И. В. Маслов. Проблемы и перспективы развития взаимодействия населения и исполнительных органов государственной власти в регионе

И. В. МАСЛОВ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ

МАСЛОВ Игорь Владимирович, аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Ключевые слова: органы исполнительной власти региона, мнение населения, критерии оценки деятельности органов власти, доверие, имидж органов исполнительной власти Key words: executive power bodies of the region, population opinion, criteria for state power bodies activity estimation, trust, executive power bodies image

В современных условиях социально-экономического, политического и культурного развития регионов большое значение имеют формы взаимодействия населения и органов исполнительной государственной власти, построенные на диалоге и реализации обоюдных интересов. Ориентация на совместные действия управляющих и управляемых способна наиболее эффективно учесть мнения жителей региона в проектах развития территории, поддерживать равновесие в обществе, обозначить направления выхода из кризисных ситуаций.

От восприятия населением исполнительной власти в регионах зависит эффективность реализации проводимой государством политики. Соответственно, для практики регионального управления необходимы знания о том, каково реальное отношение населения к представителям исполнительной власти, какими факторами оно детерминировано, на какие ресурсы может рассчитывать региональная власть в своей деятельности. Поиск ответов на эти вопросы заставляет обратиться к использованию возможностей социологического анализа.

Проблема взаимодействия населения и властных органов имеет давние традиции изучения в мировой социологии. У. Липпман, Г. Лассвел исследовали взаимосвязь между сообщениями массовой коммуникации и реакцией аудитории. На сложный социальный контекст политического информирования указывал П. Лазарсфельд1.

Следует отметить большое количество работ, посвященных изучению мнения населения в период избирательных кампаний, а также анализу становления и функционирования служб по связям с общественностью органов государственной власти и управления в России2. При высокой оценке исследования отметим, что многие принципиальные положения и выводы нельзя использовать без учета социокультурной специфики регионов, традиций и культуры выстраивания отношений между населением и представителями власти.

В ходе нашего исследования «Становление имиджа органов исполнительной власти Белгородской области», проведенного в 2010 г., была предпринята попытка выявить проблемы и перспективы развития отношений между населением и органами исполнительной государственной власти региона. В опросе приняли участие жители области (860 чел.); руководители органов исполнительной власти (18 чел.); журналисты, освещающие деятельность органов исполнительной власти (23 чел.). Отбор респондентов производился по методике квотной выборки, в качестве параметров которой выделялись возраст, пол и место жительства. В качестве экспертов выступили руководители органов исполнительной власти и журналисты, освещающие в СМИ их деятельность. Отбор экспертов проводился по критерию компетентности на основе их самооценки. Совокупный индекс компетентности экспертов — 0,63, что соответствует показателю «выше среднего».

Результаты исследования показали, что участники опроса достаточно хорошо разбираются в назначении органов исполнительной власти. Большая часть опрошенного населения (44,2 %) считает, что основой их деятельности является «поддерживать функционирование государственной системы»; 41,9 % — «исполнять волю народа»; 8,2 % — «поддерживать интересы узкого круга»; 3,5 % — «ничего не делать».

Основными признаками, по которым респонденты оценивают успешность функционирования органов исполнительной власти в регионе, являются «наличие порядка в регионе в целом» (37,8 %), «отсутствие претензий со стороны населения к их работе» (31,0 %), «безотказная работа органов власти» (13,3 %), «отсутствие замечаний со стороны проверяющих органов» (7,9 %), «мнение экспертов, иностранных наблюдателей» (6,0 %), «положительные отзывы в СМИ» (2,9 %). Как видно из полученных ответов, при оценке деятельности органов власти население апеллирует собственным мнением и опытом. Таким образом, при обеспечении стабильности и порядка в регионе, отсутствии претензий со стороны населения к работе органов государственной власти, а также при их безотказной работе мы отмечаем 82,1 % удовлетворенного населения, т. е. можно говорить о становлении устойчивого позитивного имиджа органов государственной власти в регионе.

Как и население, руководители органов исполнительной власти в качестве основного критерия оценки своей деятельности рассматривают «безотказную работу органов власти» (45,8 %). Однако население и представители СМИ этот критерий оценивают значительно ниже (4,2 %), что говорит о несовпадении мнений субъектов взаимодействия.

Органы государственной власти разных уровней (федерального, регионального) и муниципалитеты присутствуют в городах, поселках, селах и других населенных пунктах региона. Несмотря на то, что они представляют власть, отношение к ним и степень доверия населения Белгородской области различны. Наибольшим доверием у населения пользуются федеральные органы власти (26,7 %), наименьшим — муниципальные (18,6 %). Доверяют региональной власти 25 %, а при определенных условиях — 43 %. Любопытно, что около 11 % респондентов затруднилось ответить на этот вопрос. Это объясняется, во-первых, отсутствием разграничения в сознании населения принадлежности того или иного органа исполнительной власти к какому-либо из уровней; во-вторых, неспособностью респондентов классифицировать органы исполнительной власти ввиду отсутствия опыта взаимодействия с ними. В любом случае данный факт свидетельствует о недостаточной правовой и гражданской грамотности населения региона, что в современных условиях формирования гражданского общества является недопустимым и представляет собой реальную проблему, требующую решения.

Результаты исследования показывают, что органы исполнительной власти региона получили вотум доверия со стороны населения. В то же время в вопросах его использования существует много проблем, особенно в вопросах взаимопонимания. На вопрос «Существует ли недопонимание в общении между населением и представителями органов исполнительной власти в регионе?» многие опрошенные ответили утвердительно.

Наиболее критична позиция населения, именно оно подчеркивает проблемы в общении между органами государственной власти и гражданами (83 %). Среди представителей органов власти эту проблему отметили 62 %. Лояльнее к этой проблеме относятся представители СМИ: 55 % отметили наличие проблемы, 45 % — ее отсутствие. Логично предположить, что СМИ являются сторонним наблюдателем в вопросах общения между населением и представителями власти, поэтому их мнение менее субъективно. Полученные данные свидетельствуют, что существует некоторое недопонимание между населением и руководителями исполнительной власти в регионе. Этой точки зрения придерживаются обе стороны. Ситуация, когда обе стороны лояльны и терпимы по отношению друг к другу, но считают, что их не понимают, связана, на наш взгляд, с отсутствием информации о деятельности каждой из них. Информационных каналов, освещающих деятельность органов исполнительной власти в регионе, недостаточно, а огромный ресурс доверия со стороны населения остается невостребованным.

В регионе назрела необходимость создания новых каналов коммуникации органов исполнительной власти и населения. Новизна должна быть обеспечена на принципах «живого» контакта. Так, по мнению 33,9 % опрошенных жителей области, для улучшения взаимопонимания между населением и органами исполнительной власти необходимо «чаще контактировать с населением вживую (встречи, прямые эфиры, дни открытых дверей и т. д.)»; 30,3 % опрошенных полагают, что для этого следует «обеспечить своевременный и внимательный ответ на обращение граждан»; 23,7 % уверены в необходимости «обеспечения порядка функционирования своих структур, организаций и т. д.)»; 5,4 % считают непременным «активное сотрудничество со СМИ»; 4,4 % убеждены, что надлежит «контролировать информацию, которая становится доступной населению»; 0,9 % придерживаются мнения «ничего не делать». Из этого следует, что процессы, относящиеся к деятельности органов власти, должны не просто констатироваться в СМИ, а формироваться.

Важный фактор выстраивания взаимоотношений между населением и органами исполнительной власти — осознание людьми своей роли в региональном «соуправлении». На это указывают результаты проведенного исследования. С утверждением, что население должно активно взаимодействовать с органами исполнительной власти в решении региональных проблем, согласились 63,2 %. Наиболее активны и способны к самоорганизации молодежь в возрасте до 30 лет и пожилые люди старше 60 лет.

В свою очередь опрос представителей органов исполнительной власти показал, что они рассчитывают на участие населения в решении региональных проблем (87 %), но активность населения должна быть скоординированной. Так, отвечая на вопрос о наиболее приемлемой форме участия населения в решении региональных проблем, 68 % отметили вариант «обсуждение проблем и предложений через письменные обращения в органы власти и СМИ», 21 % — «привлечение представителей органов власти для координации действий инициативных групп населения». Аналогичная позиция и у представителей СМИ. Они также считают, что население должно активно участвовать в решении региональных проблем (82 %), но в настоящий момент оно не способно к «соуправлению» и самоорганизации (64 %).

Таким образом, во взаимоотношениях органов исполнительной власти и населения существуют проблемы коммуникативного характера. Как следствие, происходит некоторая отчужденность власти от населения, обнаруживается социальная апатия населения, а также появляется представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются сложности при реализации тех или иных решений органов исполнительной власти.

Исследование выявило неиспользуемый ресурс регионального управления. Готовность населения к участию в решении региональных проблем позволяет давать оптимистические прогнозы относительно того, что жители региона могут выступать не только в качестве потребителей государственных услуг, но и субъектом оценки работы органов исполнительной власти, активным участником реализации региональных проектов. Крайне актуальной задачей сейчас является разработка форм и способов включения населения в процесс сотрудничества с представителями власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Lippman W. Public Opinion. N. Y.: Harcourt Brace, 1922. Р. 81—98; Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // The Comminication of Ideas. N. Y.: Harper and Brathers, 1948. URL: http:// www.twirpx.com/file/365721 (дата обращения: 15.01.2012); Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999. С. 138—149.

2 См.: Комаровский В.С., Атамчук Г.В., Тимофеева Л.Н. Государственная служба России: диалог с обществом. М.: Изд-во РАГС, 1998. 209 с.; Ветров К.В. Информирование населения о деятельности органов власти как фактор управления: дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 165 с.; Колотий И.А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 18 с.; Сазонов Н.В. Система связей с общественностью как механизм управления социальной средой: автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2002. 20 с.

Поступила 06.02.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная