И. В. Загороднова. Ментальное сознание мордовского этноса в конце XX — начале XXI в.
И. В. ЗАГОРОДНОВА
МЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ МОРДОВСКОГО ЭТНОСАВ КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.
ЗАГОРОДНОВА Ирина Владимировна, доцент кафедры философии для гуманитарных факультетов Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.
Проблема категорий ментального сознания, менталитета относится к одному из наиболее сложных и интересных вопросов современной социальной философии. Свидетельство тому большое число работ, посвященных осмыслению этого феномена в различных контекстах: антропологическом, культурологическом, историческом1.
Ментальное сознание мордовского этноса — духовное выражение особенностей жизнедеятельности народа, поэтому необходимо сказать о научных изысканиях в области мордовского этноса. Если говорить о своеобразии ценностных ориентаций мордовского этноса, определении их структуры, ментальности, необходимо подчеркнуть, что специально до начала XX в. она не изучалась, оставаясь вне внимания ученых.
На наш взгляд, вопрос о современном состоянии ментального сознания мордовского народа нуждается в специальном социально-философском анализе в связи с тем, что накоплен богатый теоретический материал, позволяющий проникнуть в глубинные сущностные стороны этого феномена, оценить его роль в социально-историческом развитии мордвы. В контексте данной проблематики социально-философское осмысление ментального сознания мордовского этноса важно для понимания феномена российской культуры. Осмысление ментального сознания мордовского этноса позволяет отчетливее осознать сущность и своеобразие духовной культуры Мордовии, ее исторической судьбы, особенности ее проявления и функционирования в современном мире, перспективы развития, значимости менталитета в формировании общественных и личностных мировоззренческих ориентиров.
Развитие гуманитарных знаний, связанных с ментальностью и ментальным сознанием, констатирует необходимость подхода, анализирующего достижения смежных наук, позволяющего рассмотреть ментальное сознание как сложную структуру с взаимодействующими элементами, проанализировать ее не только в статике, но и в динамике. В последние годы подтверждение необходимости такого подхода мы находим в работах Б. С. Гершунского, А. Я. Гуревича, В. М. Межуева и др.2 Философское осмысление ментального сознания предполагает прежде всего постижение самого понятия и всего, что с ним связано. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что интерес специалистов к данному феномену в разных областях велик, но в исследованиях содержится некая недооценка его сложности и глубины. Об этом свидетельствуют монографии В. К. Лапенкова, Б. В. Маркова, Т. Д. Марцинковской, В. К. Трофимова и др.3
Мы рассматриваем проблему в контексте взаимодействия менталитета мордовского с российским, что дает возможность по-новому раскрыть диалог российской и русской культур с культурами других народов и этносов, учитывать особенности их бытия в реальной социальной жизни и культурном сотворчестве наций.
Развитие культуры в Мордовии в период реформ конца XX — начала XXI в. неразрывно связано с глубокими изменениями, происходившими в социально-экономической и культурной жизни России. Неслучайно современные философы констатируют тенденцию к разрушению «старой» культуры как системы локальных культур и создания на этой основе более широкого коммуникационного пространства с одновременной «фрагментаризацией восприятия культуры»4. По мнению профессора В. В. Миронова, умонастроением эпохи становится «клиповое сознание», а в целом для состояния культуры характерны признаки «низовой культуры», в центре которой повседневность как наивысшая культурная ценность5. Все это негативно сказывалось на духовных традициях России и Мордовии.
Несмотря на сложность ситуации, конец XX — начало XXI в. для Мордовии — период, который можно обозначить как «момент истины», призванный максимально мобилизовать весь потенциал общества на прогрессивную трансформацию в будущее. Именно на этом этапе формировались черты новой мордовской культуры, отмечено национальное возрождение, обусловленное системным видением общественных идеалов, показ путей и средств их достижения. Культура в этих условиях становится одним из источников созидания. В последнее десятилетие XX в. в республике осуществлялись процессы, ориентированные не только на сохранение культурного потенциала, но и дававшие мощный импульс его развитию6. Этому способствовала государственная поддержка культуры, рассматривавшаяся не только как определенный образ жизни, а в первую очередь как особая реальность, бытийное измерение уникальности существования мордовского народа, источник созидания7.
Таким образом, характерной приметой времени Мордовии конца XX — начала XXI в. было пристальное внимание к проблемам культуры как совокупности ценностей, норм, идеалов, которые выполняют не только регулятивную, но и конструктивную роль в сознании жителей республики, их менталитета. В новых общественных условиях наблюдался рост творческой инициативы, создание новых театров, музеев, художественных коллективов и объединений.
Особую актуальность в связи с утверждением новых общественных отношений, определением перспектив развития приобретает проблема социализации молодежи. При ослаблении культурно-воспитательной роли школы и социализирующей роли семьи возникает опасность разрыва социокультурной преемственности поколений. В процессе социализации воспроизводятся национальные ментальные качества мордовского этноса — доблесть, толерантность, почтительность и др., возрождаются национальные мордовские архетипы Матери и ценностного восприятия пространства. В формах ментального сознания мордвы находят проявление такие конкретные свойства, как отражение действительности в форме образного повествования.
Социокультурные ориентиры молодежи Мордовии конца XX в. соотнесены с цивилизационными основами российского социума, его базовыми ценностями, отражающими глубинные интересы и потребности. Такими приоритетными ориентирами являлись нравственность, гражданственность, патриотизм, уважение к науке, знанию, культуре. С этими духовными ориентирами был связан процесс формирования личности и воспитания молодежи. К сожалению, процесс «деидеологизации», связанный с социально-политическими переменами, затронул и систему образования.
Как уже было замечено, для рассматриваемого периода характерно динамичное развитие наук о человеке и обществе. Пристальное внимание уделяется этнической тематике. В формировании и развитии национального самосознания важную роль играли народные праздники, ежегодное проведение которых предусмотрено Указом Главы Республики Мордовия (фольклорно-этнографические праздники «Акша келу», «Раскень озкс», «День славянской письменности и культуры», «Сабантуй»).
Учеными предпринимаются меры по сохранению языка мордовского народа, который, как и миф, обычаи, передает внутреннее состояние души народа, общую форму присутствующих в душе народа. Он играет ключевую роль в формировании менталитета этноса. На основе языка, отмечает В. К. Трофимов, формируется «архетипическая структура души», «посредством языка функционирует феномен коллективной памяти…»8.
Значительный вклад в духовное становление мордовского народа внесло язычество, следование принципам которого вошло в мировоззрение, обычаи мордвы. Эта черта проявилась и в искусстве, где множество сюжетов и образов навеяно особенным складом миропонимания мордовских писателей и художников. Отсюда и приоритет обрядности в мордовской духовной культуре. Г. А. Корнишина полагает, что «являясь отражением общественно-бытового уклада, трудовой деятельности, знаний о жизни и природе, эстетических и нравственных представлений народа, обрядность является важным фактором сохранения и развития этнического сознания»9. Н. Ф. Мокшин первостепенную роль отводит религиозно-мифологической системе как отражению религиозно-мифологических воззрений, связанных как с язычеством, так и с христианизацией10.
Глубокий отпечаток на духовную жизнь мордвы, менталитет, культуру наложила деятельность русской православной церкви. Многие века мордва жила под влиянием церкви и православного сознания. В нашем именно духовность в менталитете мордовского народа является интегрирующим фактором в формировании культурного самосознания людей. В указанный период и Русская православная церковь принимает активное участие в социальной жизни, содействует сохранению социальной стабильности и традиций. Динамика духовной и государственной созида-тельности проявилась в возведении новых храмов, развитии духовного просвещения.
Рассматривая культуру мордвы, историю становления мордовского народа, его сознания, мировоззрения, необходимо учитывать воздействие различных факторов (географических, этнографических, экономических, социально-политических и др.). Нельзя обойти вниманием религиозный фактор, являющийся в становлении ментальности мордовского народа духовным ферментом этногенеза. «В религиозной субстанции коренится глубинная причина различий и специфических особенностей исторического развития наций и народностей»11.
Таким образом, конец XХ — начало XXI в. оказался важным этапом культурно-исторического развития Мордовии. Это период, когда в культуре доминирующую роль приобретает духовная основа, имеющая тенденции к творческому развитию в области науки, музыки, литературы, религии и т. д. Кроме того, она связана с культом предков, традицией. Именно так определял культуру Н. А. Бердяев: «Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями»12.
В обстоятельствах изменения социальных, культурных реалий осуществлялись перемены в смысловом содержании сознания людей: создавались установки и модели поведения, образующие в переходный для культуры период «картину мира» человека и обеспечивающие сохранность основных структур общества, связей, схем жизнедеятельности. В условиях дисбаланса между «общественной» и «индивидуальной» ориентацией в республике используются средства, соответствующие национальной традиции. Наряду с восстановлением ценностей национальной культуры логика национального развития опирается на исконно русские ценности. В связи и во взаимодействии с культурой русского народа происходило развитие научной мысли, литературы, искусства. Для этого периода характерны социальная интеграция молодого поколения, его включение в систему социальных связей общества, формирование новых ценностных тенденций, укрепление национального самосознания.
Именно этноменталитет как информационная структура несет в себе набор установок, превращающих неорганизованных людей, живущих на определенной территории, в этнос. Естественно, духовные богатства мордовского народа должны сохраняться, и только через постепенный диалог и мирное соединение культур можно избежать трагической судьбы поколений, поглощаемых глобализацией народов.
Преобразования в республике конца XX — начала XXI в. сказались на развитии систем образования и культуры. Характеризуя перспективы развития нового сознания, заметим, что основная линия развития связана с органическим сплетением российской и мордовской ментальности, что представляется благоприятным для дальнейшего интегрирования мордовского этноса в российскую цивилизацию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Балашов В. А. Традиции и современность. Саранск, 1992; Бахмустов С. Б. Разорванное ожерелье. Саранск, 2000; Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск, 2001; Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983; Брыжинский В. С. Народный театр мордвы. Саранск, 1985; Бурнаев А. Г. Танцевальная культура мордвы // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н. П. Макаркин (гл. ред.), А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин и др. Сост. С. С. Маркова. Саранск, 2004. С. 634—645; Воронина Н. И. Уникальные ценности провинциальной культуры. М., 1999; Евсевьев М. Е. Избранные труды. Саранск, 1961—1966. Т. 1—5; Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск, 1993; Кавтаськин Л. С. Об устно-поэтических и фольклорно-музыкальных истоках мордовского народного эпоса // Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1974; Ломшина Е. Н. Этно-этика // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н. П. Макаркин (гл. ред.), А. С. Лузгин, Н. Ф. Мок-шин и др. Сост. С. С. Маркова. Саранск, 2004. С. 933—937; Маскаев А. И. Мордовская народная сказка. Саранск, 1947; Мельников П. И. (Печерский) Очерки Мордвы. Саранск, 1981; Майнов В. Н. Результаты антропологических исследований среди мордвы-эрьзи. СПб., 1883; Маркелов М. Т. Мордва. М, 1928; Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989; Николаева Е. А. Ментальные смыслы женского литературно-художественного творчества в России. Саранск, 2005; Радаев В. К. Эрзянь легендат, преданият ды евтамот. Саранск, 1977; Самородов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск, 1980; Сиротина И. Л. Мемуарное философствование российской интеллигенции как опыт ментального самопознания: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Саранск, 2002; Смирнов И. Н. Мордва. Саранск, 2002; Сухарев А. И. Социальный облик Советской Мордовии. Саранск, 1980; Шаронов А. М. Мордовский героический эпос // Мордва. Очерки по этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н. П. Макаркин (гл. ред.), А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин и др. Сост. С. С. Маркова. Саранск, 2004. С. 532—546; Шу-ляев А. Д. Мифологическая модель мира. Мифология // Мордовия: Энцикл. Т. 1. С. 550—552; Юрченков В. А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов VI—XVIII столетий. Саранск, 1995; Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002.
2 Гершунский Б. С. Менталитет и образование. М., 1996; Он же. Философия образования для XXI века: (в поисках практично-ориентированных образовательных концепций). М., 1998; Гуревич А. Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1993. С. 16—29; Межу-ев В. М. Между прошлым и будущим. Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.
3 См.: Лапенков В. К. Проблемы менталитета русской нации в оценке российских мыслителей XIX—XX веков // Миссия творчества в возрождении России. Тверь, 1994; Марков Б. В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993; Марцинковская Т. Д. Русская менталь-ность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994; Трофимов В. К. Русский менталитет: истоки, сущность, социально-культурные проявления. Ижевск, 2002.
4 Миронов В. В. Постмодернизм как мостик к культуре // Экономическая и философская газета. 2005 г. ¹ 32/33. С. 4.
5 Там же.
6 Саранск // БСЭ: В 30 т. М., 1975. Т. 22. С. 588.
7 См.: Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995—2005. Саранск, 2005.
8 Трофимов В. К. Менталитет русской нации: Учеб. пособие. Ижевск, 2004. С. 124.
9 Корнишина Г. А. Традиционная обрядовая культура мордвы // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004. С. 389.
10 Мокшин Н. Ф. Мировоззрение мордовского народа // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004. С. 465.
11 Трофимов В. К. Менталитет русской нации... С. 124.
12 Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 166.
Поступила 13.09.07.
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0