О. В. Смоланова. Индикативный анализ бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований регион

О. В. СМОЛАНОВА

ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА

СМОЛАНОВА Оксана Владимировна, аспирант кафедры статистики Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: муниципальное образование, бюджетно-налоговая безопасность, угроза, индикаторы бюджетно-налоговой безопасности, пороговые значения, интегральный показатель

Key words: municipal entity, budget and tax security, threat, budget and tax security indicators, authority ratio, integral index

В условиях экономического кризиса в России сократились доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что отразилось на бюджетно-налоговой безопасности (БНБ) территорий, особенно муниципальных образований (МО). В связи с этим актуализируется вопрос о надежности формирования и использования фонда денежных средств для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления. Это обусловливает необходимость разработки системы индикаторов, позволяющих оперативно оценить БНБ МО.

В исследованиях отечественных экономистов проблемы БНБ освещены на макроуровне. На уровне МО исследования носят эпизодический характер, блок угроз не определен, индикаторы БНБ МО не представлены. Вместе с тем местные бюджеты являются самыми многочисленными. Будучи низовым звеном бюджетной системы государства, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависят прочность и надежность всей системы.

Анализ имеющихся подходов к трактовке категорий экономической и финансовой безопасности1 позволяет дать следующее определение БНБ на уровне МО. Бюджетно-налоговая безопасность муниципальных образований — это совокупность внутренних и внешних условий, благоприятных для формирования и эффективного использования бюджетно-налоговых ресурсов МО, необходимых для обеспечения нужд муниципалитета и населения, при соответствующем контроле над их формированием и расходованием.

Угроза БНБ МО представляет собой совокупность условий, факторов и процессов, создающих асимметрию финансовых ресурсов и потребности в них для осуществления социально-экономической политики муниципалитета, нарушающих финансовую самостоятельность и критические значения показателей БНБ. К основным угрозам БНБ МО относятся изменения в бюджетном и налоговом законодательстве, сокращение муниципальной собственности, дифференциация МО по уровню социально-экономического развития и обеспеченности собственными доходами местных бюджетов, уклонение от уплаты налогов, наличие значительных финансовых обязательств у МО.

Основными интересами МО являются обеспеченность собственными средствами и непосредственное участие в развитии своего района. С учетом этого количественную оценку уровня БНБ МО следует производить на основе предложенных ниже индикаторов, анализа их динамики и тенденций (табл. 1). Важно отметить, что выбор индикаторов, которые, по нашему мнению, наиболее объективно и точно отражают существующее положение местных бюджетов, осуществлялся на основе анализа значительного объема эмпирического материала.

Таблицы доступны в полной PDF - версии журнала.

В результате сопоставления уровня индикаторов и их пороговых значений делаем вывод о том, что по большинству индикаторов МО находятся в зоне опасности. Так, в период 2006—2010 гг. фактические значения по таким показателям, как доля собственных доходов в совокупных доходах (z2) и обеспечение расходов по социальным статьям собственными доходами (z5), более чем наполовину от общего количества МО республики превышают пороговые значения. Таким образом, наибольшую опасность для БНБ МО РМ представляют недостаточность собственных бюджетных средств и неспособность МО обеспечить расходы по социальным статьям за счет собственных средств.

Для получения обобщенных характеристик БНБ МО РМ осуществлена интегральная рейтинговая оценка. В исследованиях и прикладных разработках применяются четыре основных метода интегрирования числовых значений частных показателей. Это методы по сумме мест, многомерных средних, «Паттерн», расстояний2. Обобщающие характеристики, построенные с помощью метода многомерных средних на основе качественного анализа и с учетом объективно существующих корреляционных связей исходных показателей, позволяют снизить размерность факторного пространства, сохранив основную информацию об исследуемом объекте, и преодолеть трудности интерпретации, связанные с формальным подходом к агрегированию. Поскольку исходные признаки, сгруппированные с целью построения обобщающих, имеют различные единицы измерения и неодинаковую значимость, построение обобщающих показателей обусловливает необходимость решения задач стандартизации исходных переменных. Такие преобразования не меняют соотношений между элементами совокупности и позволяют привести показатели группы к общей единице измерения. Наиболее широкое распространение получил способ стандартизации путем отнесения отклонений индивидуальных значений показателя от среднего по совокупности к среднеквадратическому отклонению. Агрегирование исходной статистической информации сводится к замене определенных в процессе качественного анализа стандартизированных показателей укрупненным фактором, который представляет собой простую арифметическую среднюю.

Таким образом, в результате свертывания исходных значений индикаторов мы получили интегральный показатель уровня БНБ. Пороговые значения интегрального показателя рассчитаны аналогичным способом, что и пороговые значения частных индикаторов БНБ. Классификации МО РМ по уровню интегрального показателя БНБ представлена в табл. 3.

В результате классификации МО по интегральным индикаторам БНБ можно сделать вывод о том, что за исследуемый период более половины МО РМ имеют небезопасный уровень состояния бюджета. При этом можно отметить в 2008 г. сокращение количества районов с низкой степенью безопасности и, соответственно, увеличение районов с высокой степенью безопасности, однако уже 2009 г. ситуация вновь стала неблагоприятной в связи с последствиями экономического кризиса. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество МО РМ, имеющих небезопасный уровень состояния бюджета, сократилось, однако по-прежнему их количество велико.

Отметим, что Рузаевский и Чамзинский районы, а также ГО Саранск в течение исследуемого периода имели высокий уровень безопасности бюджетов, а в Большеберезниковском районе, напротив, сохраняется весьма напряженная ситуация в сфере управления бюджетом и обеспеченности собственными средствами, что требует незамедлительных мер по повышению безопасности местного бюджета.

Таблицы доступны в полной PDF - версии журнала.

Разработанные теоретические и методические положения могут служить основой для совершенствования информационного и методического обеспечения оценки уровней и типов БНБ МО. Практическое применение результатов исследования может способствовать выработке дифференцированной финансовой политики по отношению к различным МО региона.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5—6; Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2000; Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 99; Экономическая безопасность / под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998; Тамбовцев В.Л. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 46.

2 См.: Региональная статистика: учеб. пособие. Самара, 1999. 384 с.; Сажин Ю.В., Ивенин Е.Н. Многомерный анализ структуры и взаимосвязей технико-экономических показателей. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. 130 с.

Поступила 10.06.11.