И. Б. Юленкова. Государственная поддержка развития бизнеса в регионе
И. Б. ЮЛЕНКОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ1
ЮЛЕНКОВА Ирина Борисовна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
Ключевые слова: государство, бизнес, поддержка, инновации, венчурное финансирование, инвестиции
Key words: state, business, support, innovations, venture financing, investments
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Как показывает практика, малое предпринимательство нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. С этой целью создается система государственных органов, которые осуществляют поддержку малого предпринимательства и стимулируют его развитие; формируется специальное законодательство, в котором определяются цели, принципы и направления государственной поддержки малого предпринимательства2. Говоря о поддержке малого бизнеса, следует иметь в виду, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, но и о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства. Таким образом, выделяется прямая поддержка, требующая целевых ассигнований из федерального и местных бюджетов, и косвенная, направленная на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса3.
Структура системы поддержки малого бизнеса состоит из трех основных уровней: федерального, регионального и местного. Каждый из них образует некую систему и представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным. Между элементами блоков, блоками и уровнями системы поддержки существует тесная взаимосвязь, анализ которой позволяет сформулировать следующее определение: система государственной поддержки — это система управления развитием малого бизнеса и его всестороннего обеспечения, воздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощь, а также обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование.
Целями государственной поддержки малого предпринимательства являются увеличение занятости, структурная перестройка экономики, увеличение доходной базы бюджета, улучшение уровня жизни населения, экономический рост, развитие рыночных отношений и инфраструктуры рынка.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по нескольким направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; организация упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции, предоставление государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
— разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
— анализируют состояние малого предпринимательства и эффективность применения мер по его государственной поддержке;
— подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям
и формам его государственной поддержки, вносят указанные предложения в Правительство России;
— организуют разработку и реализацию федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
— подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
— оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
— координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.
Благодаря государственной поддержке малого бизнеса в развитых странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса — быстрорастущее предприятие. Таким образом, и в стране с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального, регионального и местного уровней. При этом меры применяются дифференцированно, выборочно, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства — молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; способствовало сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на малых и средних предприятиях4.
Поддержка малого бизнеса оказывается в разных формах: финансовой, имущественной, информационной, консультационной. Кроме того, выделяют прямые и косвенные методы бюджетной поддержки малого бизнеса. Прямая поддержка включает в себя бюджетные субсидии, гранты и субвенции, субсидирование процентной ставки и гарантий по кредитам, налоговые льготы; косвенная — обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса, лизинг, венчурное финансирование развития региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы бизнеса, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, транспортно-логи-стические, складские и распределительные центры). Важным направлением государственной поддержки малого предпринимательства является привлечение финансовых ресурсов из различных источников для целей инфраструктурного обеспечения потребностей малого бизнеса и реализации высокоэффективных бизнес-проектов в приоритетных направлениях производственной сферы. Определенный опыт в этом отношении накоплен в Республике Мордовия. При поддержке органов исполнительной власти в регионе созданы и действуют ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия», ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия», КГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», АУ «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия», ООО «Дом малого бизнеса» (ГО Саранск), ООО «СМП» (Атяшевский муниципальный район), АУ «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия», информационно-правовые центры поддержки малого предпринимательства (Ардатовский, Атяшевский и Чамзинский муниципальные районы)5.
В Мордовии работают предприятия, деятельность которых связана с инновациями: ООО «СОФТРИД», ООО «НОВИ-СОФТ», ООО «Композитные Технологии», ООО «НПЦ Манометр», ООО «Информационные технологии в строительстве Саранска», ООО «Феникс-пласт», ООО «Новые Композитные Материалы», ЗАО «ТРАНСВЕТ» и др. Финансовая поддержка научно-технической деятельности в республике предоставляется в виде государственного заказа, субсидий юридическим лицам на финансовую поддержку научно-технических и инновационных проектов.
Для обеспечения наиболее полного использования потенциала малого бизнеса и увеличения его вклада в экономику Мордовии необходимо продолжать активную реализацию политики его государственной поддержки на республиканском и муниципальном уровнях. Основными направлениями
государственной поддержки малого предпринимательства в республике должны быть предоставление льготных инвестиционных кредитов, кредитов для создания новых предприятий, региональные кредиты; обеспечение финансовой самостоятельности малых предприятий; совершенствование финансового механизма деятельности фондов; развитие внешних специализированных консультационных и информационных услуг; создание инвестиционных компаний.
Всесторонняя поддержка малого бизнеса должна стать одним из приоритетных направлений в развитии экономики страны. Первоочередные действия по развитию малого предпринимательства следует осуществлять по нескольким направлениям: финансово-кредитному, нормативно-правовому, организационному, информационно-техническому, кадровому обеспечению внешнеэкономической деятельности. В программе поддержки малого бизнеса необходимо предусмотреть формирование торгового рынка и рынка ценных бумаг, эффективных институтов рыночной инфраструктуры, информационной, аудиторской и консультационной деятельности. Комплексная государственная поддержка должна также включать подготовку и переподготовку кадров, привлечение населения. Целесообразно определить меры, которые обеспечат поддержку внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ № 12-12-13010а/В «Исследование финансового обеспечения развития финно-угорских территорий в условиях структурной модернизации экономики».
2 См.: Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: учебник. М.: КНОРУС, 2009. 208 с.
3 См.: Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011—2015 годы. URL: http://protown.ru/russia/ obl/articles/7286.html (дата обращения: 25.02.2013).
4 См.: Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 555 с.
5 См.: Шачинов А.Б., Поляков А.Ф. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия // Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Саранск, 2009. Ч. 1. С. 84—89.
Поступила 27.03.2013.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0