Е. А. Панина, А. В. Леонтьева, E. С. Франченко. Креативные стратегии развития современных городов: особенности, сущность понятия и подходы к их пониманию

УДК 316.334.56

doi: 10.15507/2413-1407.125.031.202304.770-787

Аннотация

Введение. Креативные стратегии являются стратегиями активизации развития городского пространства, построены на инновационных проектах, как правило, с акцентом на активное развитие местной культуры, сохранение исторического наследия и опыта, развитие уникальности города, а также могут включать идеи «умного города». В городских пространствах стратегии реализуются по разному сценарию, поскольку города имеют отличающиеся культурные и инфраструктурные контексты. Цель статьи ‒ проанализировать подходы к пониманию креативных стратегий в градостроительной деятельности и управлении городскими пространствами, изучить опыт ряда креативных городов Российской Федерации, что позволит разработать мероприятия в рамках креативной стратегии как наиболее универсального и перспективного подхода к городской креативности.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили результаты трудов авторов, изучающих различные аспекты и подходы к разработке и использованию креативных стратегий в рамках городской среды, занимающихся поиском перспективных универсальных стратегий, способствующих развитию потенциала культурной, социальной, экономической сферы креативного города. Диагностика состояния городской культурной среды, оценка креативной активности крупнейших российских городов, оценка креативных возможностей и угроз, обоснование приоритетов развития городской креативной среды выполнены на основе применения ретроспективного анализа, сравнения, синтеза, аналогии, обобщения. Подобный анализ способствует разработке мероприятий в рамках креативной стратегии по преодолению слабых сторон как препятствия и блокировке значимых угроз для развития городской среды.

Результаты исследования. Определены особенности современных креативных стратегий, построенных на основе концепции нового урбанизма. Дана сравнительная характеристика индексов креативности городских пространств, проанализированы проблемы их использования. Исследован опыт создания и реализации проектов креативного городского пространства российских городов. Проведен комплексный анализ внутренних и внешних факторов, существенных вызовов и значимых угроз для активного развития креативной сферы г. Краснодара, позволяющий разработать ряд мероприятий в рамках креативной стратегии.

Обсуждение и заключение. Исследование позволило определить подходы к пониманию креативных стратегий, построенных на инновационных идеях, творческом подходе к решению проблем с акцентом на развитие искусства, местной культуры, сохранении исторического наследия и уникальности городских пространств. Выводы и предложения по данному исследованию могут быть использованы в качестве универсальной матрицы для разработки мероприятий в рамках креативной стратегии развития современного городского пространства.

Ключевые слова: креативная стратегия, индекс креативности, креативная акивность, городское культурное пространство, креативный класс

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Панина Е. А., Леонтьева А. В., Франченко E. С. Креативные стратегии развития современных городов: особенности, сущность понятия и подходы к их пониманию // Регионология. 2023. Т. 31, № 4. С. 770–787. https://doi.org/10.15507/2413-1407.125.031.202304.770-787

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вейнмейстер А. В., Иванова Ю. В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 38‒48. URL: https://old.culturalresearch.ru/files/open_issues/01_2017/ijcr_1-26-2017_full.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

2. Гамбеева Ю. Н., Смей В. М. Роль креативных индустрий в социально-экономическом развитии территории // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 6 (452). С. 89‒96. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10610

3. Макеев В. А. Социальные особенности формирования городской среды // Человек. Социум. Общество. 2022. № 1. С. 10–14. URL: https://education-art.ru/wp-content/uploads/2022/07/%D0%A7%D0%A1%D0%9E-2022-1.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

4. Potts J., Cunningham S. Four Models of the Creative Industries // International Journal of Cultural Policy. 2008. Vol. 14, issue 3. Pp. 233‒249. https://doi.org/10.1080/10286630802281780

5. Пономарева А. М., Игнатова Т. В. Разработка матрицы инновационно-креативного развития города на основе индексного метода // Вопросы регулирования экономики. 2018. Т. 9, № 3. С. 37–47. https://doi.org/10.17835/2078-5429.2018.9.3.037-047

6. Суминова Т. Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 30‒36. EDN: PBZIEL

7. Ахметзянова Д. Н. Пространство современного города: от модернизма к эмпатическому повороту // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (37). C. 9‒13. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-37-9-13

8. Касаткина С. С. Творческие индустрии городов как потенциал реализации культурной политики государства // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (34). C. 21‒26. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-34-21-26

9. Комаров В. М., Акимова В. В., Волошинская А. А. Стратегии городского развития в России и мире: сравнительный анализ // ЭКО. 2021. № 4. С. 150‒171. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2021-4-150-171

10. Vasin S., Gamidullaeva L., Finogeev A. Managing Stimulation of Regional Innovation Subjects’ Interaction in the Digital Economy // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Vol. 7, issue 4. Pp. 295‒306. https://doi.org/10.35808/ijeba/344

11. Соловьев М. С., Латкин В. В. Креативные индустрии как сектор культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 10‒12. URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2017/06/Mezhdunarodnyj-ZHurnal-5.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

12. Штомпель Л. А. Города, создающие нас: трансформация «культуры участия» // Градостроительное право. 2020. № 3. С. 35–38. EDN: CNUYZP

13. Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, № 3. С. 173–196. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-3-173-196

14. Перспективные бизнес-концепции в ресторанной индустрии / Т. А. Джум [и др.] // Экономика устойчивого развития. 2022. № 1 (49). С. 37‒40. https://doi.org/10.37124/20799136_2022_1_49_37

15. Джум Т. А., Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л. Ресторанный бизнес в условиях новой парадигмы // Экономика устойчивого развития. 2021. № 4 (48). С. 43‒47. https://doi.org/10.37124/20799136_2021_4_48_43

16. Современные особенности инновационных стратегий развития предприятий гостиничного бизнеса / Е. Л. Заднепровская [и др.] // Новые технологии. 2022. Т. 18, № 1. С. 106‒114. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2022-18-1-106-114

17. Перспективы развития яхтинга как фактора привлекательности региона / Т. Н. Поддубная [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2022. № 5. С. 43‒45. URL: http://www.teoriya.ru/en/node/15513 (дата обращения: 15.03.2023).

18. Using the Electronic Information and Educational Environment of the Tourism Industry Workers / Т. N. Poddubnaya [et al.] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, no. 28. Pp. 249‒259. URL: https://www.researchgate.net/publication/340856244_Using_the_electronic_information_and_educational_environment_of_the_university_in_the_training_of_tourism_industry_workers (дата обращения: 15.03.2023).

19. Хатит Ф. Р., Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л. Тенденции развития сталкер-туризма среди молодежи в контексте современных социокультурных трансформаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 2 (259). С. 131‒139. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.2/6278/131-139.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

20. Mpanje D., Gibbons P., McDermott R. Social Capital in Vulnerable Urban Settings: An Analytical Framework // Journal of International Humanitarian Action. 2018. Vol. 3, issue 1. Article no. 4. https://doi.org/10.1186/s41018-018-0032-9

21. Pablo-Romero M. P., Molina J. A. Tourism and Economic Growth: A Review of Empirical Literature // Tourism Management Perspectives. 2013. Vol. 8. Pp. 28‒41. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2013.05.006

22. Лебедева Н. А., Митин И. И. От города к экзополису? Городской культурный ландшафт в гуманитарной и критической географии // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 197–220. https://doi.org/10.31249/chel/2019.01.00

23. Формирование социального капитала городских сообществ в условиях цифровизации урбанизированной среды / В. П. Бабинцев [и др.] // Регионология. 2023. Т. 31, № 1. С. 166–181. https://doi.org/10.15507/2413-1407.122.031.202301.166-181

24. Мухаметов Д. Р. Развитие человеческого капитала в «умных городах» России: сети и «живые лаборатории» // Мир новой экономики. 2020. Т. 14, № 2. С. 16–24. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-2-16-24

25. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. 2016. Т. 10. № 1. С. 31–42. https://doi.org/10.17323/1995-459x.2016.1.31.42

26. Яницкий О. Н. Общество и индивид в информационной среде // Вопросы теоретической экономики. 2020. № 2 (7). С. 99–110. https://doi.org/10.24411/2587-7666-2020-10206

Поступила в редакцию 05.04.2023; поступила после рецензирования 29.06.2023; принята к публикации 10.07.2023.

Об авторах:

Панина Елена Александровна, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник управления научной деятельностью Майкопского государственного технологического университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Кооперативная, д. 80/6), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4998-5333, len_le@mail.ru

Леонтьева Александра Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Курганная, д. 303), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4084-1539, alex_pan_2008@mail.ru

Франченко Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры общественного питания и сервиса Кубанского государственного технологического университета (350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4400-6394, zamdekfood2013@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Е. А. Панина – формулирование научного аппарата исследования; подготовка аннотации, списка литературы; сбор статистических данных и подготовка наглядного материала; критический анализ и доработка текста статьи.

А. В. Леонтьева – анализ психологических концепций креативных индустрий; обоснование статистических данных; формулирование заключения; оформление текста.

Е. С. Франченко – анализ теоретической базы; сбор фактологического материала; подготовка первоначального варианта статьи; формулирование общих выводов; критический анализ и доработка текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная