В. В. Перская, Ф. И. Аржаев, Я. Ван. Системная оценка Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север ‒ Юг» методом динамического норматива

doi: 10.15507/2413-1407.127.032.202402.308-325

УДК 338.2:339.142

Аннотация

Введение. Оценка объема и структуры торговли представляет собой сложную задачу, особенно когда цель такой оценки состоит в том, чтобы найти «узкие места» и устранить их. Методические подходы к решению таких задач существенно различаются, включают достаточно сложные методы, такие как объектно-ориентированное программирование, сетевые модели и т. д., что позволяет отразить дискретный характер товаропотока. Тем не менее с учетом особой роли международной инфраструктуры в современной мировой экономике решение этой задачи представляется актуальным и имеет прикладную значимость. Цель исследования ‒ разработать методологию дискретной, высокочастотной оценки объема транзита товаров по Транскаспийскому маршруту международного транспортного коридора «Север ‒ Юг».

Материалы и методы. Методология работы состоит из двух частей – обработки данных и их систематизации и моделирования функционирования международного транспортного коридора с использованием метода динамического норматива для товарных потоков. Первая часть необходима из-за ограниченности данных о товарах, перевозимых по международному транспортному коридору. Во второй части коридор поделен на участки и проанализировано изменение товарооборота по каждому из них методом динамического норматива.

Результаты исследования. Оценены барьеры развития Транскаспийского коридора и заинтересованность участников в его функционировании. Разработан инструментарий оценки функционирования коридора, учитывающий узкое место при транспортировке грузов через Иран. Проведена обработка статистических данных, выявлены проблемные периоды и участки коридора. Сформулированы рекомендации по развитию Транскаспийского и международного транспортного коридоров в современных условиях.

Обсуждение и заключение. Основные результаты и выводы исследования включают авторскую систему мониторинга и балансирования товаропотока по коридору, выявление дисбалансов функционирования Транскаспийского и международного транспортного коридоров как системы и возможных решений по их выравниванию. Исследование имеет практическую значимость для логистических предприятий, компаний финансового сектора российских экспортеров и органов власти экономического блока.

Ключевые слова: международный транспортный коридор «Север ‒ Юг», модель динамического норматива, Транскаспийский коридор, эффективность товаропотока, международная торговля, транспортировка грузов

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Перская В. В., Аржаев Ф. И., Ван Я. Системная оценка Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север ‒ Юг» методом динамического норматива // Регионология. 2024. Т. 32, № 2. С. 308–325. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.308-325

REFERENCES

1. Gogna S. Assessing India’s Engagements in the INSTC and Analysing its Implications on India’s Commercial and Strategic Interests. Strategic Analysis. 2019;1(43):1‒12. https://doi.org/10.1080/09700161.2019.1573747

2. Athar Z. India and Russia in Central Asia: Growing Convergence of Interests? MGIMO Review of International Relations. 2023;16(2):251‒262. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-2-89-251-262

3. Asaul M.A., Malygin I.G., Mohov A.E. International Transport Corridors of Eurasia and the Silk Road Economic Belt. Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. 2019;(4):33‒40. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/249 (accessed 20.02.2024).

4. Chatterjee A. International North South Transport Corridor (INSTC) Connecting India Central – Asia. International Journal of Research in Social Sciences. 2018;8(4):601‒616. Available at: https://www.indianjournals.com/ijor.aspx?target=ijor:ijrss&volume=8&issue=4&article=045 (accessed 20.02.2024).

5. Khan Z., Khan K.H., Koch H. Aggregating an Economic Model and GIS to Explore Trade Potentials of India-Caspian Countries and a Way Forward for INSTC. Research in Globalization. 2023;7:100154. https://doi.org/10.1016/j.resglo.2023.100154

6. Azmi S.N., Khan K.H., Koch H. Assessing the Effect of INSTC on India’s Trade with Eurasia: An Application of Gravity Model. Cogent Economics & Finance. 2024;12(1):2313899. https://doi.org/10.1080/23322039.2024.2313899

7. Zakharov A. The International North-South Transport Corridor: The Prospects and Challenges for Connectivity between Russia and India. MGIMO Review of International Relations. 2023;16(2):216‒234. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2023-2-89-216-234

8. Cancela H., Mauttone A., Urquhart M.E. Mathematical Programming Formulations for Transit Network Design. Transportation Research Part B: Methodological. Journal of Sustainable Development of Transport and Logistics. 2015;77:17‒37. https://doi.org/10.1016/j.trb.2015.03.006

9. Zou Y., Zhu J. Reachability of Higher-Order Logical Control Networks via Matrix Method. Applied Mathematics and Computation. 2016;287:50‒59. https://doi.org/10.1016/j.amc.2016.04.013

10. Singh S., Dubey G.C., Shrivastava R. Various Method to Solve the Optimality for the Transportation Problem. International Journal of Mathematical Engineering and Science. 2012;1(4):21‒28. Available at: https://vixra.org/abs/1405.0173 (accessed 20.02.2024).

11. Schoenenberger L., Schmid A., Tanase R., Beck M., Schwaninger M. Structural Analysis of System Dynamics Models. Simulation Modelling Practice and Theory. 2021;110:102333. https://doi.org/10.1016/j.simpat.2021.102333

12. Roy M.S. Iran: India’s Gateway to Central Asia. Strategic Analysis. 2012;36(6):957‒975. https://doi.org/10.1080/09700161.2012.728862

13. Sahih A.Z., Shahmiri S., Momtazi M., Zohreh M. Optimization of Fleet Size and Determining the Optimal Allocation of Wagons in Minerals Transport Network: A Case Study of Iran’s Railway System. Journal of Rail Transport Planning & Management. 2023;28:100414. https://doi.org/10.1016/j.jrtpm.2023.100414

14. Li J., Lei Y. Development and Challenges of Iran’s Railway Transportation Infrastructure Based on The Perspective of “The Belt and Road” Initiative. In: Proceedings of the 2023 International Conference on Management Innovation and Economy Development (MIED 2023). Guilin: Atlantis Press; 2023. p. 242–249. https://doi.org/10.2991/978-94-6463-260-6_31

15. Leila A.S.D., Abdullah M.S. The Economic and Strategic Significance of Iranian Ports: Jask Port as a Case Study. Journal for Iranian Studies. 2021;13(5):49–66. Available at: https://rasanah-iiis.org/english/wp-content/uploads/sites/2/2021/09/THE-ECONOMIC-AND-STRATEGIC-SIGNIFICANCE-OF-IRANIAN-PORTS-JASK-PORT-AS-A-CASE-STUDY.pdf (accessed 20.02.2024).

16. Vinokurov E.Y., Ahunbaev A., Zaboev A.I. International North–South Transport Corridor: Boosting Russia’s “Pivot to the South” and Trans-Eurasian Connectivity. Russian Journal of Economics. 2022;8(2):159–173. https://doi.org/10.32609/j.ruje.8.86617

17. Farshidnejad M., Javanmard H., Abutalebpur A. Investigation and Identification of Variables of Cost and Time Affecting International Freight Transportation in the International North-South Transit Corridor (INSTC). International Journal of Transportation Engineering. 2022;10(1):899‒918. https://doi.org/10.22119/IJTE.2022.278236.1562

18. Palu R., Hilmola O.P. Future Potential of Trans-Caspian Corridor: Review. Logistics. 2023;7(3):39. https://doi.org/10.3390/logistics7030039

19. Belov (Yurtaev) V.I., Binish. India, Russia and Iran: A New Study on “North ‒ South” International Transport Corridor. Information and Innovations. 2021;16(4):18‒25. (In Russ.) https://doi.org/10.31432/1994-2443-2021-16-4-18-25

Об авторах:

Перская Виктория Вадимовна, доктор экономических наук, профессор, директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1988-4374, Researcher ID: HII-7219-2022, Scopus ID: 57197793892, vprofessor7970@gmail.com

Аржаев Федор Игоревич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2986-3235, Researcher ID: KAZ-9367-2024, Scopus ID: 58037855500, arzhaevfedor@gmail.com

Ван Яньмин, кандидат экономических наук, главный специалист и председатель Союза инвестиций и торговли с Россией и странами Средней Азии Шэньчжэньского университета (518060, Китай, Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Наньшань, б-р Наньхай, д. 3688), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-8108-9354, Researcher ID: GXG-3765-2022, Scopus ID: 55734018900, infochina@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

В. В. Перская ‒ постановка проблемы; разработка концепции статьи; формулирование выводов исследования.

Ф. И. Аржаев ‒ сбор статистических данных; разработка и реализация модели; табличное и графическое представление результатов; описание результатов.

Я. Ван ‒ обсуждение результатов; обзор литературы.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 26.02.2024; поступила после рецензирования 04.04.2024; принята к публикации 10.04.2024.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная