И. А. Пакшина. Этнособытийная привлекательность региона: анализ и оценка
УДК 39:316.7
doi: 10.15507/2413-1407.124.031.202303.527-547
Аннотация
Введение. Одним из инструментов позиционирования территории и способом создания положительного имиджа является демонстрация ее уникального этнического наследия. Мордовия, имея богатый опыт организации мегасобытий, в настоящее время ориентирована на проведение большого количества маломасштабных мероприятий. Цель статьи – на основе выполненного исследования определить отношение населения к проводимым этнофольклорным праздникам и оценить уровень интереса, проявляемый к ним, в контексте проблематики продвижения имиджа региона.
Материалы и методы. Информационную основу исследования составили результаты, полученные с применением совокупности методов: социологического опроса (населения и целевой группы) и анализа интерактивных документов (статистика запросов по ключевым словам в поисковой системе «Яндекс»). Данные онлайн-опроса позволили определить отношение населения к исследуемому портфелю событийных мероприятий. Сопоставление интенсивности поисковых запросов с ситуативным контекстом дало возможность зафиксировать и оценить интерес, проявляемый к этническим праздникам.
Результаты исследования. Выявлено, что идея продвижения региона с помощью проведения этнокультурных мероприятий пользуется поддержкой среди населения. Существенное значение им придают сотрудники учреждений культуры; население отдает приоритет спортивным состязаниям и театральным фестивалям. Для респондентов, позитивно воспринимающих регион, большей ценностью обладают этнические и фольклорные праздники. Сопоставление данных поисковых запросов с тематическим событийным контекстом позволило выявить устойчивость интереса к проводимым в республике этнокультурным мероприятиям. Установлено, что во время праздников значительно возрастает количество запросов справочного характера, но отсутствуют поисковые запросы о развлекательных, обрядовых и игровых компонентах событий, образующих этническую специфику.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что этническая маркировка маломасштабных мероприятий является эффективным способом притяжения внимания и успешной стратегией развития внешней и внутренней привлекательности региона. Выявленная этнособытийная привлекательность территории имеет практическую значимость для специалистов, занимающихся технологиями позиционирования и продвижения бренда региона.
Ключевые слова: портфель событийных мероприятий, маломасштабные мероприятия, этнокультурное своеобразие, этнособытийная привлекательность, поисковый запрос
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации НИР «Выявление устойчивых брендов Республики Мордовия» Тематического плана Научного центра социально-экономического мониторинга.
Для цитирования: Пакшина И. А. Этнособытийная привлекательность региона: анализ и оценка // Регионология. 2023. Т. 31, № 3. С. 527–547. https://doi.org/10.15507/2413-1407.124.031.202303.527-547
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Translating Public Diplomacy and Nation Branding in Scandinavia: An Institutional Approach to the Cartoon Crises / C. Cassinger [et al.] // Place Branding and Public Diplomacy. 2016. Vol. 12, no. 2/3. Рp. 172–186. https://doi.org/10.1057/s41254-016-0013-y
2. Макарова Г. И. Значимые события в стратегиях регионального брендирования в Республике Татарстан // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. C. 16–35. https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.602
3. Рыжих О. В. Повышение привлекательности Белгородской области на основе событийного туризма, туристического маркетинга и брендинга // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. Т. 5, № 2. С. 115–125. EDN: UQXEDS
4. Полякова И. Е., Иванова Р. М., Скроботова О. В. Удовлетворенность туристским событием: целесообразность изучения, методика оценки (на примере Липецкой области) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10, № 10-1. С. 304–311. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2020-10/32-polyakova-ivanova-skrobotova.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
5. Терских М. В., Струкчинская М. Е. Специальные мероприятия как инструмент формирования имиджа территории (на примере г. Омска) // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2015. № 2. С. 19–30. EDN: XCJHWB
6. Осташков А. В., Мурунова Е. В. Визуальные коммуникации событийных мероприятий в брендинге территории // Власть. 2020. № 5. С. 41–46. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7568
7. Концепция формирования территориального бренда на примере Саратовского региона / Н. Е. Ковалева [и др.] // Дизайн и технологии. 2020. № 80 (122). С. 122–129. URL: http://d-and-t.ru/files/journal/80.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
8. Guchetl R. G. Local Events in the Development of Marketing and Image of the Tambov Region // Components of Scientific and Technological Progress. 2020. No. 10 (52). Pp. 22–27. URL: http://moofrnk.com/assets/files/journals/components-of-scientific-and-technological-progress/52/Components-of-Scientific-10(52)-main.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
9. Getz D., Page S. J. Progress and Prospects for Event Tourism Research // Tourism Management. 2016. Vol. 52. Pp. 593–631. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2015.03.007
10. Arcodia Ch., Whitford M. Festival Attendance and the Development of Social Capital // Journal of Convention & Event Tourism. 2006. Vol. 8, no. 2. Pp. 1–18. https://doi.org/10.1300/J452v08n02_01
11. Duffy M., Mair J. Future Trajectories of Festival Research // Tourist Studies. 2021. Vol. 21, issue 1. Pp. 9–23. https://doi.org/10.1177/1468797621992933
12. Морозов И. А., Слепцова И. С. Культурные трансформации и глобализационные тренды: к вопросу о статусе «новых локальностей» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21, № 4. C. 7–37. URL: http://jourssa.ru/jourssa/article/view/169 (дата обращения: 25.01.2023).
13. Cultural Festivals and Economic Development in Nonmetropolitan Australia / C. Gibson [et al.] // Journal of Planning Education and Research. 2010. Vol. 29, issue 3. Pp. 280–293. https://doi.org/10.1177/0739456X09354382
14. Matheson V. A. Is Smaller Better? A Comment on “Comparative Economic Impact Analyses” by Michael Mondello and Patrick Rishe // Economic Development Quarterly. 2006. Vol. 20, issue 2. Pp. 192–195. https://doi.org/10.1177/0891242405285872
15. Malchrowicz-Mośko E., Poczta J. A Small-Scale Event and a Big Impact – Is This Relationship Possible in the World of Sport? The Meaning of Heritage Sporting Events for Sustainable Development of Tourism – Experiences from Poland // Sustainability. 2018. Vol. 10, issue 11. Article no. 4289. https://doi.org/10.3390/su10114289
16. Agha N., Taks M. A Theoretical Comparison of the Economic Impact of Large and Small Events // International Journal of Sport Finance. 2015. Vol. 10, no. 3. Pp. 199–216. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2709537 (дата обращения: 25.01.2023).
17. Mahon M., Hyyryläinen T. Rural Arts Festivals as Contributors to Rural Development and Resilience // Sociologia Ruralis. 2019. Vol. 59, issue 4. Pp. 612–635. https://doi.org/10.1111/soru.12231
18. Пакшина И. А., Маскаева Е. Н. Лексическая и символическая репрезентация образа современной Мордовии населением республики // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 1. С. 85–97. https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.01.85-97
19. Жулина М. А., Кицис В. М., Фирстов М. И. Позиционирование Республики Мордовия как туристской дестинации // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 4 (86). С. 111–122. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2019-10410
20. Валькова О. Е., Кицис В. М. Использование наследия чемпионата мира по футболу 2018 г. в субъектах Приволжского федерального округа // Регионология. 2020. Т. 28, № 2. С. 261–278. https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.261-278
21. Жулина М. А., Кицис В. М., Чегина О. Е. Направления влияния Чемпионата мира по футболу 2018 года на развитие туризма в Республике Мордовия // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14, № 3. С. 130–144. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2020-10309
22. Пакшина И. А., Калачина О. С. Символический капитал региона в контексте конструирования этнокультурного бренда (кейс Республики Мордовия) // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13, № 4. https://doi.org/10.15862/06SCSK422
23. Болотнов А. В. Информационные волны и их типы в современном медиадискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (159). С. 102–106. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive?year=2015&issue=6&article_id=5362&format=html (дата обращения: 25.01.2023).
Поступила 28.03.2023; одобрена после рецензирования 04.05.2023; принята к публикации 12.05.2023.
Об авторе:
Пакшина Ираида Адольфовна, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник редакционно-издательского отдела Научного центра социально-экономического мониторинга (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39а), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3050-2127, iraida-69@mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная