Н. С. Козлов. Политический имидж региона в федеральных средствах массовой информации

Н. С. КОЗЛОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ РЕГИОНА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

КОЗЛОВ Николай Сергеевич, аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета (е-mail: kolyambus2010@yandex.ru).

Ключевые слова: политический имидж, регион, принципы, цели, стратегия, средства массовой информации (СМИ), субъект

Аннотация. Статья посвящена описанию политического имиджа Республики Мордовия в федеральных СМИ, необходимости создания федерального информационного ресурса на территории республики, поиска брендов и разработки стратегии освещения этого региона в федеральных СМИ с целью улучшения (создания) политического имиджа.

Реферат. Введение: в настоящее время актуальны вопросы, связанные с уровнем освещения регионов в крупных общероссийских СМИ.

Материалы и методы: в работе использованы материалы Интернета, научных изданий, статей. Методы исследования — индукция, анализ, синтез, наблюдение, обобщение.

Результаты исследования: проанализирован опыт решения заявленной проблемы в других регионах России и возможность его использования в выстраивании имиджевой политики Республики Мордовия, предложены действия, которые могли бы быть предприняты в данном направлении. Подчеркнута важность политического имиджа для развития любого из субъектов Федерации, в частности Республики Мордовия, указано на важность государственно-частного партнерства в этом направлении. Намечены конкретные предложения по улучшению имиджа региона через создание собственного СМИ субъекта и эффективное взаимодействие с уже работающими. Подчеркивается проблема малой осведомленности жителей страны и Приволжья о республике, предлагаются пути ее решения.

Обсуждение и заключения: отмечена важность роли крупных федеральных СМИ в построении политического имиджа. Необходимо создание имиджевой стратегии субъекта на долгосрочный период с определением целей и задач. Важной является работа с крупными федеральными СМИ, но наиболее эффективным могло бы стать создание собственного, берущего начало в регионе федерального СМИ.

Говоря об имидже в любом его проявлении, необходимо понимать, что он находится в непосредственной зависимости от разного уровня СМИ. Особенно это важно, когда построение имиджа требуется для внешней среды региона. Например, если есть необходимость в притоке капитала или туристов, следует создать образ у потенциального инвестора или туриста. Наилучшим средством построения имиджа являются СМИ1.

Для построения благоприятного политического имиджа Республики Мордовия в российских газетах необходимо постоянное освещение событий региона на федеральных информационных площадках. В последнее время в России увеличивается количество региональных СМИ, ориентирующих публикуемые новости на всю страну2. Часто в новостных лентах таких ресурсов появляются и международные новости. Такое СМИ может определить информационную повестку не только региона, но и округа, иногда страны.

Сформированный политический имидж региона может расходиться с реальным положением дел в субъекте. Но именно благодаря этому образу, созданному в том числе на основе стереотипов и предрассудков, формируется отношение ко всему региону3. Положительный имидж региона важен не только для местных властных структур с целью получения высоких рейтингов и одобрения своих действий со стороны региональной общественности4. Он необходим и для «внешней среды», притока инвестиций, туристов, а также для уверенности федерального центра в социально-политической стабильности региона. Политический имидж обусловлен рядом значимых факторов: открытостью политической системы, уровнем компетенции политических лидеров и эффективностью структур, уровнем коррупции (связью региональных политических элит с бизнесом), наличием (уровнем развития) гражданского общества региона, возможностью обновления элиты и доступа к власти и т. д.5

Общероссийские СМИ не ведут никакой целенаправленной совместной работы с органами государственной власти и местного самоуправления Мордовии по вопросам формирования имиджа региона. Отдельные публикации или редкие репортажи не могут серьезно повлиять на формирование имиджа субъекта. Это проблема не только республиканских органов власти, но и всех регионов России. Выделяются средства на поддержание региональных СМИ, но это малоэффективно по причине того, что местное население не является основным объектом создания имиджа. Бытует мнение, что не имеет смыла направлять на местный бизнес образ политической системы, поскольку он с ней соприкасается постоянно. То же самое можно сказать относительно привлечения туристов и бизнеса из других стран и регионов страны. Если информация, например о Мордовии, не попадает во внешнюю среду и не доходит до тех, на кого она направлена, то формирование имиджа малоэффективно.

Безусловно, для создания имиджа крайне важно воздействовать и на население Мордовии посредством СМИ, но если необходимо построить качественный, положительный образ республики, то в первую очередь это делается для внешней среды. На федеральном уровне основные СМИ — интернет-сайты и их площадки в социальных сетях, телевидение и крупные печатные издания. Как правило, любое серьезное СМИ в России имеет страницы в социальных сетях и на блог-площадках.

Нельзя сказать, что федеральные СМИ не пишут о Мордовии, характер новостей о республике бывает различным. Публикации и репортажи редко имеют исключительно положительный характер, скорее, сообщают о каком-либо мероприятии или происшествии. Это, возможно, и оказывает влияние на имидж, но не столь эффективно, как, например, целенаправленные репортажи, рассказывающие о тех или иных успехах Мордовии.

Отличный пример подачи информации, воздействующей на политический имидж субъекта в федеральном СМИ, можно увидеть в программе «Федерация» на телеканале Россия-24. Смысл передачи сводится к освещению того, как развиваются регионы страны. Телеканал «Россия-24» является общероссийским и частью ВГТРК, поэтому очевидно, что подобные передачи — часть программы по созданию положительного имиджа всех регионов страны и ознакомлению бизнес- и туристических структур с соседними субъектами Федерации, создают почву для возникновения экономических и туристических связей6. В России по многим причинам существует информационный вакуум в области того, как и в чем могут сотрудничать даже соседствующие субъекты. Эту проблему и призваны решать программы, транслируемые на телеканале «Россия-24».

Одним из интересных и незатратных шагов в сфере привлечения туристов в регион, особенно молодежи из соседних регионов, могли бы стать социальные медиа и блог-площадки7. Аудитория социальных сетей постоянно растет, и число людей, на которых здесь может быть оказано влияние, увеличивается. Необходимо работать в направлении создания федерально-ориентированных сообществ и блог-площадок. Примером может послужить создание в 2016 г. информационного агентства «Юг России», в 2012 г. — агентства «Мега-Урал», рассказывающего о новостях Уральского региона. При этом само агентство образовано в Челябинской области, но имеет аудиторию в различных крупных городах региона. Все эти площадки широко представлены в социальных медиа. Именно социальные сети, по мнению многих исследователей, являются основным генератором посещения сайтов любой тематики. Республиканская газета «Столица С», представленная публичной страницей в одной из социальных сетей, а также печатной версией издания и интернет-сайтом, является наиболее популярным СМИ по запросам интернет-поисковика «Яндекс» после официального сайта «Республики Мордовия» с наибольшим индексом цитирования8.

Безусловно, так называемый технический индекс цитирования не может быть прямым показателем уровня посещаемости и наполняемости аудитории, но служит своего рода показателем качества СМИ и того, насколько оно «весомо» или авторитетно в информационном поле региона либо страны.

Федеральные СМИ формируют информационную повестку по всей стране, их значение сложно переоценить, но для региона важна работа и со СМИ соседних регионов. При этом, безусловно, имеет значение и их охват. Республике Мордовия важно создать своего рода бренды не только самой Мордовии, но и отдельных ее частей. В республике находится много религиозных святынь, на ее территории существует свобода вероисповедания всех традиционных конфессий. Например, роль православия для Мордовии и Мордовии для православных можно было бы выделить, контактируя с укрепляющимися православными СМИ. Сейчас упоминание на многих значимых новостных ресурсах о Мордовии с точки зрения религии крайне низко.

Принцип кластеров или брендирования крайне важен. Мордовии в этом контексте необходимо найти свою нишу.

Это могут быть предприятия, туристические объекты, религиозные или паломнические места и т. д. Именно на них должно быть сконцентрировано наибольшее внимание. Это предполагает формирование долгосрочной стратегии с определенным количеством задач, решение которых сможет улучшить имидж региона. Для создания такого рода стратегий необходимо использовать современные научные формы анализа (SWOT-, PEST- или STEP-анализ)9, позволяющие выявить положительные и отрицательные черты региона, которые могут использоваться для построения имиджа.

Не меньшее значение имеет поиск особой роли или так называемого особого пути в рамках четко выраженной общей цели существования. Субъект является частью Федерации и имеет определенную долю полномочий. В стратегии или концепции имиджевой политики региона целесообразно использовать возможность работы не только с новостными СМИ, но и с крупными информационными порталами, например «культура.рф», имеющим широкую аудиторию. Возможно, для республики было бы полезным создание качественно нового ресурса по финно-угорской тематике. Созданный 28 апреля 2006 г. «Поволжский центр культур финно-угорских народов» является в этом смысле хорошим примером, но он малопосещаем и малоинтерактивен. Кроме того, для повышения его эффективности стоит обратить внимание на базовые площадки — социальные сети.

С точки зрения популяризации науки и закрепления роли Мордовии в изучении финно-угорского мира хорошим примером можно считать создание научного журнала «Финно-угорский мир». Но, как и в предыдущем случае, ему не хватает популяризации. Полагаем целесообразным наиболее оригинальные материалы, публикуемые в этом журнале, дублировать на других площадках в Интернете. В этом смысле Мордовия имела бы возможность относительно легко занять свою нишу на территориях компактного проживания мордвы.

Подводя итог рассмотрению роли крупных федеральных СМИ в построении политического имиджа, можно отметить их важность. Ни одно региональное и тем более местное СМИ не имеет такого влияния и авторитета, как федеральное, особенно работающее длительное время и с проверенной информацией. Поэтому необходимо создание имиджевой

стратегии субъекта на долгосрочный период с определением целей и задач. Важна и работа с крупными федеральными СМИ, но наиболее эффективным могло бы стать создание собственного, берущего начало в регионе федерального СМИ с новостной повесткой, например, финно-угорского мира, Поволжья в целом. Отчасти повестка такого ресурса могла бы быть посвящена международной тематике, ведь республика так или иначе вовлечена не только в общероссийские, но и в международные проекты. Основными потребителями информации должны являться жители соседних регионов и внешней среды в целом. Очевидно, что при частно-государственном партнерстве создание подобных ресурсов вполне реализуемо. Это показал пример «Газпром-Медиа». По сути, корпорация принадлежит государству, но имеет полную окупаемость. При этом некоторые СМИ, являющиеся частью холдинга, имеют долю частных лиц и даже иностранных граждан, часто бывающих в регионах России. В качестве примера можно отметить и газету «Ведомости», в которой есть доли частных партнеров и государственного холдинга «Газпром-Медиа». Газета начинала свою деятельность как частно-государственное СМИ, но пока перешла в частные руки10.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Козлов Н.С. Политический имидж региона (на примере Республики Мордовия) / под ред. Д.М. Матвеева. Новосибирск: Капитал, 2010. 126 с.

2 См.: Долгова И.В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. 2013. № 3. С. 15—34. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21094529 (дата обращения: 15.03.2016).

3 См.: Трубецкой А.Ю. Психология репутации. М.: Наука, 2005. 291 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19658147 (дата обращения: 18.03.2016).

4 См.: Козлов Н.С. Политический имидж региона ...

5 См.: Бондаренко Е.В. Имидж региона как категория социологии культуры // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. 2010. № 4. С. 39—45. URL: http://

elibrary.ru/item.asp?id=15176549 (дата обращения: 18.03.2016).

6 См.: Официальный сайт Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). URL: http://vgtrk.com/#page/221 (дата обращения: 12.04.2016).

7 См.: Беляйкин А.В. Генератор социального трафика. М.: Наука и техника, 2011. 31 с.

8 См.: Международная блог-площадка «Ютуб.ком». URL: http://www. youtube.com/watch?v=LWv5lyrfvFg (дата обращения: 12.04.2016).

9 См.: Блохин И.Н. Этнополитический имидж России в структуре внешнего имиджа страны. URL: https://pravo33.wordpress.com/2010/02/14/и-н-блохин-этнополитический-имидж-рос/ (дата обращения: 12.04.2016).

10 См.: Международный информационный портал «РосБизнесКонсалтинг — РБК.Ру». URL: rbc.ru/technology_and_media/20/11/2015/564ee9ad9a794759 8d9da684 (дата обращения: 18.04.2016).