет советского периода. Он прошел путь от рядового рабочего до начальника строительно-монтажного управления и на всех должностях строил города Республики Мордовия: Ардатов, Ковылкино, Инсар и Саранск. Со второй половины XX в. Саранск развивался как промышленный центр аграрной республики: росло производство, активизировался приток рабочей силы из сел и т. д. Именно на 60—70-е гг. XX в. приходится период роста города, развития его микрорайонов, появления асфальтированных улиц, статусных зданий, домов культуры, кинотеатров и т. д. К каждому значительному сооружению имел непосредственное отношение строитель А. Ф. Косенков. Он справедливо сказал об этом названием газетных очерков и книг: «Улица моя. Дома мои», «Я иду по родному городу», «Не гостями, а хозяевами». Его профессиональная деятельность опредмечивает пространство города, его руками создается городская среда второй половины XX — первого десятилетия XXI в.

Городское пространство состоит из смысловых точек. Жизнедеятельность горожан протекает и упорядочивается в процессе осмысления материальных и идеальных условий жизни. Смыслы становятся точками жизненного пространства, а применительно к городу — точками отсчета городского пространства. Такими опредмеченными материальными смысловыми точками стали кварталы жилых домов нового микрорайона, построенного Косенковым в тресте «Саран-скжилстрой», а также Дом политпросвещения (перестроен под Республиканский театр оперы и балета им. И. М. Яу-шева в 2011 г.), Дом быта, Дворец культуры профсоюзов (реконструируется), гостиница «Саранск», музей С. Д. Эрь-зи, Дом пионеров, многие корпуса университета, стадион «Светотехника» (снесен в 2010 г.).

Строительная работа А. Ф. Косенкова создавала социо-генетический уровень информационного пространства, когда информация кодируется в социопрограммах, совокупность которых составляет социогеном города — социокультурный механизм наследования и трансляции культурно-исторического опыта. А. Ф. Косенков создавал носителей социогено-ма — дома и приемы труда. Одновременно культура города оказалась отправной точкой для его становления в качестве писателя, стала константой ориентации его творческих исканий, критерием развития творческой стороны личности. Писательский талант А. Ф. Косенкову удалось развить и реализовать путем долгой и скрупулезной интеллектуальной работы над словом, сюжетом, героями, а также посредством точного знания материала — пространства города, его символов и кодов.

Пространство города объединяет пространство ментальной и предметной культуры. Артефакты культуры (материальные, духовные, художественные), являясь опредмеченным выражением культуротворческой личности, встраиваются в пространство провинциального города. А. Ф. Косенков формировал физический облик города, строя и руководя строительством, а также типизировал, романтизировал его в пространстве повестей и романов.

Мировоззрение А. Ф. Косенкова-писателя складывалось под воздействием происходивших в личной и профессиональной жизни событий, социокультурного пространства города. Это определило его гражданскую позицию и оказало существенное влияние на формирование интереса к литературе, творческому процессу и культуре вообще. Попытка самореализации в художественном творчестве и постоянный поиск путей для воплощения собственных идей, переживаний, а также внутренняя работа, обращение к своему «я», определение духовно-нравственных ориентиров составляют суть мировоззрения творческой личности А. Ф. Косенкова.

Повседневность, на фоне которой протекало творчество А. Ф. Косенкова-писателя, была частью социального пространства, где реализовывались поступки разных по статусу и масштабу людей. Основные произведения А. Ф. Косенкова («Я иду по родному городу», «Тревоги и радости Якова Аверкина», «Завтра снова понедельник», «Повесть будет продолжаться», «Как улетают жар-птицы» и др.) посвящены рабочим-строителям. О них же он писал в многочисленных газетных очерках, зарисовках, журнальных статьях. Его произведения были далеки от догматов, поскольку на первый план выводилось не идеологическое, а «человеческое», присутствовало стремление осмыслить и художественно выразить неразрывную связь человека и города, человека и времени, человека и мира. А. Ф. Косенков пытался выразить желание каждого человека, пусть незаметного на историческом хронотопе, определить свое местонахождение на координатах большой истории, и координаты эти лежали в пространстве провинциального города, который он строил. Посредством художественного образа писатель воспроизводил социально-культурное пространство провинции второй половины XX в.: ее духовную атмосферу, культуру и быт, региональные особенности, неповторимый национальный колорит.

Анализируя жизнь и наследие творческой личности, принято обращаться к изучению социокультурной среды, которая стала контекстом развития и реализации ее таланта. Творческая личность формируется и утверждается в определенных культурных и социальных пространствах, в контексте межличностного общения и предметной деятельности. Социокультурное окружение, привычное А. Ф. Косенкову, было разнообразно: он дружил с краеведом И. Д. Ворониным, археологом М. Ф. Жигановым, философом и социологом А. И. Сухаревым; общался с журналистским и писательским сообществом Мордовии (К. Г. Абрамов, А. А. Соболевский), рабочими-строителями, инженерами и архитекторами (А. И. Наконечный, П. И. Грак, А. И. Меркушкин и др.).

Современный Саранск меняет свой культурный облик. Центр городской постройки, принадлежащий строителю А. Ф. Косенкову, стал историей, но по-прежнему читаются его повести, рассказы, романы. Литературно-художественное наследие А. Ф. Косенкова воспроизводит культурное пространство ушедшего в прошлое советского Саранска.

Таким образом, уникальность творчества А. Ф. Косен-кова состоит в том, что он формировал не только физический образ локального пространства, в котором жил, но и во многом культурную среду и социальное окружение, в котором вращался: именно строители были его главными героями и составляли наиболее внимательную группу его читателей. Пространство города позволило ему полноценно состояться как профессионалу-строителю, успешному и признанному человеку. А. Ф. Косенков как культуротвор-ческая личность представляет собой явление локального социокультурного пространства, внутри которого он вступает в диалог со своим временем и близкими ему людьми. Воспитание, знакомства, встречи, работа сыграли огромную роль в его личностном становлении и формировании мировоззрения. Город, создававшийся каждодневным трудом мастера-строителя, представал и как литературный текст, и как определяющий контекст биографии автора и его героев. Известно определение Л. Н. Толстым искусства как человеческой деятельности, состоящей в том, что один человек сознательно, «известными внешними знаками» передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их2. «Известными внешними знаками» А. Ф. Косенкова стал провинциальный город как культурный текст.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. Т. I. С. 150.

2 См.: Эстетика. Эстетическая теория Толстого. URL: http://www. iskusstwo.ru/news/html/164.html (дата обращения: 15.11.2011).

Поступила 24.02.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная