С. В. Полутин, И. М. Фадеева, Н. В. Шумкова. Изучение динамики социального и профессионального самочувствия учителей Республики Мордовия
УДК 371.12:316.1
DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.558-577
Введение. Мониторинг социального и профессионального самочувствия учителей (в том числе на региональном уровне) обусловлен необходимостью оценки эффективности проводимых социальных реформ, включая модернизацию системы российского образования. Цель статьи – проанализировать содержательные и динамические характеристики проявления показателей социального и профессионального самочувствия учительства как социально-профессиональной группы на уровне Республики Мордовия с учетом исторических изменений состояния социума.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили социологические опросы, проведенные в Республике Мордовия среди учителей общеобразовательных школ. Для анализа полученных данных применялись традиционные статистические методы (сравнения, группировки, индексный метод), а также методы проверки статистических гипотез.
Результаты исследования. Изучена специфика социального и профессионального самочувствия учителей Республики Мордовия. Доказано, что за прошедшие 25 лет уровень социального самочувствия учителей республики заметно вырос: опрошенные учителя демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности личной безопасностью, материальным достатком, жизненным уровнем своей семьи, развлечениями, досугом, жилищными условиями и условиями работы. Выявлен высокий уровень удовлетворенности профессией учителя и его взаи- мосвязь со стажем педагогической работы, а также с местом проживания.
Обсуждение и заключения. Высокий уровень профессиональной идентичности присущ в большей мере учителям с длительным стажем работы, однако проблема возрастных изменений актуализирует профессиональное рекрутирование кадров в систему школьного образования. Полученные результаты послужат стимулом для более масштабного исследования региональных проблем современного учительства, включая его «социальные портреты», а также будут полезны региональным органами власти при разработке программ развития образования.
Ключевые слова: социальное самочувствие, профессиональное самочувствие, профессия «учитель», регион, реформа системы образования
Благодарности. Статья выполнена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований «Социальный портрет сельского учительства: проблемы, противоречия, профессиональные тупики» (№ 18-011-00786 А).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Цирульников А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260–275. URL: https://vo.hse.ru/2016--3/191215970.html (дата обращения: 13.04.2018).
2.Борисова У. С. Социальный портрет учителя Республики Саха // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 82–88. URL: http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/17033538.html (дата обращения: 13.04.2018).
3.Гендин А. М., Сергеев М. И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 64–70. URL: http:// www.isras.ru/socis_2000_12.html (дата обращения: 13.04.2018).
4.Орлова Л. А. О социальном самочувствии учителей Московской области (по результатам социологических опросов) // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 89–94. URL: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17035499.html (дата обращения: 13.04.2018).
5.Железнякова С. И. Социокультурные ориентации учителей // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 99–102. URL: http://www.isras.ru/socis_2001_04.html (дата обращения: 13.04.2018).
6.Гаспаришвили А. Т., Кружалин В. И., Крухмалева О. В. Московские учителя о реформировании современной школы // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 57–63. URL: http://www.isras.ru/socis_2013_09.html (дата обращения: 13.04.2018).
7.Зернов Д. В., Иудин А. А., Овсянников А. А. Социальные ориентиры и самочувствие российского учительства // Народонаселение. 2014. № 4. С. 43–60. URL: http://www.isesp-ras.ru/numbers/blog/stranitca-3 (дата обращения: 13.04.2018).
8.Abel M. H., Sewell J. Stress and burnout in rural and urban secondary school teachers // The Journal of Educational Research. 1999. Vol. 92, issue 5. Pp. 287–293. DOI: https://doi.org/10.1080/00220679909597608
9.Variations in teachers’ work, lives and effectiveness / C. Day [et al.]. Final report for the VITAE Project; DfES. 2006. 323 р. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/4156026.pdf (дата обращения: 13.04.2018).
10.Watt H. M. G., Richardson P. W. Motivations, perceptions, and aspirations concerning teaching as a career for different types of beginning teachers // Learning and Instruction. 2008. Vol. 18, issue. 5. Pp. 408–428. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2008.06.002
11.The status of teachers and the teaching profession in England: Views from inside and outside the profession / L. Hargreaves [et al.]. Final Report of the Teacher Status Project; DfES. 2007. URL: https://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDownload/RR831B.pdf (дата обращения: 13.04.2018).
12.Buckler A. Quality teaching in rural Sub-Saharan Africa: Different perspectives, values and capabilities // International Journal of Educational Development. 2015. Vol. 40. Pp. 126–133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.10.008
13.Piyaman P., Hallinger P., Viseshsiri P. Addressing the achievement gap: Exploring principal leadership and teacher professional learning in urban and rural primary schools in Thailand // Journal of Educational Administration. 2017. Vol. 55, no. 6. Pp. 717–734. DOI: https://doi.org/10.1108/JEA-12-2016-0142
14.Шакурова А. В. Роль традиционных ценностей в формировании профессиональной идентичности современных учителей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 3 (1). С. 103–111. URL: http://vestnik43.ru/vggu-arhiv-jurnala (дата обращения: 13.04.2018).
15.Головчин М. А., Соловьева М. Ю. Социальное самочувствие учителей в период реформ в системе образования (на примере г. Вологды) // Регионология. 2017. №4. С. 588–609. URL: http://regionsar.ru/ru/node/1638 (дата обращения: 13.04.2018).
16.Русских Л. В. Социальное самочувствие учителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15, № 2. С. 107–109. URL: https://vestnik.susu.ru/humanities/article/view/3169 (дата обращения: 13.04.2018).
17.Смирнова И. Н., Смирнова А. А. Особенности социального самочувствия провинциальной учительской интеллигенции в начале XXI века // Интеллигенция и мир. 2016. № 3. С. 33–55. URL: http://ivanovo.ac.ru/about_the_university/science/magazines/intelligents... (дата обращения: 13.04.2018).
18.Фадеева И. М., Федосеева М. В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. 2015. № 6. С. 153–163. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.6.09
19.Чугуенко В. М., Бобкова Е. М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 15–23. URL: www.isras.ru/socis_2013_01.html (дата обращения: 13.04.2018).
20.Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 50–55. URL: http://www.isras.ru/socis_2000_12.html (дата обращения: 13.04.2018).
Поступила 17.05.2018; принята к публикации 25.06.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.
Об авторах:
Полутин Сергей Викторович, директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г.Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, polutin.sergei@yandex.ru
Фадеева Ирина Михайловна, директор ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Б. Хмельниц кого, д. 39а), доктор социологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1709-9970, fadeeva5@yandex.ru
Шумкова Наталья Викторовна, заместитель директора по науке НИИ ре- гионологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2330-0028, niiregion@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Полутин Сергей Викторович – научное руководство; разработка методологии; критический анализ и доработка текста.
Фадеева Ирина Михайловна – формулирование проблемы, научной новизны, теоретической и практической значимости; выявление и анализ проблем в сфере российского образования.
Шумкова Наталья Викторовна – анализ литературы по проблеме исследования; сбор и обработка данных; подготовка начального варианта текста.
Для цитирования:
Полутин С. В., Фадеева И. М., Шумкова Н. В. Изучение динамики социального и профессионального самочувствия учителей Республики Мордовия // Регионология. 2018. Т. 26, № 3. С. 558–577. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.104.026.201803.558-577
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная