И. Р. Насыров, Ю. Д. Якубов. Представительства субъектов Федерации как институт межрегионального сотрудничества (опыт Республики Татарстан)
УДК 316.4(470.41)
doi: 10.15507/2413-1407.125.031.202304.684-700
Аннотация
Введение. Вопросы межрегионального взаимодействия российских регионов приобретают особую актуальность в условиях современных внешнеполитических реалий. Логика пространственного расширения сотрудничества естественным образом приводит многие российские регионы к проработке вопросов открытия представительств в других субъектах. Цель статьи – изучить опыт Республики Татарстан по развитию института представительств региона, апробированные подходы к повышению результативности их работы и построении обобщенной модели организации деятельности представительств российских регионов с учетом современных тенденций развития межрегионального взаимодействия.
Материалы и методы. Материалами послужили научные публикации по теме исследования, документы государственного происхождения и анализ многолетнего опыта развития системы представительств Республики Татарстан. Для определения места территориально удаленных представительств в системе региональных органов власти, условий их деятельности и реализуемого функционала использовались институциональный и структурно-функциональный методы политологии. Общенаучные методы сравнительного анализа и классификации применялись для формирования общих принципов и модели организации работы представительств, оценки тенденций изменения показателей эффективности их деятельности, разработки предложений по развитию института представительств субъектов Федерации.
Результаты исследования. Проанализированы современные тенденции развития межрегионального сотрудничества в России, особенности и направления использования функционала представительств субъектов Федерации с учетом опыта работы представительств Республики Татарстан. Изучены подходы к организации работы территориально удаленных представительств и оценке ее эффективности. Определены перспективные направления совершенствования деятельности представительств субъектов Федерации, расширения географии их работы.
Обсуждение и заключение. Исследование показало востребованность института представительств субъектов Российской Федерации в сфере межрегионального взаимодействия. Сформулирована общая модель организации эффективной работы представительств регионов, определены пути расширения возможностей использования института представительств. Результаты исследования будут полезны для специалистов, изучающих политику регионального развития, и государственных служащих.
Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, взаимодействие субъектов Федерации, представительство региона, эффективность деятельности представительств, Республика Татарстан
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Благодарности. Авторы выражают благодарность сотрудникам Департамента внешних связей Главы (Раиса) Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан за предоставленные справочные материалы и консультации по вопросам организации работы представительств Татарстана.
Для цитирования: Насыров И. Р., Якубов Ю. Д. Представительства субъектов Федерации как институт межрегионального сотрудничества (опыт Республики Татарстан) // Регионология. 2023. Т. 31, № 4. С. 684–700. https://doi.org/10.15507/2413-1407.125.031.202304.684-700
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бикбов Р. З. Представительства субъекта РФ − новый институт региональной политики // Экономика региона. 2007. № 2. С. 271–275. EDN: JWVTMV
2. Латыпов Р. Т., Шведов В. В. Деятельность института постоянного представительства Республики Татарстан в субъектах Российской Федерации в сфере межрегионального сотрудничества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17243 (дата обращения: 03.03.2023).
3. Дубровская Ю. В. Инструменты и институты активизации межрегионального взаимодействия в отечественной экономике // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2017. № 4 (60). С. 34–44. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2017.4.34-44
4. Климанов В. В., Казакова С. М., Яговкина В. А. Инструменты межрегионального взаимодействия в системе государственного управления // Регионология. 2021. Т. 29, № 2. С. 250–282. https://doi.org/10.15507/2413-1407.115.029.202102.250-282
5. Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 4 (157). С. 81–94. URL: https://ecfor.ru/publication/08-rezultativnost-gosudarstvennyh-programm-razvitiya-regionov/ (дата обращения: 03.03.2023).
6. Лукин Е. В. Межрегиональное взаимодействие в системе экономического развития регионов: теоретические и практические подходы // Вопросы территориального развития. 2013. № 5 (5). С. 1‒9. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1333 (дата обращения: 03.03.2023).
7. Мямлин А. П. Территориальное разделение труда как фактор экономического развития // Экономика и управление. 2014. № 9 (107). С. 13–17. EDN: RAINPI
8. Кузнецова О. В. Межрегиональное сотрудничество в России: перспективы кооперации региональных властей // Региональные исследования. 2019. № 1. С. 16–25. URL: https://smolgu.ru/science/Межрегиональное сотрудничество в России перспективы кооперации региональных властей.htm (дата обращения: 03.03.2023).
9. Гонтарь Н. В. Специальные инструменты развития регионов России как ресурс межрегиональной интеграции // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22, № 3. С. 42–52. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.3.4
10. Ларионова Н. А. Соглашения о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации как механизм государственного регулирования межрегиональных связей // Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 14, № 7. С. 142–152. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=69200 (дата обращения: 03.03.2023).
11. Рубцов Г. Г., Литвиненко А. Н. Роль межрегионального сотрудничества в системе современной региональной экономики РФ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 1. С. 97–110. https://doi.org/10.18721/JE.12108
12. Бурак П. И., Ростанец В. Г., Топилин А. В. Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации: системный кризис или поиск новых форм развития? // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 10. С. 66–73. URL: https://ptpmag.ru/associacii-jekonomicheskogo-vzaimodejstvija-subektov-rossijskoj-federacii-sistemnyj-krizis-ili-poisk-novyh-form-razvitija/ (дата обращения: 03.03.2023).
13. Степанов В. Е. Статусно-функциональные особенности представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 1. С. 43–49. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-1-43-49
14. Сахиева Р. А. Понятие, порядок организации и функции представительств субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3. С. 116–122. https://doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.3.116-122
15. Joenniemi P., Sergunin A. Paradiplomacy as a Capacity-Building Strategy. The Case of Russia’s Northwestern Subnational Actors // Problems of Post-Communism. 2014. Vol. 61, no. 6. Pp. 18–33. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/fn801x30ab/145718873.pdf (дата обращения: 03.03.2023).
16. Ciesielska-Klikowska J., Kamiński T. Paradiplomacy and its Impact on EU Foreign Policy // Journal of Contemporary European Research. 2022. Vol. 18, issue 1. Pp. 48–66. https://doi.org/10.30950/jcer.v18i1.1223
17. Curyło B. The European Union as a Laboratory of Paradiplomacy in the Context of International and Domestic Determinants of Regions’ Foreign Activities // Przegląd Europejski. 2019. Vol. 2019, issue 3. Pp. 9–28. https://doi.org/10.5604/01.3001.0013.5838
18. Tatham M., Thau M. The More the Merrier: Accounting for Regional Paradiplomats in Brussels // European Union Politics. 2014. Vol. 15, no. 2. Pp. 255–276. https://doi.org/10.1177/1465116513512539
19. Basboga K. The Role of Open Borders and Cross-border Cooperation in Regional Growth across Europe // Regional Studies, Regional Science. 2020. Vol. 7, issue 1. Pp. 532‒549. https://doi.org/10.1080/21681376.2020.1842800
20. Evaluating the Implementation of Smart Specialization Policy / E. Marrocu [et al.] // Regional Studies. 2023. Vol. 57, issue 1. Pp. 112‒128. https://doi.org/10.1080/00343404.2022.2047915
21. Nowak P. Cooperation of Enterprises in Innovative Activities on the Example of Polish Regions // Equilibrium. Quarterly Journal of Economics and Economic Policy. 2021. Vol. 16, no. 4. Pp. 839‒857. https://doi.org/10.24136/eq.2021.031
22. Kuczkowski P. Representations of Polish Regions in Brussels with Special Reference to the Regions of Northern Poland. Legal Status and Functioning // Annuals of the Administration and Law. 2023. Vol. 23, issue 1. Pp. 51‒66. https://doi.org/10.5604/01.3001.0016.3777
23. Böhm H., Boháč A., Wróblewski L. Evaluation of Cross-Border Cooperation in Czechia Since 1993: Euroregions on the Way to Authentic Cross-Border Regions? // Geographical Journal. 2023. Vol. 75, no 3. Pp. 253‒267. https://doi.org/10.31577/geogrcas.2023.75.3.13
24. Гриднева О. В., Шаповалов Д. А. Профессиональное коммерческое представительство // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6. С. 144–147. URL: https://www.urvak.ru/articles/probl-vypusk-6-professionalnoe-kommercheskoe-preds/ (дата обращения: 03.03.2023).
25. Строев П. В., Мильчаков М. В., Пивоварова О. В. Опорные регионы пространственного развития России: бюджетный аспект // Финансы: теория и практика. 2021. Т. 25, № 2. С. 53–75. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-53-75
26. Степанов В. Е. Представительства субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур // Вопросы управления. 2020. № 1 (62). С. 170–180. URL: https://journal-management.com/issue/2020/01/14 (дата обращения: 03.03.2023).
27. Гиматдинов Р. Р., Насыров И. Р. Институт зарубежных представительств Республики Татарстан // Международная жизнь. 2015. № 3. С. 136–149. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1227 (дата обращения: 03.03.2023).
28. Гиматдинов Р. Р., Насыров И. Р. К вопросу оценки и повышения эффективности деятельности зарубежных представительств субъектов Российской Федерации // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2 (59). С. 125–144. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-2-59-125-144
Поступила в редакцию 14.03.2023; поступила после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 19.05.2023.
Об авторах:
Насыров Ильдар Рустамбекович, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7117-3636, Scopus ID: 6603372898, ildar.nasyrov@tatar.ru
Якубов Юсуп Диганшеевич, доктор политических наук, доцент, постоянный представитель Республики Татарстан в Республике Башкортостан (450008, Российская Федерация, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-4766-7042, yus-yakubov@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
И. Р. Насыров – постановка целей и задач исследования; обзор литературы по теме исследования; обобщение результатов исследования; формулирование выводов исследования и практических рекомендаций.
Ю. Д. Якубов – сбор и агрегирование информации; анализ данных; обоснование выводов исследования.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная