Е. Н. Тимушев, В. А. Яговкина. Правовое регулирование и особенности резервирования бюджетных средств в регионах России
https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.032.202404.618-634
УДК 373:351(470+571)
Аннотация
Введение. Актуальность изучения региональных резервных фондов обусловлена тем, что данной теме уделяется крайне мало внимания, несмотря на важность резервирования бюджетных средств как инструмента контрциклической политики и устойчивости регионального развития. Цель исследования ‒ выявить особенности регулирования резервных фондов в субъектах Российской Федерации, что позволит лучше понять мотивацию и стимулы органов власти и их деятельность по управлению рисками.
Материалы и методы. С помощью общенаучных методов проведен анализ региональных законов о резервном фонде и бюджетном процессе и профильных правительственных постановлений для каждого субъекта Российской Федерации, создана оригинальная база данных об основных признаках резервных фондов на региональном уровне в России. Это позволило систематизировать разрозненную информацию о различных аспектах резервирования бюджетных средств в регионах России, выделить общие черты и особенности отдельных регионов, что является шагом на пути совершенствования института резервирования средств в целях обеспечения региональной финансовой устойчивости.
Результаты исследования. Определены ключевые признаки видов резервных фондов субъектов Российской Федерации – публично-правового образования и исполнительного органа власти, а также отличия между ними. Установлено, что первый вид резервных фондов действует не более чем в половине регионов России, тогда как резервный фонд исполнительного органа власти функционирует в каждом субъекте. Выявлено, что в большинстве случаев источниками средств резервного фонда субъекта как публично-правового образования становятся незапланированный рост налоговых и неналоговых доходов в течение года и остаток средств на счетах на начало года. Направления расходов, как правило, ограничены и универсальны, но в зависимости от условий отдельного региона могут быть весьма разнообразными.
Обсуждение и заключение. Резервный фонд субъекта Российской Федерации на практике остается непопулярным инструментом. В отличие от резервного фонда исполнительного органа власти его формирование не обязательно, и в регионах нет единого механизма формирования и расходования средств. Практическая значимость работы состоит в возможности дополнения мер федеральной политики обеспечения финансовой устойчивости в части регионального резервирования бюджетных средств, а также использования на уровне отдельного региона представленного опыта других регионов в части нормативного регулирования и практики формирования и использования средств резервных фондов.
Ключевые слова: региональный резервный фонд, контрциклическая бюджетная политика, резервирование бюджетных средств, региональное законодательство, финансовая устойчивость, межрегиональная дифференциация
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Для цитирования: Тимушев Е. Н., Яговкина В. А. Правовое регулирование и особенности резервирования бюджетных средств в регионах России // Регионология. 2024. Т. 32, № 4. С. 618–634. https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.032.202404.618-634
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казакова С. М., Михайлова А. А. Дотационность как фактор устойчивости региональных экономических систем // Российский экономический журнал. 2018. № 2. С. 29‒37. URL: https://www.re-j.ru/archive/2018/2/article_498 (дата обращения: 16.07.2024).
2. Klimanov V. V., Kazakova S. M., Mikhaylova A. A. Economic and Fiscal Resilience of Russia’s Regions // Regional Science Policy & Practice. 2020. Vol. 12, issue 1. Pp. 627‒640. https://doi.org/10.1111/rsp3.12282
3. Çiçekçi C., Gaygısız E. Procyclicality of Fiscal Policy in Oil-rich Countries: Roles of Resource Funds and Institutional Quality // Resources Policy. 2023. Vol. 85. Articl no. 103675. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2023.103675
4. Goes I. Electoral Politics, Fiscal Policy, and the Resource Curse // Studies in Comparative International Development. 2022. Vol. 57. Pp. 525–576. https://doi.org/10.1007/s12116-022-09367-8
5. Aguirre-Unceta R. Kazakhstan: Extractive Resources, Governance and Inclusive Development // Journal of Social and Economic Development. 2024. Vol. 26. Pp. 235–257. https://doi.org/10.1007/s40847-023-00252-1
6. García-Albán F., González-Astudillo M., Vera-Avellán C. Good Policy or Good Luck? Analyzing the Effects of Fiscal Policy and Oil Revenue Shocks in Ecuador // Energy Economics. 2021. Vol. 100. Article no. 105321. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2021.105321
7. Al Jabri S., Raghavan M., Vespignani J. Oil Prices and Fiscal Policy in an Oil-exporter Country: Empirical Evidence from Oman // Energy Economics. 2022. Vol. 111. Article no. 106103. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2022.106103
8. Zhu M., Lv D., Wu W. Market Stabilization Fund and Stock Price Crash Risk: Evidence from the Post-crash Period // Journal of Economic Dynamics and Control. 2022. Vol. 139. Article no. 104433. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2022.104433
9. Wu X., Wang P.-Y., Wang K. The Effect of Stabilization Fund to Rescue Stock Market Based on Expected Return-capita Circulation Equation // Socio-Economic Planning Sciences. 2023. Vol. 87. Article no. 101493. https://doi.org/10.1016/j.seps.2022.101493
10. Hoang T., Maher C. S. Fiscal Condition, Institutional Constraints, and Public Pension Contribution: Are Pension Contribution Shortfalls Fiscal Illusion? // Public Budgeting & Finance. 2022. Vol. 42, issue 4. Pp. 93–124. https://doi.org/10.1111/pbaf.12328
11. Hong H., Moon S. The Effects of the Job Stabilization Fund on Employment // Applied Economics Letters. 2024. Pp. 1–5. https://doi.org/10.1080/13504851.2024.2371484
12. Green D., Loualiche E. State and Local Government Employment in the COVID-19 Crisis // Journal of Public Economics. 2021. Vol. 193. Article no. 104321. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2020.104321
13. Wilson M. State Government saving Over the Business Cycle // Regional Science and Urban Economics. 2023. Vol. 98. Article no. 103862. https://doi.org/10.1016/j.regsciurbeco.2022.103862
14. Clemens J., Veuger S. Politics and the Distribution of Federal Funds: Evidence from Federal Legislation in Response to COVID-19 // Journal of Public Economics. 2021. Vol. 204. Article no. 104554. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2021.104554
15. Гурвич Е. Т., Соколов И. А. Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? // Вопросы экономики. 2016. № 4. С. 5–29. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-4-5-29
16. Russian Regions and the Federal Center Against Global Threats: A Year Of Fighting COVID-19 / V. E. Seliverstov [et al.] // Regional Research of Russia. 2021. Vol. 11. Pp. 405–418. https://doi.org/10.1134/S2079970521040158
17. Изотова А. Ю. Резервные фонды субъектов Федерации: сопоставление сущности и практики Российской Федерации и США // Финансы и кредит. 2020. Т. 26, № 3. С. 590‒599. https://doi.org/10.24891/fc.26.3.590
18. Иванова Е. Л., Арбатская Ю. В., Катрич Е. В. Законодательное регулирование резервных фондов субъектов Российской Федерации // Вестник института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. 2015. № 6 (36). С. 22‒36. URL: https://www.izpi.ru/archive/vestnik/36.pdf (дата обращения: 16.07.2024).
19. Арбатская Ю. В., Сверлова М. В. Резервный фонд субъекта Российской Федерации в составе расходов регионального бюджета: правовые вопросы // Академический юридический журнал. 2014. № 4 (58). С. 39‒44. EDN: TEQMCB
20. Соломко И. М., Соломко М. Н. Резервные фонды субъектов Российской Федерации как инструмент обеспечения бюджетной устойчивости // Экономика и предпринимательство. 2013. № 4 (33). С. 111‒114. EDN: PWWNNT
21. Кулян Р. А. Резервный фонд как фактор устойчивого финансового состояния моногородов // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2013. № 3. С. 67‒71. URL: https://futurepubl.ru/ru/nauka/article/35590/view (дата обращения: 16.07.2024).
22. Изотова А. Ю. Количественная характеристика использования внебюджетных фондов субъектов Федерации резервной направленности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 39‒46. https://doi.org/10.17513/vaael.997
23. Галухин А. В., Ускова Т. В. Совершенствование управления рисками доходной базы консолидированных бюджетов регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 162‒179. https://doi.org/10.15838/esc.2016.6.48.9
24. Ложечко А. С. Развитие роли региональных резервных фондов в управлении доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях экономической неопределенности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-1. С. 126‒134. EDN: YKOIKN
25. Ayala-Cañón L., Delgado-Rodríguez M. J., De Lucas-Santos S. Synchronization and Cyclicality of Social Spending in Economic Crises // Empirica. 2022. Vol. 49. Pp. 1153–1187. https://doi.org/10.1007/s10663-022-09545-w
26. Сильвестров С. Н., Крупнов Ю. А., Старовойтов В. Г. Определение и реализация национальных целей развития в российском стратегическом планировании // Российский экономический журнал. 2021. № 1. С. 32‒44. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2021-1-32-44
27. Михайлова А. А., Яговкина В. А. Резервные фонды как инструмент антикризисной политики // Финансы. 2020. № 9. С. 14–20. EDN: KJLVJX
28. Тимушев Е. Н., Яговкина В. А. Резервные фонды в регионах России: факторы учреждения и оценка эффективности // Финансовый журнал. 2023. Т. 15, № 5. С. 61‒78. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-61-78
Об авторах:
Тимушев Евгений Николаевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82-84); Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (167982, Российская Федерация, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5220-3841, Researcher ID: U-3491-2018, Scopus ID: 57201315444, SPIN-код: 2445-0220, timushev-en@ranepa.ru
Яговкина Вита Александровна, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82-84), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5448-9508, Scopus ID: 57493287200, SPIN-код: 3402-3444, yagovkina-va@ranepa.ru
Заявленный вклад авторов:
Е. Н. Тимушев – постановка проблемы; разработка концепции и программы исследования; научное руководство; структурирование и анализ результатов; критический анализ первичных материалов; научная доработка текста.
В. А. Яговкина – формирование основной концепции; анализ современной литературы; сбор данных; представление результатов и формулирование выводов; первоначальный вариант текста статьи.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 05.07.2024; одобрена после рецензирования 26.08.2024; принята к публикации 07.09.2024.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная