Е. В. Настюшкина. Уровень информатизации территориальных налоговых органов и практика применения информационных технологий в их деятельности

E. В. НАСТЮШКИНА

УРОВЕНЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАСТЮШКИНА Елена Васильевна, аспирант кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: регион, информация, налоговые органы, информатизация, автоматизация, технологии, модернизация, данные, обработка, качество, система

Аннотация. В статье рассматривается переход на новую ступень развития информационных технологий в деятельности территориальных налоговых органов на примере Республики Мордовия. Охарактеризовано современное состояние процессов информатизации и модернизации налоговых органов региона, даны рекомендации по их совершенствованию.

Реферат. Введение: переход на новую ступень развития информационных технологий в деятельности территориальных налоговых органов, в частности в Республике Мордовия, является актуальным направлением их модернизации. Автоматизация рабочих процессов позволяет значительно упростить работу налоговых органов в части оптимизации трудоемкости рабочих процессов, внутреннего контроля, открытости работы, комплексного использования информации.

Материалы и методы: для обработки результатов исследования изучены теоретические основы процессов информатизации и модернизации налоговых органов. В ходе анализа использовались экономико-статистические и общелогические методы.

Результаты исследования: дан анализ динамики удельного веса налогоплательщиков, состоящих на учете в Республике Мордовия. Выявлено, что внедрение различных программно-информационных комплексов и технологий способствует повышению эффективности контрольной работы налоговых органов и всей налоговой системы региона.

Обсуждение и заключения: дана характеристика уровня информационного обеспечения деятельности налоговых органов Республики Мордовия. Сделан вывод о том, что на современном этапе развития информационных и инновационных технологий деятельность налоговых органов переходит

на новую ступень развития. Поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация как главный фактор налогового администрирования.

Автоматизация процессов налогообложения — это необходимое условие организации эффективных налоговых отношений. Уровень автоматизации технологического процесса, т. е. использование инновационных инструментов в процессе функционирования налоговых органов, характеризует эффективность их работы.

В современных условиях способность хранить, быстро найти и проанализировать необходимую информацию о налогоплательщике и проведенных в отношении него мероприятий налогового контроля становится первоочередной задачей. Поэтому дальнейшее совершенствование налогового контроля в налоговых органах невозможно без расширения информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания информационных технологий в налоговых органах и управления ими1.

Для увеличения объема бесплатных услуг, организации налогового контроля, улучшения качества обслуживания налогоплательщиков налоговые органы Республики Мордовия активно используют различные достижения в области информационных технологий.

Одна из информационных основ функционирования налоговых органов — регистрация и учет налогоплательщиков. Имеющаяся база данных постоянно уточняется и дополняется. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть сведения о количестве налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах республики (рисунок).

Анализ представленных на рисунке данных свидетельствует об устойчивой тенденции роста налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах Мордовии. В 2011 г. на учете состояла 13 481 организация, что на 1 000 организаций (7,4 %) больше, чем в 2010 г. В 2012 г. количество налогоплательщиков (юридических лиц) увеличилось на 214 организаций (1,6 %), в 2013 г. — на 224 (1,6 %), в 2014 г. — на 372 (2,6 %). Увеличение обусловлено проводимыми инспекцией мероприятиями в отношении незарегистрированных организаций.

Рисунок. Динамика показателей количества налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах Республики Мордовия, ед. на 1 января года2

Следует отметить сокращение состоящих на учете индивидуальных предпринимателей к 2015 г. по сравнению с уровнем к 2011 г. (рисунок). Сложившаяся ситуация объясняется проведением в республике широкомасштабной акции по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок и предпринимателей, представляющих нулевую отчетность, а также связана с ростом страховых взносов.

В настоящее время объемы поступающей информации стремительно увеличиваются, возможности налоговой службы по централизованному хранению, обработке информации и своевременному доступу к ней требуют постоянного совершенствования. Средства электронной связи открывают все новые возможности для взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями в электронном виде3.

В основе информационной поддержки деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (УФНС России по РМ) лежит АИС «Налог», которая обеспечивает автоматизированный сбор, учет, обработку, обобщение, анализ налоговой информации и поддержку принятия решений в налоговых процессах.

АИС «Налог» — это многоуровневая система обработки налоговой информации, которая включает следующие составные части: корпоративные информационные системы типовых узлов местного уровня, систему обеспечения информационной безопасности (распределение прав доступа пользователей на сервере, антивирусное обеспечение), систему мониторинга и управления (осуществляется в административной части данной системы), систему телекоммуникаций — сдача налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиками через Интернет, телемосты между ФНС и инспекциями4.

Важным условием функционирования модернизированной инспекции местного уровня является наличие современной системы электронной обработки данных (ЭОД). Полученные первичные данные о налогоплательщиках, их налоговых начислениях и платежах формируют информационные базы местного уровня и обеспечивают к ним дальнейший доступ в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа. Информационное обслуживание и инструментальная поддержка функциональных подразделений системой ЭОД обеспечиваются функционированием в подразделениях соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМ)5.

Функциональная ориентация АРМ направлена на прием и регистрацию налоговой информации, ее дальнейшую обработку, анализ и прогнозирование, а также на информационное обслуживание, принятие управленческих решений, выпуск налоговых документов и администрирование. В настоящее время существует такое понятие, как «Досье налогоплательщика», задачей которого является создание банка данных о налогоплательщиках. Вся имеющаяся информация статистического и аналитического характера, в частности вся сигнальная информация по налогоплательщику, накапливается в электронном виде. Особое внимание в «Досье налогоплательщика» отводится фактам нарушений налогового законодательства.

К функциональным возможностям ЭОД относятся: ввод данных по государственной регистрации юридических лиц (формируется ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (формируется ЕГРИП), физических лиц с присвоением ИНН; прием налоговых деклараций, который служит основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджетную систему России, представленных на бумажных и электронных носителях; прием заявлений налогоплательщиков по использованию отдельных систем налогообложения, регистрации объектов налогообложения; подготовка документов, представленных на бумажных носителях, в том числе с сопровождением на электронных носителях записи, для передачи на ввод в отдел ввода и обработки данных; формирование и подготовка документов при проведении сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам; работа с платежными документами, поступившими в электронном виде из органов федерального казначейства и органов, исполняющих бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, и др.

Система ЭОД способствует освобождению налоговых инспекторов от большого объема механической работы. Больше времени уделяется информационному обслуживанию налогоплательщиков.

Основными направлениями развития системы ЭОД являются: совершенствование системы представления налоговой отчетности в электронном виде, реализация эффективного межведомственного обмена данными, организация бесперебойного информационного взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Использование ЭОД способствует росту поступлений налогов и сборов и в целом увеличению эффективности работы налоговых органов6.

Вместе с тем практика применения системы ЭОД выявила ряд недостатков, с которыми сталкиваются ее пользователи: громоздкость и сложность системы; слишком частые обновления системы, требующие тщательного их изучения; несоответствие обновленной программы требованиям действующего законодательства; отсутствие возможности у рядового инспектора узнать полную информацию о налогоплательщике, состоящем на учете в данной инспекции7.

В рамках основного направления работы по повышению налогового контроля, качества обслуживания налогоплательщиков и совершенствования информационного взаимодействия с гражданами ФНС принято решение о возможности авторизации в сервисе с помощью электронной подписи на всей территории России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с использованием электронной подписи (ЭП) и универсальной электронной карты (УЭК)8. После того как произошла авторизация, пользователю предлагается задать пароль, после чего вход в сервис может осуществляться с использованием как ЭП/УЭК, так и логина и пароля.

Преимуществом сервиса для налогоплательщиков (физических лиц), зарегистрировавшихся в сервисе с помощью ЭП/УЭК, является возможность не посещать налоговую инспекцию, тем самым происходит экономия личного времени налогоплательщика. Эта электронная услуга помогает получать информацию об объектах движимого и недвижимого имущества, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат или задолженности. Также ее пользователи скачивают программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц, просматривают сведения о своих персональных данных, имеющихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и др.9 Внедрение современных информационных технологий по стандартизации и автоматизации процедур налогового контроля облегчает взаимодействие с налогоплательщиками. Кроме того, ФНС заимствует опыт, который накопили налоговые службы развитых стран, и активно внедряет его в свою работу.

Не менее интересный информационный инструмент — информационная система «Комплексные сведения о налогоплательщиках» (ИС «КСНП»). Она используется налоговыми органами для оперативного получения информации о компании, ее контрагентах и аффилированных лицах. Основным источником информации являются сведения, предоставляемые на этапе регистрации, внесений изменений в учредительные документы и сдаче отчетности. Они позволяют значительно сузить круг контрагентов, по которым необходимо провести проверку, а также выявить ряд признаков налоговых схем внутри группы взаимозависимых компаний или схем с участием однодневок. В целом ИС «КСНП» — это мощный инструмент в руках налоговиков для предпроверочного анализа10.

Другая информационная система, о которой следует сказать, — это «САИ-В». Ее основными функциями являются автоматический сбор и оценка информации, поступающей от внешних источников (третьих лиц). Третьи лица — это правоохранительные органы, регистрирующие органы и любые физические лица11.

Перечисленные системы увеличивают информационную базу и достоверность сведений о дальнейшей проверке налогоплательщиков, необходимых при осуществлении налогового контроля.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют единые показатели, благодаря которым можно было бы оценить эффективность использования информационных технологий в деятельности налоговых органов. Большое значение в дополнительном информационном обеспечении налоговых органов имеют справочно-правовая система «КонсультантПлюс» и информационно-правовой портал ГАРАНТ, содержащие законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, инструктивным и методическим материалам и т. д.

Основным видом деятельности УФНС России по РМ является осуществление контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков, а также контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствующий бюджет.

С 2 февраля 2011 г. состоялась презентация новой системы электронной обработки данных АИС «Налог 3»12. Основу этого новейшего программного обеспечения составляет создание централизованной вычислительной инфраструктуры с большой пропускной способностью. Система обеспечивает функционирование устойчивых каналов связи и единого федерального хранилища данных, содержащего юридически верную, полную и актуальную информацию для обеспечения налогового администрирования, налогового контроля, информационной поддержки налоговых инспекторов, и создает условия для качественного обслуживания налогоплательщиков. Этот электронный комплекс сможет полностью обеспечить автоматизацию процессов внутреннего делопроизводства в ФНС, высокую управляемость службы, существенно повысит контрольную функцию ФНС, а также создаст единую информационную среду налоговых органов13. Добавим, что запуск проекта планировался в 2014 г., но из-за сложностей с промышленной эксплуатацией отложен. На территории Республики Мордовия налоговые инспекторы уже прошли обучение по использованию нового программного обеспечения.

Внедрение указанной программы осуществлено в центральном аппарате ФНС. В налоговых службах субъектов Федерации она используется частично (передаются некоторые данные в отдел информатизации ФНС), а инспекторы, осуществляющие свои функции, в программе АИС «Налог 3» пока не работают.

Планируется создание единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и должен объединить и вобрать все имеющиеся информационные ресурсы не только контрольного управления — ВНП-отбор, предпроверочный анализ, досье рисков и др., но и информационные ресурсы аналитического управления — Анализ СОИ (налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля — АСК НДС (автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования — Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках). Цель такого объединения — создание единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, камеральных налоговых проверок, а также планирования и осуществления выездных налоговых проверок.

Налоговые инспекции республики оснащены информационными и дистанционными технологиями и сервисами, которыми активно пользуются налогоплательщики, что облегчает работу и экономит время налоговых инспекторов.

Внедряемые ФНС информационные системы позволяют осуществлять не только взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами, но и усиливать налоговый контроль за организацией и проведением камеральных и выездных налоговых проверок в налоговых органах. Запуск мощных информационных систем и компьютерных программ — очередной шаг на пути повышения качества налогового администрирования.

Автоматизация налоговых процессов происходит за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок, а также внедрению различных онлайн-сервисов; способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов УФНС России по РМ. Времена низкой квалификации сотрудников налоговых и их технической отсталости уходят в прошлое. Теперь остаться вне поля зрения налоговых органов станет на порядок сложнее, чем прежде, как и избежать проверок14.

Таким образом, информационные и инновационные технологии на современном этапе деятельности налоговых органов переходят на новую ступень развития. Автоматизация рабочих процессов позволяет значительно упростить работу налоговых органов в части оптимизации трудоемкости рабочих процессов, внутреннего контроля, открытости работы, комплексного использования информации. Благодаря внедрению различных программно-информационных комплексов и технологий происходит постоянное повышение эффективности контрольной работы налоговых органов и всей налоговой системы. Реализация указанных мероприятий в настоящее время невозможна без использования информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация как ключевой фактор налогового администрирования15.

ПРИМЕЧАНИЯ

1    См.: Для повышения качества налогового администрирования необходима комплексная модернизация налоговой службы (интервью с М.В. Мишустиным, руководителем ФНС России) // Рос. налоговый курьер. 2010. № 22. С. 5—9.

2    См.: Основные итоги работы УФНС России по субъектам Приволжского федерального округа. М.: Информстат, 2015. С. 84—101.

3    См.: Толкачев О.А. Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 330—333. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22318632 (дата обращения: 10.01.2016).

4    См.: Андрющенко C.H. Модернизация налоговых органов: что сделано или результаты за два года // Рос. налоговый курьер. 2012. № 23. С. 35—36.

5    См.: Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: моногр. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 54—60.

6    См.: Жукова Л.Е. О подходе к оценке социально-экономической эффективности использования информационных технологий в налоговых органах // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. С. 11—14. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=12849447 (дата обращения: 10.01.2016).

7    Там же.

8    См.: Д.В. Вольвач: «Благодаря использованию онлайн-сервиса “Личный кабинет налогоплательщика” уже погашена задолженность по налогам в региональные и местные бюджеты в целом по России на сумму около 1 млрд. руб.». URL: http://www.rnk.ru/article/144983-d-v-volvach-blagodarya-ispolzovaniyu-onlayn-servisa-lichnyy-kabinet-nalogoplatelshchika (дата обращения: 13.11.2015).

9    См.: В.Г. Колесников: «Улучшение обслуживания налогоплательщиков и расширение сферы предоставляемых услуг должно происходить при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей». URL: http://www.rnk.ru/article/144975-v-g-kolesnikov-uluchshenie-obslujivaniya-nalogoplatelshchikov-i-rasshirenie-sfery (дата обращения: 13.11.2015).

10    См.: Хашева З.М., Серпков Ю.В. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России / / Науч. вестн. Южного ин-та менеджмента. 2014. № 1. С. 86—91. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21955606 (дата обращения: 21.12.2015).

11    См.: Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. С. 45—51.

12    См.: Проект модернизации налоговых органов АИС «Налог 3». URL: http://en.ppt-online.org/10658 (дата обращения: 10.02.2016).

13    См.: Налоговый вестник. URL: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail. php?ID=33559 (дата обращения: 10.02.2016).

14    См.: Чухнина Г.Я. Сущность и роль автоматизированных информационных технологий в системе налогового контроля // Академ. вестн. 2014. № 1. С. 140—147. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21389601 (дата обращения: 10.02.2016).

15    См.: Горбенко А.О., Мамасуев А.В. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие. М.: Курс: ИНФРА-М, 2014. С. 60—64.

E. V. NASTYUSHKINA. THE LEVEL OF INFORMATIZATION IN TERRITORIAL TAX AUTHORITIES AND THE PRACTICE OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THEIR ACTIVITIES

Key words: region, information, tax authorities, informatization, automation, technologies, modernization, data, processing, quality, system

Abstract. The paper discusses the transition to a new stage of development of information technologies in the activities of territorial tax authorities exemplified by the case of the Republic of Mordovia. The current state of the processes of informatization and modernization of the tax authorities in this region is described; recommendations for their improvement are given.

Synopsis. Introduction: the transition to a new stage of development of information technologies in the activities of the territorial tax authorities, in particular in the Republic of Mordovia, is an important way of modernization. Workflow automation allows to significantly simplify the work of tax authorities in order to optimize the complexity of workflows and internal control, the transparency of work, and the comprehensive use of information.

Materials and Methods: to process the results of the research, the theoretical foundations of the processes of informatization and modernization of the tax authorities were studied. In the analysis, economic and statistical, as well as general logical methods were used.

Results: an analysis of the evolution of the share of taxpayers registered in the Republic of Mordovia is given. It is revealed that introduction of various software and information systems and technologies contributes to the efficiency of the control work of the tax authorities and the entire tax system of the region.

Discussion and Conclusions: description of the level of information support of activities of the tax authorities in the Republic of Mordovia is given. It is concluded that at the present stage of development of the information and innovation technologies, activities of the tax authorities are entering a new stage of development. Therefore, the main area of the modernization process of the tax authorities is their informatization as the main factor of tax administration.

REFERENCES

1    Dlja povyshenija kachestva nalogovogo administrirovanija neobhodima kompleksnaja modernizacija nalogovoj sluzhby (interv’ju s M.V. Mishustinym, rukovoditelem FNS Rossii) [To improve the quality of tax administration will require a comprehensive modernization of the tax service]. Rossijskij nalogovyj kur’er = Russian tax courier. 2010; 22:5—9.

2    Osnovnye itogi raboty UFNS Rossii po subektam Privolzhskogo feder-alnogo okruga [Highlights of the Federal Tax Service of Russia for the subjects of the Volga Federal District]. Moscow: Informstat Publ.; 2015.

3    Tolkachev OA. Nalogovoe administrirovanie kak sovremennyj jetap nalogovoj reformy [Tax administration as a modern stage of the tax reform]. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2014; 17:330—333. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=22318632 (accessed 10.01.2016). (In Russ.)

4    Andrjushhenko CN. Modernizacija nalogovyh organov: chto sdelano ili rezul’taty za dva goda [The modernization of the tax authorities: that is done or the results of two years]. Rossijskij nalogovyj kur’er = Russian tax courier. 2012; 23:35—36.

5    Mishustin MV. Informacionno-tehnologicheskie osnovy gosudar-stvennogo nalogovogo administrirovanija v Rossii [Informational and technological foundations of the state tax administration in Russia]. Moscow: Unity-Dana Publ.; 2005.

6    Zhukova LE. O podhode k ocenke social’no-jekonomicheskoj jeffektiv-nosti ispol’zovanija informacionnyh tehnologij v nalogovyh organah [About the approach to an estimation of social and economic efficiency of use of information technologies in Internal Revenues]. Audit i finansovyj analiz =Audit and Financial Analysis. 2009; 3:11—14. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=12849447 (accessed 10.01.2016). (In Russ.)

7    Ibid.

8    DV. Vol’vach:    «Blagodarja ispol’zovaniju onlajn-servisa “Lichnyj

kabinet nalogoplatel’shhika” uzhe pogashena zadolzhennost’ po nalogam v regionalnye i mestnye bjudzhety v celom po Rossii na summu okolo 1 mlrd. rub.» [“By using the online service “Personal Taxpayer cabinet” has paid taxes payable in regional and local budgets in the whole of Russia in the amount of about 1 billion rubles”]. Available from: http://www.rnk.ru/ article/144983-d-v-volvach-blagodarya-ispolzovaniyu-onlayn-servisa-lichnyy-kabinet-nalogoplatelshchika (accessed 13.11.2015). (In Russ.)

9    VG. Kolesnikov:    «Uluchshenie obsluzhivanija nalogoplatel’shhikov i

rasshirenie sfery predostavljaemyh uslug dolzhno proishodit’ pri odno-vremennom uproshhenii ispolnenija nalogovyh objazannostej» [“Improving taxpayer service and expanding the scope of services provided should occur while simplifying tax obligations fulfillment”]. Available from: http://www.rnk.ru/article/144975-v-g-kolesnikov-uluchshenie-obslujivaniya-nalogoplatelshchikov-i-rasshirenie-sfery (accessed 13.11.2015). (In Russ.)

10    Khasheva ZM, Serpkov YV. Vnedrenie peredovyh informacionnyh tehnologij v nalogovyh organah Rossii [The introduction of advanced information technologies in the Russian Tax]. Nauchnyj vestnik Juzhnogo instituta menedzhmenta = Scientific Bulletin of Uzhny Institute of Management. 2014; 1:86—91. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id = 21955606 (accessed 21.12.2015). (In Russ.)

11    See reference number 5 in the list of References.

12    Proekt modernizacii nalogovyh organov AIS «Nalog 3» [The project of modernization of the tax authorities of the AIS «Tax 3»]. Available from: http://en.ppt-online.org/10658 (accessed 10.02.2016). (In Russ.)

13    Nalogovyj vestnik [Tax messenger]. Available from: http://www.nalvest. ru/nv-articles/detail.php?ID=33559 (accessed 10.02.2016). (In Russ.)

14    Tuchnina GY. Sushhnost’ i rol’ avtomatizirovannyh informacionnyh tehnologij v sisteme nalogovogo kontrolja [The essence and role of the automated information technologies in the system of tax]. Akademicheskij vestnik = Academic Bulletin. 2014; 1:140—147. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=21389601 (accessed 10.02.2016). (In Russ.)

15    Gorbenko AO, Mamasuev AV. Informacionnye tehnologii v nalogoob-lozhenii [Information technologies in the taxation]. Moscow: Kurs: INFRA-M; 2014.

NASTYUSHKINA Elena Vasilievna, Postgraduate at the Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Поступила 15.02.2016.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная