Н. В. Рычкова, Г. Р. Столярова, С. Ю. Рычков, Ж. Б. Шакнис. Халяльный маркетинг в поликультурном регионе
УДК 339.13:28:2-442.4
DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.278-295
Рычкова Надежда Васильевна, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (420018, Россия, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 68), кандидат исторических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9789-4597, Scopus ID: 56114715700, Researcher ID: М-5473-2016, nadvas2@rambler.ru
Столярова Гузель Рафаиловна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории междисциплинарных инновационных и научно-практических археологических и этнологических исследований Института международных отношений, истории и востоковедения ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), доктор исторических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5905-8686, Scopus ID: 56530730500, Researcher ID: M-2604-2013, guzelstol@mail.ru
Рычков Сергей Юрьевич, заведующий кафедрой менеджмента ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова» (420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, д. 42), кандидат исторических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1999-5258, Scopus ID: 57188642055, Researcher ID: Q-5837-2016, rychkovkazan@rambler.ru
Шакнис Жильвитис Бернардас, старший научный сотрудник отдела этнологии и антропологии Института истории Литвы (LT-01108, Литовская Республика, г. Вильнюс, ул. Кражю, д. 5), доктор гуманитарных наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2594-2155, Scopus ID: 56600820600, Researcher ID: D-6445-2018, shaknys@gmail.com
Введение. Халяль-рынок динамично развивается, перспективен, слабо исследован. Его потенциал в поликонфессиональном Татарстане связывают с растущим спросом на товары и услуги по канонам ислама, что стимулирует маркетинговую деятельность. Актуальность статьи заключается в необходимости научного осмысления маркетинговых аспектов деятельности субъектов стремительно развивающегося рынка продукции халяль. Цель статьи - на примере Республики Татарстан оценить состояние маркетинга на нескольких сегментах регионального рынка продукции халяль. Материалы и методы. В ходе исследования применялись методы сравнения, анализа и синтеза; в качестве примеров использовались интернет-ресурсы и полевые материалы авторов. Результаты исследования. Перечислены экономические и социокультурные условия развития индустрии халяль. Доказано, что популярность и перспективы развития тренда делают его привлекательным для бизнеса и обусловливают расширение сфер и форм применения маркетинговых инструментов для продвижения на рынке. Проанализирован мировой опыт развития халяль-индустрии, выявлены проблемы халяльного рынка, появление которых было вызвано имеющейся практикой применения маркетинговых инструментов. Сформулированы рамочные предложения о необходимости координации усилий государства и мусульманского сообщества в сфере защиты интересов потребителей продукции халяль, о централизации процедур сертификации халяльной продукции со стороны мусульманских организаций. Обсуждение и заключения. Практическую значимость имеют выводы авторов о необходимости усиления взаимодействия государства и религиозных организаций в области контроля качества продукции халяль, а также предложения относительно внимательного изучения соответствующего опыта Литвы. Перспективы исследования связаны с углублением научного погружения в стабильно растущую практику маркетинга на рынке халяльной продукции. Статья будет полезна менеджерам фирм -субъектов халяльного рынка; специалистам по сертификации продукции в соответствии со стандартом «Халяль»; государственным и муниципальным служащим, ответственным за сферу регулирования потребительского рынка; ученым, занимающимся исследованиями исламской экономики.
Ключевые слова: халяльный маркетинг, индустрия халяль, мусульмане, стандарт «Халяль», Республика Татарстан
Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-01-00285 «Религиозные детерминанты в культуре питания (на примере татар и таджиков г. Казани)».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Калимуллина М. Э. Институциональные особенности исламского бизнеса и современная деловая практика: эффект финансовой колеи // Вестник Финансовой академии. 2010. № 6. С. 71-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osobennosti-islamskogo-biznesa-i-sovremennaya-delovaya-praktika-effekt-finansovoy-kolei (дата обращения: 22.01.2018).
2. Калимуллина М. Э. Социокультурные факторы в национальной модели экономики России (на основе социологического исследования по исламской экономике и финансам среди населения России и стран СНГ) // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2010. № 2 (42). С. 13-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15206490 (дата обращения: 22.01.2018).
3. Ишмухаметов Н. С. О развитии исламских финансов в регионе и их роли в привлечении инвестиций // Финансы Башкортостана. 2014. № 1 (62). С. 23-28. URL: http://fb.akforb.ru/journal/62/21 (дата обращения: 22.01.2018).
4. Каирденов С. С., Патласов О. Ю. Исламские банковские продукты: восприятие клиентов в светских государствах // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2013. № 4 (14). С. 25-33. URL: http://journal.omga.su/archiv.php (дата обращения: 22.01.2018).
5. Гусенова Д. А., Алиханова З.-Б. Т. Духовность, туризм и паломничество в исламе // Исламоведение. 2014. № 1. С. 45-53. URL: http://islam.dgu.ru/archive.aspx?idS=373 (дата обращения: 22.01.2018).
6. Давыдова Р. Халяль движет рынком // Мясные технологии. 2012. № 8 (116). С. 36-41. URL: http://www.meatbranch.com/magazine/archive/viewdoc/2012/8/1980.html (дата обращения: 22.01.2018).
7. Кадерова В. А. Особенности поведения потребителей культурно обусловленных товаров: роль потребительского доверия в принятии решения о покупке // Инициативы XXI века. 2013. № 4. С. 70-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21153101 (дата обращения: 22.01.2018).
8. Габдрахманова Г. Ф. Формирование рынка халяль-продуктов в современной России на примере Татарстана // Россия и мусульманский мир. 2011. № 7. С. 36-46. URL: https://www.litres.ru/valentina-schensnovich/rossiya-i-mu-sulmanskiy-mir-7-2011/chitat-onlayn/page-4/ (дата обращения: 22.01.2018).
9. Габдрахманова Г. Ф. Современный рынок мясных халяль-продуктов у татар // Этнографическое обозрение. 2011. № 1. С. 37-47. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=15637042 (дата обращения: 22.01.2018).
10. Цикуниб С. М., Дубинина М. А. Современные тенденции развития рынка конфессиональных продуктов // Сфера услуг: Инновации и качество. 2017. № 29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29438793 (дата обращения: 22.01.2018).
11. Богдан В. В., Кирикова А. А. Халяльная (адальная) продукция: Нормативное регулирование «религиозной» сертификации на потребительском рынке России и Казахстана: новации защиты прав потребителей в 2014-2015 гг. // Право и политика. 2016. № 1. С. 67-70. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.1.16169
12. Safiullin L. N., Galiullina G. K., Shabanova L. B. State of the market production standards "Halal" in Russia and Tatarstan: Hands-on review // Academy of Marketing Studies Journal. 2016. Vol. 20, no SI. Pp. 88-95. URL: https://www.questia.com/library/journal/1G1-500134184/state-of-the-market-production-standards-halal-in (дата обращения: 22.01.2018).
13. Воронцова Е. А. Брендинг продукции халяль // Мясные технологии. 2012. № 8 (116). С. 32-33. URL: http://www.meatbranch.com/magazine/archive/viewdoc/2012/8/1978.html (дата обращения: 22.01.2018).
14. Allam A. Marketing of halal meat in the United Kingdom: Supermarkets versus local shops // British Food Journal. 2008. Vol. 110, issue 7. Pp. 655-670. DOI: 10.1108/00070700810887149
15. Akyol M., Kilinc O. Internet and Halal tourism marketing // Turkish Studies - International Periodical For The Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2014. Vol. 9/8. Pp. 171-186. DOI: 10.7827/TurkishStudies.7278
16. Tieman M. The application of Halal in supply chain management: in-depth interviews // Journal of Islamic Marketing. 2011. Vol. 2, issue 2. Pp.186-195. DOI: 10.1108/17590831111139893
17. Abdul-Talib A., Abd-Razak I. Cultivating export market oriented behavior in halal marketing: Addressing the issues and challenges in going global // Journal of Islamic Marketing. 2013. Vol. 4, issue 2. Pp. 655-670. DOI: 10.1108/17590831311329304
18. Wilson J., Liu J. Shaping the Halal into a brand? // Journal of Islamic Marketing. 2010. Vol. 1, issue 2. Pp. 107-123. DOI: 10.1108/17590831011055851
19. Awan H., Siddiquei A., Haider Z. Factors affecting Halal purchase intention - evidence from Pakistan's Halal food sector // Management Research Review. 2015. Vol. 38, issue 6. Pp. 640-660. DOI: 10.1108/MRR-01-2014-0022
20. Рычков С. Ю., Рычкова Н. В. Правовые и этические аспекты взаимодействия в маркетинговом пространстве // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 6. С. 242-247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-i-eticheskie-aspekty-vzaimodeystviya-v-marketingovom-pros-transtve (дата обращения: 22.01.2018).
21. Bairasauskaite T. Lietuvos totoriai // Lietuvos etnologijos ir antro-pologijos enciklopedija. Vilnius : LII leidykla, 2011. Pp. 265-269. URL: http:// www.lvb.lt/primo_library/libweb/action/dlDisplay.do?vid=LDB&docId=TLITLIB.03~2011~1367176066840&fromSitemap=1&afterPDS=true (дата обращения: 22.01.2018).
22. Saknys Z. Iniciaciniai ir kalendoriniai jaunimo paprociai // Lietuvos kul-tura. Dzukijos ir Suvalkijos paprociai. Vilnius : LII leidykla, 2009. Pp. 63-110. URL: http://www.lvb.lt/primo_library/libweb/action/dlDisplay.do?vid=LDB&do-cId=TLITLIB.03~2009~1367166213670&fromSitemap=1&afterPDS=true (дата обращения: 22.01.2018).
Поступила 05.03.2018; принята к публикации 11.04.2018; опубликована онлайн 29.06.2018.
Заявленный вклад авторов:
Рычкова Надежда Васильевна - формулирование цели, научной новизны и практической значимости исследования; выявление и анализ проблем в сфере регионального халяльного маркетинга.
Столярова Гузель Рафаиловна - разработка методологии исследования; сбор данных и доказательств; формулирование выводов; компьютерные работы.
Рычков Сергей Юрьевич - анализ литературы и интернет-источников по проблеме исследования; характеристика сегментов халяльного рынка.
Шакнис Жильвитис Бернардас - сбор данных и доказательств; разработка литовского кейса.
Для цитирования: Халяльный маркетинг в поликультурном регионе / Н. В. Рычкова [и др.] // Регионология. 2018. Т. 26, № 2. С. 278-295. DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.278-295
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная