Г. И. Макарова. Образ Татарстана и стратегии его брендирования в представлениях и оценках населения региона

УДК 316.334.52:339.13(470.41)
DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.338-357

Макарова Гузель Ильясовна, ведущий научный сотрудник Отдела этнологических исследований ГБУ «Институт истории им. Ш. Марджа-ни Академии наук Республики Татарстан» (420111, Россия, г. Казань, ул. Батурина, д. 7), доктор социологических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3912-0961, Researcher ID: A-8213-2018, makarova_guzel@mail.ru

Введение. Вступление регионов России в логику взаимной конкуренции стимулирует конструирование их узнаваемых брендов, в том числе выстраивание публичных этнокультурных образов. Цель статьи - на примере Татарстана раскрыть, каким видят образ республики ее жители, как он соотносится с предлагаемым элитами и как это влияет на социальное самочувствие, солидаризацию различных групп населения в масштабах региона, страны. Актуальность работы связана со значимостью учета социокультурных последствий регионального брендирования. Материалы и методы. Исследование осуществлялось методом опроса в городах и сельских районах Республики Татарстан. Опросу предшествовал анализ дискурса элит (экспертных интервью).​ Результаты исследования. Опрос показал, что видение образа республики жителями Татарстана отражает основные тренды в ее репрезентации элитами. Выявлена в целом высокая оценка деятельности руководства Татарстана по формированию имиджа региона, хотя сами официальные бренды мало знакомы населению. Определена значимость для его различных групп большего внимания к социальным вопросам, к обеспечению максимально комфортного проживания в нем.​ Обсуждение и заключения. Относительно высокий уровень социального самочувствия населения и степени самоотнесения респондентами себя к региону, при сохранении приверженности государственно-гражданской общности, позволяет говорить об успешности стратегий регионального брендирования в Республике Татарстан. Материалы исследования, опыт Татарстана в использовании этнокультурного компонента при выстраивании его брендов может быть полезен другим регионам и ученым, занимающимся аналогичными разработками.

Ключевые слова: этнокультурный образ, региональный брендинг, властные и символьные элиты, этнокультурная стратегия, региональная идентичность, российская идентичность, Татарстан

Благодарности. Отатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект №1603-00071 а «Брендинг территории в условиях общероссийской интеграции: стратегии формирования этнокультурного образа Татарстана».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Kotler P., Haider D. H., Rein I. Marketing places: Attracting investment, industry, and tourism to cities, states, and nations. New York : The Free Press, 1993. URL: https://books.google.ru/books/about/Marketing_placeshtml?id=luTtAAAAMAAJ&redir_esc=y. (дата обращения: 07.09.2017).

2. Eshuis J., Braun E., Klijn E. H. Place marketing as governance strategy: An assessment of obstacles in place marketing and their effects on attracting target groups // Public Administration Review. 2013. Vol. 73, issue 3. Pp. 507-516. DOI: 10.1111/puar.12044

3. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 82-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-i-brend-regiona-suschnost-i-osobennosti-formirovaniya (дата обращения: 07.09.2017).

4. Олефиренко О. М., Карпищенко М. Ю. Проблемы теории и практики брендинга территорий на примере концепции формирования бренда Сумской области // Маркетинг и менеджмент инноваций. 2011. № 4-2. С. 30-40. URL: http://mmi.fem.sumdu.edu.ua/ru/journals/2011/4_2/30-40 (дата обращения: 11.09.2017).

5. Browning C. S. Nation branding, national self-esteem, and the constitution of subjectivity in late modernity // Analysis. 2015. Vol. 11, issue 2. Pp. 195-214. DOI: 10.1111/fpa.12028

6. Гельман В. Я. Политические элиты и стратегии региональной идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том VI, № 2. С. 91-105. URL: http://jourssa.ru/?q=ru/2003_2 (дата обращения: 11.09.2017).

7. Подвинцев О. Б. Политика региональной идентичности в Пермском крае: новые внешние вызовы // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 5. С. 86-91. URL: https://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2016/12/Podvintsev.pdf (дата обращения: 11.09.2017).

8. Замятин Д. Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11-23. URL: https://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/12/zamyatin.pdf (дата обращения: 11.09.2017).

9. Романова Е. Н., Игнатьева В. Б. Якутский национальный праздник Ысыах в ситуации перехода: исторический миф, этнокультурный образ и современный праздничный нарратив // Этнографическое обозрение. 2011. № 4. С. 29-Ю. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16691428 (дата обращения: 11.09.2017).

10. Рыжакова С. И. «Сделано в Латвии»: к вопросу об этнокультурных особенностях национальных брендов // Этнографическое обозрение. 2009. № 3. С. 159-184. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12227434 (дата обращения: 11.09.2017).

11. Богатова О. А. Социальные технологии управления республиканской и российской идентичностью в оценках населения Республики Мордовия: опыт качественного социологического исследования // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. Т. 1, № 1. С. 54-70. URL: http://ru.sociology.vestnik.udsu.ru/archive/show/7-2017-1-6 (дата обращения: 11.09.2017).

12. Тульчинский Г. В. Брендинг как социальное партнерство и консолидация городского социума // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 76-80. URL: http://www.fa.ru/org/div/edition/enp/Pages/archive.aspx (дата обращения: 13.09.2017).

13. Чиркова О. Н., Богатова О. А. Формирование этнокультурного образа Республики Мордовия в региональном брендинге // Регионология. 2013. № 3. С. 72-79. URL: https://regionsar.ru/ru/node/1145 (дата обращения: 13.09.2017).

14. Воробьев В. П., Голубовская О. Л., Еремина Е. В. Роль региональных брендов в формировании региональной идентичности и имиджа территории // Власть. 2014. № 11. С. 122-127. URL: http://www.isras.ru/vlast_2014_11.html (дата обращения: 13.09.2017).

15. Бурдье П. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «региона» // Ab Imperio. 2002. № 3. С. 49-60. URL: https://abimperio.net/cgi-bin/aishow.pl?idlang=2&state=shown&idnumb=18 (дата обращения: 13.09.2017).

16. Яцык А. В., Макарова Г. И. Культурная универсиада - 2013 в оценках ее посетителей и участников [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки в XXI веке. 2014. № 3. С. 87-96. URL: http://humanist21.kgasu.ru/files/N3-YUcykMakarova_KGASU-Kulturnaya-Universiada-2013.pdf (дата обращения: 02.09.2017).

17. Солдатова А. С., Ширманов Е. В. Соотношение общенационального, этнического и регионального в идентичности жителей Мордовии (по материалам прикладного исследования) // Ars administrandi. 2015. № 1. С. 51-60. URL: http://ars-administrandi.com/abstracts.php?id=441 (дата обращения: 02.09.2017).

Поступила 05.03.2018; принята к публикации 13.04.2018; опубликована онлайн 29.06.2018.

Для цитирования: Макарова Г. И. Образ Татарстана и стратегии его брендирования в представлениях и оценках населения региона // Регионология. 2018. Т. 26, № 2. С. 338-357. DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.338-357

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная