А. В. Соколов, Е. А. Исаева, А. А. Фролов, Е. Д. Гребенко. Возможности солидаризации и консолидации обучающихся на базе университетских студенческих объединений в условиях современной политической реальности

УДК 321.1:378.1

doi: 10.15507/2413-1407.124.031.202303.459-476

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена главным образом необходимостью консолидации и солидаризации современного российского студенчества в интересах развития государства и общества, особенно в разрезе современной социальной, политической и экономической турбулентности текущего времени. Цель статьи – выявление потенциала солидаризации и консолидации студенчества через его вовлечение в деятельность студенческих организаций и объединений (на примере вузов консорциума университетов «Верхняя Волга – территория инноваций»).

Материалы и методы. Исследование базируется на двух теоретико-методологических подходах: теории коллективного действия и теории коллективной идентичности. Эмпирической основой исследования выступают массивы данных, полученные в ходе проведения серии из 12 фокус-групповых интервью среди студентов вузов консорциума университетов «Верхняя Волга – территория инноваций» и интервью экспертов, непосредственно взаимодействующих со студенчеством или прорабатывающих проблематику современного российского студенчества.

Результаты исследования. Выявлен значительный потенциал студенческих объединений для консолидации и солидаризации обучающихся посредством внеучебной активности. Определены дефициты, снижающие эффективность объединений в данном направлении, преодоление которых представляется актуальным в современной общественно-политической ситуации.

Обсуждение и заключение. Студенческие и молодежные объединения остаются важным институтом для консолидации и солидаризации российского студенчества. Они формируют не только ценностно-ориентационные установки, которые значительная часть молодежи может принимать и включать в концепцию собственного мировоззрения, но и способны организовывать различные формы активности для практической деятельности российского студенчества. Результаты исследования будут полезны для повышения эффективности работы молодежных общественных объединений со студенчеством, а также студенческих объединений в вузах, вовлечения молодежи в деятельность молодежных общественных организаций и консолидации российского студенчества в интересах развития страны.

Ключевые слова: консолидация студенчества, солидаризация студенчества, студенчество, молодежь, университет, студенческое объединение, молодежная организация

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания на НИР Ярославского государственного университета по проекту № FENZ-2022-0001 «Потенциал молодежных общественных организаций для консолидации российского студенчества в интересах развития страны».

Для цитирования: Возможности солидаризации и консолидации обучающихся на базе университетских студенческих объединений в условиях современной политической реальности / А. В. Соколов [и др.] // Регионология. 2023. Т. 31, № 3. С. 459–476. https://doi.org/10.15507/2413-1407.124.031.202303.459-476

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Raufelder D., Bukowski W.M., Mohr S. Thick Description of the Teacher Student Relationship in the Educational Context of School: Results of an Ethnographic Field Study. Journal of Education and Training Studies. 2013:1(2):1–18. https://doi.org/10.11114/jets.v1i2.108

2. Igwe P.A., Ochinanwata C., Ochinanwata N., Adeyeye J.O., Ikpor I.M., Nwakpu S.E., et al. Solidarity and Social Behaviour: How did this Help Communities to Manage COVID-19 Pandemic? International Journal of Sociology and Social Policy. 2020:40(9/10):1183–1200. https://doi.org/10.1108/IJSSP-07-2020-0276

3. Buzek J., Surdej A. Paradigm Lost, Paradigm Rediscovered? Prospects for the Development of Solidarity-Oriented Economy in Post-Communist Poland. International Journal of Sociology and Social Policy. 2012:32(1/2):56–69. https://doi.org/10.1108/01443331211201761

4. Covi G. Europe’s Crisis: Reconsidering Solidarity with Leela Gandhi and Judith Butler. Synthesis: An Anglophone Journal of Comparative Literary Studies. 2016:(9):147–57. https://doi.org/10.12681/syn.16231

5. Okatov A.V. Problem of Social Solidarity in Classical Sociology. Tambov University Review. Series Social Sciences. 2017:3(1):57–65. Available at: http://journals.tsutmb.ru/a8/upload/upload--2017-12-12/pdf.dd27fd7a6ec88512d147b51013b11dde.pdf (accessed 05.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

6. Rehg W. Solidarity and the Common Good: An Analytic Framework. Journal of Social Philosophy. 2007:38(1):7–21. https://doi.org/10.1111/j.1467-9833.2007.00363.x

7. Fotaki M. Solidarity in Crisis? Community Responses to Refugees and Forced Migrants in the Greek Islands. Organization. 2022:29(2):295–323. https://doi.org/10.1177/13505084211051048

8. Kuzmenko I.S. To a Question of Social Solidarity: General Review of a Problem. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2017;(2):223–226. Available at: http://libkrumvd.ru/museum/files/vestnik/v-2017-2-2.pdf (accessed 09.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

9. Postmes T., Branscombe N.R., Spears R., Young H. Comparative Processes in Personal and Group Judgments: Resolving the Discrepancy. Journal of Personality and Social Psychology. 1999:76(2):320–338. https://doi.org/10.1037/0022-3514.76.2.320

10. Gamson J. Messages of Exclusion: Gender, Movements, and Symbolic Boundaries. Gender and Society. 1997;11(2):178–99. https://doi.org/10.1177/089124397011002003

11. Chervjakov A.A. Solidarity Culture as Phenomenon of Global Culture. Science. Innovations. Technologies. 2007;(50):269–276. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-solidarnosti-kak-fenomen-globalnoy-kultury (accessed 09.01.2023). (In Russ., abstract in Eng.)

12. Wilde L. The Concept of Solidarity: Emerging from the Theoretical Shadows? The British Journal of Politics and International Relations. 2007;9(1):171–181. https://doi.org/10.1111/j.1467-856x.2007.00275.x

13. Bianchi F., Flache A., Squazzoni F. Solidarity in Collaboration Networks when Everyone Competes for the Strongest Partner: A Stochastic Actor-Based Simulation Model. The Journal of Mathematical Sociology. 2020;44(4):249–266. https://doi.org/10.1080/0022250X.2019.1704284

14. Adair S. Status and Solidarity: A Reformulation of Early Durkheimian Theory. Sociological Enquiry. 2008;78(1):97–120. https://doi.org/10.1111/j.1475-682X.2008.00223.x

15. Leap B., Thompson D. Social Solidarity, Collective Identity, Resilient Communities: Two Case Studies from the Rural U.S. and Uruguay. Social Sciences. 2018;7(12):250. https://doi.org/10.3390/socsci7120250

16. Messer C.M., Shriver T.E., Adams A.E. Collective Identity and Memory: A Comparative Analysis of Community Response to Environmental Hazards. Rural Sociology. 2015;80(3):314–339. https://doi.org/10.1111/ruso.12069

17. Reynolds L., Sariola S. The Ethics and Politics of Community Engagement in Global Health Research. Critical Public Health. 2018;28(3):257–268. https://doi.org/10.1080/09581596.2018.1449598

18. Bayram Özdemir S., Stattin H., Özdemir M. Youth’s Initiations of Civic and Political Discussions in Class: Do Youth’s Perceptions of Teachers’ Behaviors Matter and Why? Journal of Youth and Adolescence. 2016;45(11):2233–2245. https://doi.org/10.1007/s10964-016-0525-z

19. Boucher M.L. More than an Ally: A Successful White Teacher Who Builds Solidarity with His African American Students. Urban Education. 2016;51(1):82–107. https://doi.org/10.1177/0042085914542982

20. Crisp G., Baker V.L., Griffin K.A., Lunsford L.G., Pifer M.J. Mentoring Undergraduate Students. ASHE Higher Education Report. 2017;43(1):7–103. https://doi.org/10.1002/aehe.20117

21. Mufatakhah L., Rejekiningsih T., Triyanto. Improving Student’s Social Solidarity Value Awareness through Learning Community-Based Mentoring. International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT). 2019;8(5C):373–378. https://doi.org/10.35940/ijeat.E1053.0585C19

22. Cate R., Russ-Eft D. Expanding Circles of Solidarity: A Comparative Analysis of Latin American Community Social Justice Project Narratives. Power and Education. 2020;12(1):55–77. https://doi.org/10.1177/1757743819871320

23. Barber C., Torney-Purta J., Wilkenfeld B., Ross J. Immigrant and Native-Born Adolescents’ Civic Knowledge and Attitudes in Sweden and the United States: Emergent Citizenship within Developmental Niches. Research in Comparative and International Education. 2015;10(1):23–47. https://doi.org/10.1177/1745499914567818

24. Pasek J., Feldman L., Romer D., Jamieson K.H. Schools as Incubators of Democratic Participation: Building Long-Term Political Efficacy with Civic Education. Applied Development Science. 2008:12(1):26–37. https://doi.org/10.1080/10888690801910526

Поступила 09.01.2023; одобрена после рецензирования 13.03.2023; принята к публикации 22.03.2023.

Об авторах:

Соколов Александр Владимирович, доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7325-8374, alex8119@mail.ru

Исаева Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7001-6161, elenia2000@mail.ru

Фролов Александр Альбертович, кандидат политических наук, доцент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8775-016X, a.a.froloff@gmail.com

Гребенко Егор Дмитриевич, ассистент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9978-077X, grebenkoegor76@gmail.com

Заявленный вклад авторов:

А. В. Соколов – формулирование проблемы; разработка теоретической концепции; анализ литературы по проблеме исследования; критический анализ и доработка текста; формулирование выводов и результатов исследования.

Е. А. Исаева – анализ литературы по проблеме исследования; доработка текста статьи; формулирование выводов.

А. А. Фролов – разработка основной концепции статьи; анализ литературы по проблеме исследования; доработка текста статьи; формулирование выводов.

Е. Д. Гребенко – обработка данных; подготовка текста статьи, графических результатов исследования; формулирование выводов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная