Г. А. Савчук, Г. А. Банных, С. В. Кульпин, Р. М. Курашов. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Российская Федерация)

https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.032.202404.653-672

УДК / UDC 342.5:316.472

Aннотация

Введение. Актуальность темы определяется необходимостью практического решения проблемы оценки коммуникации органов местного самоуправления с населением в социальных медиа. Отсутствие эффективной методики такой оценки и ее результатов повышает значимость данной работы. Цель исследования – проанализировать успешность коммуникации исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований регионов Уральского федерального округа с населением на официальных страницах в социальной сети «ВКонтакте» и предложить индекс, определяющий эту успешность.

Материалы и методы. Проанализирована база официальных аккаунтов администраций муниципальных, городских округов и муниципальных районов (n = 203) и глав соответствующих муниципальных образований (n = 198) регионов Уральского федерального округа в социальной сети «ВКонтакте». Сбор данных осуществлялся с помощью парсингового инструмента «Церебро 3.0»; при анализе данных рассчитывались как стандартные для анализа социальных сетей показатели, так и предложенные авторами. Для обобщения данных использовался индексный метод. Такой подход позволил систематизировать разнородную информацию и агрегировать ее для сравнения объектов анализа.

Результаты исследования. Разработана и апробирована на материалах регионов Уральского федерального округа методика расчета индекса успешности коммуникации органов местного самоуправления с населением в социальной сети «ВКонтакте». Определено, что более высокая публикационная активность не приводит к однозначно более успешным результатам коммуникационной деятельности. Выявлено, что в большинстве случаев наиболее успешную коммуникацию выстраивают муниципалитеты с небольшой численностью населения. Отмечено, что, по сравнению с аккаунтами администраций муниципальных образований, вовлеченность подписчиков выше у аккаунтов глав муниципалитетов.

Обсуждение и заключение. Предложенная авторская методика оценки успешности коммуникаций органов местного самоуправления помогает выявлять наиболее успешные практики, дифференцировать муниципалитеты и регионы, позволяет перейти от оценки информационной открытости к анализу содержания публикуемого контента. Результаты исследования будут полезны государственным и муниципальным служащим, вовлеченным в вопросы коммуникации с населением.

Ключевые слова: открытость органов власти, коммуникация органов власти с населением, успешность коммуникации, паблики органов власти в социальных сетях, индекс коммуникационной успешности

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01153 (https://rscf.ru/project/24-28-01153/).

Для цитирования: Коммуникация органов местного самоуправления и населения в социальных медиа: регионы Уральского федерального округа / Г. А. Савчук [и др.] // Регионология. 2024. Т. 32, № 4. С. 653–672. https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.032.202404.653-672

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Trencher G. Towards the Smart City 2.0: Empirical Evidence of Using Smartness as a Tool for Tackling Social Challenges // Technological Forecasting & Social Change. 2019. Vol. 142. Pp. 117–128. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.07.033

2. Абрамова С. Б. Цифровая партисипация: концептуализация понятия в зарубежной практике гражданской активности // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 4–14. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-4-14

3. Lebezova E. M., Ovcharenko L. A. A Model of Citizens’ Digital Participation in the Smart Environment // Journal of New Economy. 2022. Vol. 23, no. 3. Pp. 62–85. https://doi.org/10.29141/2658-5081-2022-23-3-4

4. Грис О. А., Сосновская А. М. Социальные сети как инструмент решения задач органов власти // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2023. Т. 14, № 4 (61). С. 228–234. URL: https://spb.ranepa.ru/wp-content/uploads/2024/01/n-trud_2023_t14_v4.pdf (дата обращения: 17.09.2024).

5. Babash D. B. The Use of Social Networks in Public Administration // Общество и цивилизация. 2023. Т. 5, № 1. С. 22–24. EDN: LSPJZI

6. Allegretti G., Bassoli M., Colavolpe G. On the Verge of Institutionalisation? Participatory Budgeting Evidence in Five Italian Regions // Financial Journal. 2021. Vol. 13, issue 2. Pp. 25–45. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-25-45

7. Dean R. Participatory Governance in the Digital Age: From Input to Oversight // International Journal of Communication. 2023. Vol. 17. Pp. 3562–3581. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/18833 (дата обращения: 17.09.2024).

8. Бараш Р. Э. Социальные медиа как фактор формирования общественно-политических установок, российский контекст // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 430–453. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.1980

9. Зотов В. В., Губанов А. В. Социальные медиа как диалоговые площадки граждан и органов власти субъектов Центрального федерального округа // Цифровая социология. 2021. Т. 4, № 4. С. 28–39. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-28-39

10. Lerouge R., Lema M. D., Arnaboldi M. The Role Played by Government Communication on the Level of Public Fear in Social Media: An Investigation into the Covid-19 Crisis in Italy // Government Information Quarterly. 2023. Vol. 40, issue 2. Article no. 101798. https://doi.org/10.1016/j.giq.2022.101798

11. Wang F., Li Y. Social Media Use for Work during Non-Work Hours and Work Engagement: Effects of Work-Family Conflict and Public Service Motivation // Government Information Quarterly. 2023. Vol. 40, issue 3. Article no. 101804. https://doi.org/10.1016/j.giq.2023.101804

12. Meyer S. J., Wiley K. A Framework for Messy Communication: A Qualitative Study of Competing Voices of Authority on Social Media // Administrative Sciences. 2024. Vol. 14, issue 7. Article no. 145. https://doi.org/10.3390/admsci14070145

13. Bonson E., Royo S., Ratkai M. Citizens’ Engagement on Local Governments’ Facebook13 Sites. An Empirical Analysis: The Impact of Different Media and Content Types in Western Europe // Government Information Quarterly. 2015. Vol. 32, issue 1. Pp. 52–62. https://doi.org/10.1016/j.giq.2014.11.001

14. Самсонова Т. Н., Печагина Ю. В. Совершенствование работы по развитию коммуникации с населением в местной администрации в условиях применения информационных технологий // Ученые записки Алтайского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. 2021. № 18. С. 29–33. URL: https://alt.ranepa.ru/files/texts/vest/2021_uz_018.pdf (дата обращения: 17.09.2024).

15. Кожевников О. А., Савоськин А. В. Социальные сети как развивающийся способ коммуникации органов власти с гражданами: состояние и перспективы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 2 (93). С. 151–155. URL: https://nv.omamvd.ru/wp-content/uploads/2017/11/Научный-вестник-Омской-академии-МВД-России.-2024.-№2-93.pdf (дата обращения: 17.09.2024).

16. Оценка населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов в интернет-диалоге «власть ‒ общество» / А. А. Максименко [и др.] // Регионология. 2024. Т. 32, № 2. С. 217–241. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.217-241

17. Красноперов А. Ю. Муниципальные органы власти как субъекты массовой сетевой коммуникации в информационную эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 224–233. URL: https://journals.tsu.ru/philosophy/&journal_page=archive&id=2378 (дата обращения: 17.09.2024).

18. Бабаева А. А. Органы государственной власти в социальных сетях: анализ аккаунтов правительства Москвы // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 3. С. 198–215. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2021.198215

19. Абрамова В. Д., Возовиков О. И. Информационная политика органов власти в социальных сетях // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2024. № 2. С. 99–103. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2024/02/2024-02-20.pdf (дата обращения: 17.09.2024).

20. Василенко И. А. Госпаблики органов местного самоуправления Алтайского края во «ВКонтакте»: опыт анализа // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2023. № 28. С. 17–25. EDN: PPNOYG

Об авторах:

Савчук Галина Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620062, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2980-8970, Scopus ID: 57213002265, SPIN-код: 4639-1293, Galina.Savchuk@urfu.ru

Банных Галина Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения ГМУ Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620062, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8175-591X, Researcher ID: T-8511-2017, Scopus ID: 55825650400, SPIN-код: 1685-7896, G.A.Bannykh@urfu.ru

Кульпин Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620062, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3998-9341, Researcher ID: R-6859-2016, Scopus ID: 57216868677, SPIN-код: 1852-0951, s.v.kulpin@urfu.ru

Курашов Руслан Махмудович, ассистент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620062, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6205-1813, SPIN-код: 1151-2061, ruslan.kurashov@urfu.ru

Заявленный вклад авторов:

Г. А. Савчук – концепция исследования; дизайн исследования; методология исследования; анализ данных.

Г. А. Банных – концепция исследования; обзор научной литературы по теме исследования.

С. В. Кульпин – идея исследования; концепция исследования; анализ статистических данных.

Р. М. Курашов – концепция исследования; сбор и анализ эмпирического материала; описание результатов.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.07.2024; одобрена после рецензирования 04.09.2024; принята к публикации 26.09.2024.

 

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная