С. Э. Майкова, Д. В. Окунев. Исследование перспектив формирования и развития финно-угорского туристского кластера в Республике Мордовия

УДК 338.48.64(470.345)
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459

Введение. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития индустрии туризма как одной из наиболее привлекательных инвестиционных составляющих развития региона в стратегической перспективе. Цель статьи – обоснование перспектив развития финно-угорского туристского кластера на территории Республики Мордовия как интегрирующего элемента комплексного использования имеющихся ресурсов, задействованных в процессе оказания туристских и рекреационных услуг и способствующих повышению конкурентоспособности региона.

Материалы и методы. В исследовании использовались факторный анализ, методоы SNW-анализа и интегральной оценки степени влияния факторов на индустрию туризма. С помощью методов меппинга была построена карта перспективного развития туристских кластеров Республики Мордовия.

Результаты исследования. На основе проведенного анализа тенденций и динамики развития рынка туристических услуг Республики Мордовия, степени и характера влияния внешних и внутренних факторов на формирование индустрии туризма дана оценка степени влияния внешних и внутренних факторов развития индустрии туризма в регионе. Проведено ранжирование инвестиционного риска и потенциала индустрии туризма и построена карта перспективного развития туристских кластеров региона, обусловленная имеющимися природными ресурсами, географическим положением, культурным потенциалом и традициями местного населения. Доказано, что ключевым элементом развития индустрии туризма в регионе является этнокультурный компонент.

Обсуждение и заключения. Кластерный подход в развитии индустрии туризма является наиболее перспективным, так как способствует эффективному интегрированию всех элементов сферы туристских услуг, функционированию туристской инфраструктуры, росту инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности и повышению конкурентоспособности региона в целом. Статья предназначена для руководителей и специалистов организаций и предприятий индустрии гостеприимства и туризма. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в разработке модельных решений в отдельных сферах деятельности предприятий и организаций индустрии гостеприимства и туризма.

Ключевые слова: туризм, этнотуризм, туристский кластер, туристский продукт, туристская инфраструктура

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Логинова Н. Н. Геодемографические и экистические особенности финно-угорских народов России // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Биология. Науки о Земле. 2011. № 2. С. 128–133. URL: http://ru.biology.vestnik.udsu.ru/archive/show/6-2011-2-18 (дата обращения: 20.03.2018).

2.Логинова Н. Н., Реброва Т. П. Динамика численности финно-угорских народов // Финно-угорский мир. 2013. № 3. С. 89–97. URL: http://csfu.mrsu.ru/ru/archives/371 (дата обращения: 21.03.2018).

3.Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51–61. URL: http://spst-journal.org/publ/soderzhanie/1-1-0-1 (дата обращения: 26.03.2018).

4.Гришин С. Ю. Преимущества создания и развития туристских кластеров как базисного элемента национальной экономики // Проблемы современной экономики. 2016. № 1 (57). С. 166–200. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5712 (дата обращения: 29.03.2018).

5.Дутова Т. И. Формирование современного туристско-рекреационного кластера как способ повышения конкурентоспособности российской экономики регионов // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10, № 1. C. 99–106. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13043036 (дата обращения: 30.03.2018).

6.Карпова Г. А., Валеева Е. О. Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 44–51. URL: http://unecon.ru/izdaniya/zhurnal-izvestiya/arhiv-nomerov (дата обращения: 26.03.2018).

7.Карпова Е. Г. Сущность и структура экономического кластера // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Экономические науки. 2011. № 2 (119). С. 62–67. URL: http://ntv.spbstu.ru/economics/article/E2.119.2011_11 (дата обращения: 26.03.2018).

8.Кострюкова О. Н. Туристско-рекреационные кластерные системы: сущность и значение для экономики региона // Экономика и управление. 2011. № 9 (71). С. 35–39. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16996627 (дата обращения: 27.03.2018).

9.Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2007. Т. 5, № 1-2. С. 180–183. URL: http://te.sfedu.ru/arkhiv-nomerov/2007/221-evrgu-n1-ch-2.html (дата обращения: 27.03.2018).

10.Морозова М. А. Оценка инновационного потенциала кластерного взаимодействия в сфере гостеприимства // Проблемы современной экономики. 2015. №1 (53). С. 303–305. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5337 (дата обращения: 29.03.2018).

11.Формирование эколого-туристского кластера «Приладожье» на особо охраняемых природных территориях / М. А. Морозова [и др.] // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 1 (33). С. 56–59. URL: http://vestnik.nat-moo.ru/ru (дата обращения: 30.03.2018).

12.Попов А. Р. Кластерные формы организации и финансирования курортно-туристической сферы // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 14. С. 54–57. URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=25127 (дата обращения: 30.03.2018).

13.Шепелев И. Г., Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры – ме- ханизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем. 2012. №3. С. 10. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17855201 (дата обращения: 30.03.2018).

14.Hirschman A. O. The rise and decline of development economics // The Theory and Experience of Economic Development. Essays in Honour of Sir Arthur Lewis. 2012. Pр. 372–390. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203838518

15.Hjalager A.-M. A review of innovation research in tourism // Tourism Management. 2010. Vol. 31. Pp. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.08.012

16.Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27, issue 6. Pp. 1141–1152. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011

17.Devesa M., Laguna M., Palacios A. The role of motivation in visitor satisfaction: Empirical evidence in rural tourism // Tourism Management. 2010. Vol. 31, issue 4. Pp. 547–552. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2009.06.006

18.Arimond G., Elfessi A. A clustering method for categorical data in tourism market segmentation research // Journal of Travel Research. 2001. Vol. 39, issue 4. Pp. 391–397. DOI: https://doi.org/10.1177/004728750103900405

19.Benur A., Bramwell B. Tourism product development and product diversification in destinations // Tourism Management. 2015. Vol. 50. Pp. 213–224. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tourman.2015.02.005

20.Майкова С. Э., Сармаева Т. А. Анализ факторов территориальной индивидуальности городского округа Саранск // Вестник Самарского университета. Сер.: Экономика и управление. 2012. № 10 (101). С. 95–102. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/eco/article/view/5303 (дата обращения: 30.03.2018).

21.Maykova S., Okunev D., Gvozdetskaya I. Integral factor assessment of formation and development of Finno-Ugric tourist cluster // Journal of Environmental Management and Tourism. 2017. Vol. 8, issue 4. Pp. 703–712. DOI: https://doi.org/10.14505//jemt.v8.4(20).01

22.Окунев Д. В., Майкова С. Э., Гвоздецкая И. В. Маркетинговый ана- лиз развития внутреннего туризма в регионе // Регионология. 2015. № 2 (91). С. 162–167. URL: http://regionsar.ru/ru/node/1387 (дата обращения: 02.04.2018).

Поступила 22.05.2018; принята к публикации 25.06.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.

Об авторах:

Майкова Светлана Эдуардовна, доцент кафедры маркетинга ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д.68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7333-9716, Scopus ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57188767795, maikova_s@rambler.ru

Окунев Денис Викторович, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7646-116X, Scopus ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=55969699600, okunev_d@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Майкова Светлана Эдуардовна – формулирование основной концепции исследования; подготовка текста статьи; сбор данных и доказательств; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов; визуализация данных в тексте.

Окунев Денис Викторович – проведение критического анализа материалов и формирование выводов; развитие методологии.

Для цитирования:

Майкова С. Э., Окунев Д. В. Исследование перспектив формирования и развития финно-угорского туристского кластера в Республике Мордовия // Регионология. 2018. Т. 26, № 3. С. 438–459. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Скачать статью в PDF

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная