М. И. Колыхалов. Распределение властных полномочий между центром и регионами в Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации

УДК 321.015(470+571+494)
DOI: 10.15507/24131407.103.026.201802.296-313

Колыхалов Максим Игоревич, аспирант кафедры международных отношений АНО ВО «Сибирский институт международных отношений и регионоведения» (630075, Россия, г. Новосибирск, ул. Народная, д. 14), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3137-1889, Researcher ID: A-6083-2016,  maxim_kolykhalov@mail.ru

Введение. Распределение властных полномочий между центром и регионами является определяющей задачей федеративного государства. Проблема поиска оптимального уровня разграничения предметов ведения, а также обеспеченности полномочий бюджетными реурсами актуальна для Российской Федерации в настоящий момент. В этой связи показателен пример Швейцарской Конфедерации как государства с богатейшей историей федерализма и актуален сравнительный анализ государственного устройства Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации. Цель статьи - определить общие черты и особенности в сфере распределения властных полномочий между центром и регионами России и Швейцарии.​ Материалы и методы. В качестве материалов исследования использованы современные труды отечественных и зарубежных ученых, действующая законодательная база, регламентирующая сферу распределения властных полномочий между центром и регионами государств; применены системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный и сравнительный исследовательские методы.​ Результаты исследования. Проведен сравнительный анализ состояния распределения властных полномочий между центром и регионами в Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации. Выявлено различие в принципах формирования федерации и особенности в области принципов разграничения, статуса регионов во взаимоотношениях с федеральным центром, видов разграничения полномочий, особенностей реализации властных полномочий на федеральном и региональном уровнях, а также специфика бюджетного федерализма.​ Обсуждение и заключения. Сравнительный анализ распределения властных полномочий между центром и регионами в России и Швейцарии позволяет внести вклад в оценку текущего состояния федерализма и регионализма нашего государства. Результаты исследования могут быть использованы при изучении особенностей государственного устройства и федеративной политики Российской Федерации, а также при осмыслении и выработке новых направлений региональной политики.

Ключевые слова: федеративное государство, властные полномочия, разграничение полномочий, государственное устройство, статус региона, предметы ведения региона, субсидиарность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А. Федеративная демократия и единство многонациональной страны // Публичное и частное право. 2014. № III. С. 7-18. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22658665 (дата обращения: 09.04.2018).

2. Фарукшин М. Х. Состояние российского федерализма: взгляд из региона // Политическая наука. 2011. № 4. С. 97-119. URL: http://legacy.inion.ru/index.php?page_id=186&id=511&jid=495&jj= (дата обращения: 09.04.2018).

3. Pochta Yu. M. Development of the Russian model of federalism: Relationships of center and regions in 2007-2016 // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2016. № 3. С. 97-105. URL: http://journals.rudn.ru/political-science/article/view/13988 (дата обращения: 09.04.2018).

4. Медведев Н. П. Региональная политика современного государства: теория и практика // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21). С. 118-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20309296(дата обращения: 09.04.2018).

5. Карадже Т. В. Геоэкономический подход как методология анализа глобального мира // Вопросы политологии. 2013. № 3. С. 5-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21227191 (дата обращения: 09.04.2018).

6. Явчуновская Р. А. Мировые интеграционные процессы в постмодернизации мирового порядка // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2016. № 1 (15). С. 93-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26426273   (дата обращения: 09.04.2018).

7. Нисневич Ю. А. Современные методы политических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2011. № 2. С. 5-16. URL: http://journals.rudn.ru/political-science/article/view/8863 (дата обращения: 09.04.2018).

8. Bundi P., Eberli D., Buetikofer S. Between occupation and politics: legislative professionalization in the swiss cantons // Swiss Political Science Review. 2017. Vol. 23, issue 1. P. 1-20. DOI: https://doi.org/10.1111/spsr.12228

9. Mueller S. Shared rule in federal political systems: Conceptual lessons from subnational Switzerland // The Journal of Federalism. 2014. Vol. 44, issue1. Pp. 82-108. DOI: https://doi.org/10.1093/publius/pjt009

10. Brown A. J. Comparative federalism and intergovernmental agreekolaevments: Analyzing Australia, Canada, Germany, South Africa, Switzerland and the United States // The Journal of Federalism. 2015. Vol. 45, issue 4. Pp. E15-U24. DOI: https://doi.org/10.1093/publius/pjv030

11. Fleiner T. Recent developments of Swiss Federalism // The Global Review of Federalism. 2002. Vol. 32, no. 2. Pp. 97-123. URL: http://www.jstor.org/stable/3330947 (дата обращения: 09.04.2018).

12. Schmitt N. Linguistic policy in Switzerland: the paradigm shifts but the complexity remains // Revista de Llengua i Dret. Journal of Language and Law. 2017. No. 67. Pp. 86-105. DOI: https://doi.org/10.2436/rld.i67.2017.2941

13. Wasserfallen F. The Cooperative capacity of Swiss Federalism // Swiss political Science Review. 2015. Vol. 21, issue 4. Pp. 538-555. DOI: https://doi.org/10.1111/spsr.12187

14. Schwarz P. Federalism and horizontal equity across Switzerland and Germany: A new rationale for a decentralized fiscal structure // Constitutional Political Economy. 2017. Vol. 28, issue 2. Pp. 97-116. DOI: https://doi.org/10.1007/s10602-017-9234-1

15. Игнатенко И. М. Современный этап перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами России // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 48. С. 54-60. URL: http://vestnik.pags.ru/vestnik/archive/vestnik-48.php (дата обращения: 09.04.2018).

16. Орлинская О. М. Бельгийский и швейцарский опыт строительства федеративных отношений: сравнительный анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: История и политические науки. 2011. № 2. С. 234-238. URL: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/View/5846 (дата обращения: 09.04.2018).

17. Климчева М. Г., Умарова И. Я. Налоги в системе бюджетно-налогового федерализма в Швейцарии // Вестник РЭУ. 2012. № 3. С. 95-108. URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Pages/metadanye2.aspx (дата обращения: 09.04.2018).

Поступила 10.04.2018; принята к публикации 11.05.2018; опубликована онлайн 29.06.2018.

Для цитирования: Колыхалов М. И. Распределение властных полномочий между центром и регионами в Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации // Регионология. 2018. Т. 26, № 2. С. 296-313. DOI: 10.15507/24131407.103.026.201802.296-313

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная