Н. И. Наумкин, Е. П. Грошева, Н. Н. Шекшаева. Исследование инновационной подсистемы университетской кафедры как субстрата региональной инновационной системы
УДК 378:001.895:332.12
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.474-493
Введение. Заявленный в России переход к цифровой экономике невозможен без наличия развитой национальной инновационной системы, состоящей из региональных инновационных систем и других ее субстратов. Эффективность ее функционирования определяется уровнем развития каждого структурного элемента национальной инновационной системы. Цель статьи – проанализировать инновационную систему университетской кафедры, входящей в систему вуза, региональных и национальной инновационных систем в целом.
Материалы и методы. Использованы системный, субстратный и структурированный научные подходы, а также анализ известных исследований по изучаемой проблеме, в том числе предыдущие разработки авторов.
Результаты исследования. Выявлена иерархия инновационных систем, начиная с системы кафедры национального исследовательского университета и заканчивая национальной инновационной системой. Разработана модель инновационной подсистемы кафедры с выявленной инновационной инфраструктурой, направленная на получение как специфических одушевленных инновационных продуктов – выпускников университета обладающих компетентностью в инновационной инженерной деятельности, так и неодушевленных – материальных и нематериальных продуктов.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты подтверждают важную роль каждой университетской кафедры в развитии национальной инновационной системы в целом и ориентируют ее работу на инновационный путь развития – творческую продуктивную интеллектуальную и научно-исследовательскую деятельность, что станет основанием для развития других кафедральных инновационных систем. Перспектива дальнейших исследований видится в обосновании расширения инфраструктуры инновационной системы кафедры, в том числе за счет создания новых секторов цифрового проектирования и производства инновационных продуктов.
Ключевые слова: инновационная система, компетентность в инновационной инженерной деятельности, инновационный продукт, инновационная деятельность, инфраструктура
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 18-013-00342).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Разработка педагогической модели подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности при комплексном обучении этой деятельности / Е. А. Бобровская [и др.] // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 2. С. 39–47. DOI: https://www.doi.org/10.15507/Inted.079.019.201502.039
2.Грошева Е. П., Наумкин Н. И., Шекшаева Н. Н. Образованный компетентный в инновационной деятельности выпускник как главный инновационный продукт вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26499 (дата обращения: 21.04.2018).
3.Проектирование содержательного компонента встраиваемого модуля практической подготовки студентов к инновационной деятельности / Н. И. Наумкин [и др.] // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 68–71. URL: http://izvestia.vspu.ac.ru/izvestia_2017_v277_N4.html (дата обращения: 21.04.2018).
4.Особенности проектирования методики формирования инновационной компетентности на основе использования встраиваемого модуля / Н. И. Наумкин[и др.] // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 493–506. DOI: https://www.doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.493-506
5.Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. 2003. № 1. С. 11–14. URL: http://www.ac-raee.ru/ru/magazine1.htm (дата обращения: 21.04.2018).
6.Корпоративная инновационная система высшей школы и национальная инновационная система России / А. А. Харин [и др.] // Инновации. 2010. №10. С. 10–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-innovatsionnaya-sistema... (дата обращения: 21.04.2018).
7.Hlaváček P. Use of innovation vouchers for the regional innovation environment development // Economic Annals-ХХI. 2017. Vol. 166, issue 7-8. Pp. 91–95. DOI: https://www.doi.org/10.21003/ea.V166-18
8.Ciriaci D. Intangible resources: the relevance of training for European firms’ innovative performance // Economia Politica. 2017. Vol. 34, issue 1. Pp 31–54. DOI: https://doi.org/10.1007/s40888-016-0049-8
9.Mavroeidis V., Tarnawska K. J. Toward a new innovation management standard. Incorporation of the knowledge triangle concept and quadruple innovation helix model into innovation management standard // Journal of the Knowledge Economy. 2017. Vol. 8, issue 2. Pp 653–671. DOI: https://doi.org/10.1007/s13132-016-0414-4
10.Scuotto V., Shukla S. J. Being innovator or ‘imovator’: Current dilemma? // Journal of the Knowledge Economy. 2018. Vol. 9, issue 1. Pp 212–227. DOI: https://doi.org/10.1007/s13132-015-0336-6
11.Полутин С. В., Седлецкий А. В. Анализ инновационного потенциала региона // Регионология. 2010. № 2. С. 110–117. URL: https://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2010_2.pdf (дата обращения: 21.04.2018).
12.Полутин С. В., Седлецкий А. В. Влияние научно-технического прогресса на современное общество: региональный аспект // Регионология. 2013. № 1. С. 61–70. URL: https://regionsar.ru/sites/default/files/pdf/reg_2013_1.pdf (дата об- ращения: 21.04.2018).
13.Полутин С. В., Седлецкий А. В. Предпосылки формирования инновационного поведения в современном обществе: региональный аспект // Регионология. 2015. №2. С. 127–137. URL: http://regionsar.ru/ru/node/1381 (дата обращения: 21.04.2018).
14.Ушкин С. Г., Максимова Л. Ю., Иншаков В. А. Современное состояние научно-инновационной сферы региона: мнения экспертного сообщества // Регионология. 2015. № 2. С. 108–118. URL: http://regionsar.ru/ru/node/1381 (дата обращения: 21.04.2018).
15.Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 4–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12794052 (дата обращения: 21.04.2018).
16.Practical training in innovative engineering activity / N. I. Naumkin [et al.] //Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8, special issue 10. DOI: https://doi.org/10.17485/ijst/2015/v8is(10)/84855
17.Структуризация компетентности в инновационной инженерной деятельности и интеграция ее компонентов / Н. И. Наумкин [и др.] // Интеграция образования. 2014. № 3. С. 25–32. DOI: https://doi.org/10.15507/Inted.076.018.201403.025
18.Скобякова И. Инновационное развитие экономики России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2007. № 5. С. 17–21. URL: http://superpressa.ru (дата обращения: 21.04.2018).
Поступила 11.06.2018; принята к публикации 03.07.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.
Об авторах:
Наумкин Николай Иванович, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г.Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/L-4643-2018, naumn@yandex.ru
Грошева Елена Петровна, доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4654-4869, gvmbio@mail.ru
Шекшаева Наталья Николаевна, доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г.Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6072-9501, Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-6441-2016, shekshaeva@yandex.ru
Заявленный вклад авторов:
Наумкин Николай Иванович – научное руководство; подготовка начального варианта текста статьи; окончательная доработка текста статьи.
Грошева Елена Петровна – проведение критического анализа материалов.
Шекшаева Наталья Николаевна – поиск аналитических материалов; редактирование начального проекта.
Для цитирования:
Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н. Исследование инновационной подсистемы университетской кафедры как субстрата региональной инновационной системы // Регионология. 2018. Т. 26, № 3. С. 474–493. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.474-493
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная