М. С. Ашилова, А. С. Бегалинов, Ю. В. Пушкарев, И. Ю. Пушкарева, К. К. Бегалинова, Е. А. Пушкарева. Оценка перспектив развития массовых открытых онлайн-курсов (МООС): SWOT-анализ (глобальное и региональное измерение)

УДК 316.421

doi: 10.15507/2413-1407.126.032.202401.144-162

Аннотация

Введение. Цифровые технологии способствуют быстрому развитию коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности общества. Массовые открытые онлайн-курсы в данном контексте противоречивый феномен: он несет в себе не только положительные, но и негативные аспекты, особенно для развития региональных систем образования. Цель исследования ‒ проанализировать феномен МООС в его глобальном и региональном измерении, оценить его перспективы, выявить сильные и слабые стороны в его развитии.

Материалы и методы. Теоретическое исследование осуществляется в контексте системного подхода для максимальной проработки всех особенностей и закономерностей изучаемого феномена, являющегося системой. Основой исследования выступил метод SWOT-анализа, который способствовал выявлению положительных и отрицательных аспектов развития массовых открытых онлайн-курсов и определению возможностей и угроз систем онлайн-обучения для будущего развития сферы высшего образования (глобального и регионального уровней).

Результаты исследования. Выявлено, что открытые онлайн-курсы являются важным дополнением к традиционному университетскому образованию, выстроенному на основе общих форм, но работающих в рамках регионального измерения. Они позволяют повысить уровень знаний и компетенций в различных отраслях и вне территориальных границ, выстраивая специфичные онлайн-сообщества. Также определено, что онлайн-курсы многими участниками рассматриваются не как специфическое дополнение к традиционной форме образования, а как его реальная альтернатива. Авторами выявлены скрытые, непроявленные слабые черты системы МООС, которые вместо ожидаемых демократизации образования и просвещения могут привести к прямо обратному результату – деградации и новому витку мирового образовательного кризиса. Научная новизна обусловлена темой исследования, поскольку феномен МООС – молодой и еще крайне малоизученный в научно-исследовательской литературе.

Обсуждение и заключение. Обобщается специфика проявлений открытой системы знаниевой коммуникации (глобальное и региональное измерение). Практическая значимость исследования заключается в анализе и структурировании проблем развития онлайн-образования. Статья будет полезна всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов развития современной системы образования (как регионального, так и глобального уровней ее формирования).

Ключевые слова: глобальные социальные системы, региональные изменения социальных систем, МООС, открытые онлайн-сообщества, SWOT-анализ, перспективы развития образования, информационное развитие общества, аспекты региональных систем, открытая система коммуникации, цифровые коммуникационные технологии

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в рамках научного проекта AP09058341 «Трансформация ценностей казахстанской системы высшего образования в мультикультурном и глобализирующемся мире».

Для цитирования: Оценка перспектив развития массовых открытых онлайн-курсов (МООС): SWOT-анализ (глобальное и региональное измерение) / М. С. Ашилова [и др.] // Регионология. 2024. Т. 32, № 1. С. 144–162. https://doi.org/10.15507/2413-1407.126.032.202401.144-162

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Gutenberg and the MOOC / S. Urooj [et al.] // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2022. Vol. 17, no. 12. Pp. 93–105. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i12.31357

2. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 110–123. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07

3. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 96–119. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06

4. Liyanagunawardena T. R., Adams A. A., Williams S. A. MOOCs: A Systematic Study of the Published Literature 2008‒2012 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol. 14, issue 3. Pp. 202‒227. https://doi.org/10.19173/irrodl.v14i3.1455

5. Alhazzani N. MOOC’s Impact on Higher Education // Social Science & Humanities Open. 2020. Vol. 2, issue 1. Article no. 100030. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2020.100030

6. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Виртуализация социальной коммуникации в образовании: ценностные основания информационного развития (обзор) // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 2. С. 73–90. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.05

7. Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 6. С. 40–51. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03

8. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 52–66. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04

9. How to Keep University Active During COVID-19 Pandemic: Experience from Slovakia / M. Pavlíkova [et al.] // Sustainability. 2021. Vol. 13, issue 18. Article no. 10350. https://doi.org/10.3390/su131810350

10. Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. Смена неолиберальной концепции образования в эпоху COVID-19 и перспективы постковидного образования // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 1. С. 30–54. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2201.02

11. Черных С. И., Аллахам Я. С., Паршиков В. И. Образование как деструктор социального порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 2. С. 81–101. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2102.04

12. Латуха О. А. Оценка потенциала устойчивости развития организации // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 142–159. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.08

13. Трофимов В. М. О природе устойчивости процесса во времени // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 5. С. 27–42. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2105.02

14. Social Media and Students’ Wellbeing: An Empirical Analysis During the Covid-19 Pandemic / H. Tkacová [et al.] // Sustainability. 2021. Vol. 13, issue 18. Article no. 10442. https://doi.org/10.3390/su131810442

15. Проблемы вынужденного перехода к дистанционному обучению: оценка качества образовательного процесса разными его участниками / Л. М. Костина [и др.] // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 7–27. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2303.01

16. Токтарова В. И., Ребко О. В., Семенова Д. А. Сравнительно-сопоставительный анализ моделей цифровых компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 5. С. 79–104. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2305.04

17. Petrovic F., Murgas F., Kralik R. Happiness in Czechia During the COVID-19 Pandemic // Sustainability. 2021. Vol. 13, issue 19. Article no. 10826. https://doi.org/10.3390/su131910826

18. Гонашвили А. С., Ланина Е. Е., Спирина М. Ю. Формирование научно-образовательного пространства университета: факторы успешной евразийской интеграции // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 5. С. 179–194. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2305.09

19. Ценности в основании современного глобализирующегося общества: исследование трансформаций / М. С. Ашилова [и др.] // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 2. С. 99–121. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2302.05

20. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 100–121. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.05

21. Иванченко И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 170–194. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08

22. Trends in China’s Anthropogenic Emissions Since 2010 as the Consequence of Clean air Actions / B. Zheng [et al.] // Atmospheric Chemistry and Physics. 2018. Vol. 18, issue 19. Pp. 14095–14111. https://doi.org/10.5194/acp-18-14095-2018

23. Ng A., Widom J. Origins of the Modern MOOC (xMOOC). MOOCs: Expectations and Reality: Full Report, Center for Benefit-Cost Studies of Education, Teachers College, Columbia University. New York, 2014. URL: https://ai.stanford.edu/~ang/papers/mooc14-OriginsOfModernMOOC.pdf (дата обращения: 28.06.2023).

24. What do we want to know about MOOCs? Results from a Machine Learning Approach to a Systematic Literature Mapping Review / I. Despujol [et al.] // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2022. Vol. 19. Article no. 53. https://doi.org/10.1186/s41239-022-00359-1

25. Rodriguez C. O. MOOCs and the AI-Stanford Like Courses: Two Successful and Distinct Course Formats for Massive Open Online Courses // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2012. Vol. 2012, no. 1. URL: https://www.learntechlib.org/p/73828/ (дата обращения: 28.06.2023).

26. Smriti A., Kumar R. A SWOT Analysis of MOOC on Management Education Teaching // International Journal of Creative Research Thoughts. 2021. Vol. 9, issue 2. Pp. 5024–5030. URL: https://www.ijcrt.org/papers/IJCRT2102605.pdf (дата обращения: 28.06.2023).

27. Jewitt K. The MOOC Revolution – Massive Open Online Courses: The Answer to Problems Facing Education or an Experiment that Could Destroy Centuries of Tradition // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2017. Vol. 10, issue 1. https://doi.org/10.21100/compass.v10i1.371

28. Aljarrah A. A., Ababneh M. A.-K., Cavus N. The Role of Massive Open Online Courses During the COVID-19 Era // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 7, no. 3. Pp. 142–152. https://doi.org/10.18844/prosoc.v7i3.5244

29. Despujol I., Castañeda L., Turró C. MOOCs as a Massive Learning Resource for a Higher Education Community. The Universitat Politècnica de València experience using the EdX Remote Access Program // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27, issue 9. Pp. 12999–13020. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11140-2

30. Dillahunt T. R., Wang B. Z., Teasley S. Democratizing Higher Education: Exploring MOOC use among those who cannot afford a Formal Education // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. Vol. 15, issue 5. https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i5.1841

31. HarvardX and MITx: The First Year of Open Online Courses, Fall 2012-Summer 2013 / A. D. Ho [et al.]. HarvardX and MITx Working Paper No. 1. 2014. https://doi.org/10.2139/ssrn.2381263

32. Conway M. Contested Ideas and Possible Futures for the University // On the Horizon. 2019. Vol. 28, issue 1. Pp. 22–32. https://doi.org/10.1108/oth-10-2019-0070

33. Perkin H. History of Universities // The International Handbook of Higher Education / eds by J. Forest, P. Altbach. Dordrecht : Springer, 2007. Pp. 159–205. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-4012-2_10

34. Магомедов К. М. Знание и информация в различных познавательных и коммуникационных стратегиях // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2019. Т. 34, вып. 1. C. 39–47. https://doi.org/10.21779/2500-1930-2019-34-1-39-47

35. Li Y. The Impact of Massive Open Online Courses Globalization on the Educational Equity // 2021 2nd International Conference on Education, Knowledge and Information Management (ICEKIM). 2021. Pp. 248–251. https://doi.org/10.1109/icekim52309.2021.00061

36. Pollack Ichou R. Can MOOCs Reduce Global Inequality in Education? // Australasian Marketing Journal. 2018. Vol. 26, issue 2. Pp. 116–120. https://doi.org/10.1016/j.ausmj.2018.05.007

Поступила 16.11.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2024; принята к публикации 01.02.2024.

Об авторах:

Ашилова Мадина Серикбековна, кандидат философских наук, доктор философии, ассоциированный профессор кафедры международных коммуникаций Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Муратбаева, д. 200), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7634-7727, madina.almatytv@mail.ru

Бегалинов Алибек Серикбекович, кандидат философских наук, доктор философии, ассоциированный профессор кафедры медиакоммуникаций и истории Казахстана Международного университета информационных технологий (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Манаса, д. 34/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7439-221X, alibek557@inbox.ru

Пушкарев Юрий Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5919-7221, pushkarev73@mail.ru

Пушкарева Ирина Юрьевна, магистрант Института непрерывного образования, старший лаборант Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6344-1694, irina.phr@mail.ru

Бегалинова Калимаш Капсамаровна, доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии Казахского национального университета им. Аль-Фараби (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5575-5142, kalima910@mail.ru

Пушкарева Елена Александровна, доктор философских наук, профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1857-6783, pushkarev73@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

М. С. Ашилова ‒ сбор материалов и инициация исследования; определение методологии исследования; литературный обзор.

А. С. Бегалинов ‒ сбор материалов; подготовка начального варианта текста.

Ю. В. Пушкарев ‒ структурирование и анализ данных исследования.

И. Ю. Пушкарева ‒ структурирование и анализ данных исследования.

К. К. Бегалинова ‒ сбор материалов; постановка научной проблемы исследования и определение основных направлений ее решения.

Е. А. Пушкарева ‒ организация исследования; интерпретация и обобщение результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная