С. В. Мурафа, М. Р. Нгетобай. Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад)

doi: 10.15507/2413-1407.127.032.202402.278-289

УДК 37(1-926.5)

Аннотация

Введение. Проблема доступности образования (начального, среднего, высшего) и неравенства доходов все еще остро стоит во многих африканских странах. Цель исследования ‒ проанализировать международные статистические данные, которые показывают сложную ситуацию с доступностью образования в странах Центральной Африки: Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне. Полученные данные необходимы для разработки практических решений эффективной помощи населению стран при получении доступного образования разными социальными слоями населения.

Материалы и методы. Проведен анализ официальных документов и научных источников. Поиск актуальных данных был осуществлен с использованием различных баз данных: UNdata, Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, Google, Google Scholar, Springer за последние 5 лет. В анализе был сделан акцент на поиск официальной информации с данными от международных организаций ЮНЕСКО и Всемирного банка.

Результаты исследования. Выявлено, что в проанализированных странах Центральной Африки разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными очень значительна. В Камеруне и Габоне разрыв в доходах не такой большой, как в Чаде, Конго и Центральноафриканской Республике, поэтому начальный уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким по сравнению с другими. Установлено, что в исследуемом регионе наблюдалось резкое сокращение числа студентов в высших учебных заведениях в период с 2010 по 2014 г. Выявлена одна из причин небольшого охвата высшим образованием в исследуемом регионе – недостаточность материального обеспечения большего числа населения и, как следствие, минимальная доступность высшего образования для молодого поколения. Доказано, что на данном экономическом этапе развития Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования в странах Центральной Африки.

Обсуждение и заключение. Доступное образование необходимо для сокращения бедности и улучшения экономического роста, но высокая стоимость обучения в сочетании с ограниченным доступом означает, что многие дети остаются необразованными. Материалы исследования будут полезны как специалистам в области образования разных стран, так и ученым из других областей наук.

Ключевые слова: неравенство доходов населения, доступность образования, страны Центральной Африки, уровень охвата образованием, сокращение бедности, Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон, Чад

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мурафа С. В., Нгетобай М. Р. Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад) // Регионология. 2024. Т. 32, № 2. С. 278–289. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.278-289

REFERENCES

1. Ngetobai М.R. The Impact of Income Inequality and the Level of Economic Development of Countries on the Availability of Education in Central African Countries. Finansovaya zhizn. 2023;(3):104‒109. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: UNGCNG

2. Musau Z. Africa Grapples with Huge Disparities in Education. Africa Renewal. 2018;31(3):10‒11. https://doi.org/10.18356/1a71d0ef-en

3. Odusola A., Cornia G.A., Bhorat H., Conceição P., editors. Income Inequality Trends in Sub-Saharan Africa. Divergence, Determinants and Consequences. New York: United Nations Development Programme Regional Bureau for Africa; 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/321193546 (accessed 17.01.2024).

4. Quartey P. Fuite des cerveaux et inégalités entre pays. Commentaires. Revue d'économie du développement. 2007;15(2-3):89‒96. (In French) https://doi.org/10.3917/edd.212.0089

5. Murafa S.V. Motives for Getting Higher Education in Different Cultures (China, Africa, Russia). In: Arinushkina A.A., Morozov A.V., Robert I.V., editors. Contemporary Challenges in Education: Digitalization, Methodology, and Management. IGI Global, 2023. p. 146‒164. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-1826-3.ch011

6. Murafa S.V., Drozdova V.A. Cross Cultural Study of the Motives for Higher Education Russian and Chinese Students. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2018;(3):96‒110. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-3-96-110

7. Novoselova E.N., Liadova A.V. Global Inequality and the Main Trends in Development of Africa Nowadays. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 2018;24(3):87‒107. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-87-107

8. Murafa S.V. Features of the Education System in the Republic of Chad. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2023;21(2):104‒119. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: ZAZUVO

9. World Social Science Report, 2016: Challenging Inequalities; Pathways to a Just World. Paris: UNESCO; 2016. https://doi.org/10.54678/QTOK7532

10. Hillman A.L., Jenkner E. L’éducation des enfants dans les pays pauvres. Fonds monétaire international; 2004. (In French) Available at: https://www.imf.org/-/media/Websites/IMF/imported-publications-loe-pdfs/external/pubs/ft/issues/issues33/fra/issue33f.ashx (accessed 17.01.2024).

11. Péano S., Kitaev I.V., Oulai D. Financement et gestion financière de l’éducation, Paris: l’Institut international de planification de l’éducation; 1999. (In French) Available at: https://www.iiep.unesco.org/fr/publication/financement-et-gestion-financiere-de-leducation (accessed 17.01.2024).

12. Pilon M., editor. Défis du développement en Afrique subsaharienne L’éducation en jeu. Paris: CEPED; 2006. (In French) Available at: https://www.ceped.org/IMG/pdf/defis_du_developpement_subsaharienne_l_education_en_jeu.pdf (accessed 17.01.2024).

13. Renforcer la contribution de lʼenseignement à la croissance (Chapitre 4). In : Études économiques de l’OCDE. 2020;2(2):131‒163. (In French) https://doi.org/10.1787/eco_surveys-hun-2010-fr

14. Couffinhal A., Dourgnon P., Geoffard P.-Y., Grignon M., Jusot F., Lavis J., et al. Policies for Reducing Inequalities in Health, what Role can the Health System Play? A European Perspective. Questions d'Economie de la Santé. 2005;(93). Available at: https://www.irdes.fr/english/2005/issues-in-health-economics.html (accessed 17.01.2024).

15. Partenariats public-privé dans le secteur de l’éducation. Internationale de l’Education. Brussels; 2009. (In French) Available at: https://download.ei-ie.org/Docs/WebDepot/200909_publication_Public-Private-Partnership-in-Education_fr.pdf (accessed 17.01.2024).

Об авторах:

Мурафа Светлана Валентиновна, кандидат психологических наук, заведующий сектором методического обеспечения Федерального ресурсного центра развития психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4819-660X, Researcher ID: C-8181-2016, Scopus ID: 54393816000, murafa.svetlana@gmail.com

Нгетобай Массенгар Ронгар, аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1513-6478, mrnguetobaye@gmail.com

Заявленный вклад авторов:

С. В. Мурафа ‒ научное руководство; критический анализ и доработка текста; визуализация и представление данных в тексте; формулирование выводов.

М. Р. Нгетобай ‒ обеспечение ресурсами; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 31.05.2023; поступила после рецензирования 25.01.2024; принята к публикации 06.02.2024.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная