В. Г. Сеидов. Место и роль средств массовой информации и коммуникации в системе международных отношений

В. Г. СЕИДОВ

МЕСТО И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СЕИДОВ Вадим Гаджиевич, профессор кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России, кандидат исторических наук (г. Москва).

© Сеидов В. Г., 2016

Ключевые слова: средства массовой информации (СМИ), средства массовой коммуникации (СМК), международные отношения

Аннотация. В статье рассмотрены функции СМИ и СМК, выполняемые в системе международных отношений. Дан анализ понятия международных отношений, СМИ в политологическом смысле. Прослежены тенденции изменения функций СМИ и СМК от средства обмена информацией до субъекта мировой политики. Показаны предпосылки того, каким образом появление интернет-технологий привело к усилению воздействия на участников международных отношений в плане реализации региональных и глобальных геополитических целей.

Реферат. Введение: в системе современных международных отношений значительно усилилась роль СМИ и СМК. Эта проблема весьма актуальна, так как в настоящее время существуют различные классификации функций СМИ и СМК. Необходимо проанализировать эти функции как важного актора международных отношений в условиях современной реструктуризации и функциональной трансформации после распада биполярного мирового порядка.

Материалы и методы: для обработки результатов использовался метод теоретического исследования с применением системного подхода. Дан вторичный анализ результатов, представленных политологами по вопросам роли СМИ и СМК в современных международных отношениях в условиях перехода к многополярному миру.

Результаты исследования: анализ результатов политических исследований позволил дать развернутую характеристику функций СМИ и СМК в современных международных отношениях.

Обсуждение и заключения: в результате обобщения различных классификаций функций современных СМИ и СМК в международных отношениях выявлены тенденции к появлению новых функций, нетрадиционных для прежних СМИ (не только информирование и социализация, но и мотивация, интеграция). Сделан вывод о том, что прогресс в области информационных технологий делает СМИ и СМК быстро доступным социальным институтом, направленным на выражение идей, мнений и взглядов по поводу внутри-и внешнеполитических решений.

После распада биполярного мира все направления международных отношений претерпевают существенные изменения. В настоящее время складывающуюся мировую политическую систему характеризуют как «многополярный», «мультипо-лярный», «многополюсный мир» и т. д.

По сути современные международные отношения — это система связей и взаимодействий в сфере политики, экономики, социальной жизни, культуры, права, военного дела, которые возникают между различными субъектами мирового сообщества. В условиях сложной международной ситуации особую значимость приобретает деятельность международных организаций, функции которых направлены на урегулирование международных отношений в различных сферах. Однако отправной точкой любых связей и отношений с внешним миром выступают интересы государства или их групп, союзов. Поэтому любая оценка международной ситуации должна осуществляться с учетом анализа субъекта, характера и линии развития интересов того или иного государства. В частности, в Концепции внешней политики Российской Федерации утверждается, что «экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы»1. Реальность показывает, что пути и способы реализации экономических интересов не всегда соответствуют декларируемым положениям международного права. Это, с одной стороны, бросает тень на репутацию международных организаций, с другой — вселяет недоверие и волюнтаризм в международные отношения. Ряд участников международных отношений (кроме государств) пополняется и новыми акторами. Это транснациональные корпорации, финансовые и экономические структуры, международные неправительственные организации и т. д. Такое положение вещей в той или иной мере создает почву для взглядов, согласно которым «лидерство государств на мировой арене, имевшее ранее ключевое значение, делается сегодня в какой-то степени “призрачным”, поскольку становится все менее однозначным: с одной стороны, областей, в которых возможно лидерство, оказывается больше, соответственно, и стран-лидеров — больше, так как сложно одному государству охватить все области. С другой стороны, ряд стран в виде ресурса начинают использовать несистемное поведение и в этом смысле становятся “лидерами”. Все это — дополнительная аргументация в пользу того, что проблема полярности и лидерства государств, по крайней мере, в том виде, как она существует сейчас, будет все менее актуальной в будущем»2.

В связи со сказанным возрастает роль СМИ в современных международных отношениях. По мнению М. М. Лебедевой, «новыми акторами становятся также и “глобальные” СМИ, которые ориентированы на аудиторию, разбросанную по всему миру, прежде всего англоязычную. “Глобальные” СМИ способны отбирать и представлять информацию и тем самым влиять на политику государств, а также на определенные группы людей. Особенность СМИ как акторов заключается в сложных сетевых связях, которые они, соперничая и сотрудничая, устанавливают друг с другом, а также с государственными и бизнес-структурами»3.

По политологическому значению СМИ — это в совокупности газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания и т. д. Сущностными особенностями СМИ являются обращенность к массовой аудитории, общедоступность, периодичность, ориентация на определенную аудиторию, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое или организационное воздействие на мнение и поведение человека4. Следует добавить, что СМИ представляют собой систему сложного комплекса операций с информацией, направленную на сообщение ее через печатные, технические, мультимедийные и другие формы населению. Кроме того, СМИ поддерживают коммуникацию между социокультурными и политическими субъектами и способствуют формированию, изменению и развитию общественного мнения. С этой точки зрения роль СМИ в политике очевидна.

Наряду со СМИ в научный оборот введено понятие СМК, которое получило дефиницию во многих исследовательских работах. Например, Ю. А. Шерковин трактует СМК как «систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического и организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей»5.

С точки зрения методологического анализа понятий СМИ и СМК следует отметить, что второе по содержанию шире, чем первое. Следовательно, это близкие, но не тождественные понятия. Под СМК преимущественно подразумеваются те формы, каналы, средства, методы и направления передачи информации, которые имеют официальный статус согласно государственной юрисдикции. Кроме того, СМК включают технико-технологическую составляющую и инфраструктуру информационной среды.

В современном обществе СМИ и СМК почти неразделимы и выполняют взаимодополняющие функции. Разумеется, они являются важными атрибутами демократии для максимального обеспечения свободы слова, взглядов и самовыражения людей и социальных субъектов.

Г. Д. Лассуэлл выделяет три основные функции СМК: наблюдение за окружающей средой; соотнесение, взаимодействие различных частей общества в ответ на события, происходящие в окружающей среде; передачу социального наследия от одного поколения к следующему. По его мнению, эти функции осуществляется разными группами специалистов и первое место среди них занимают деятели сфер международных отношений6. Ч. Р. Миллс к этим функциям добавил развлекательную7.

В результате дальнейших исследований в области социальной теории коммуникации сформировались более или менее структурированные классификации функций СМИ. Обобщая их, можно выделить основные задачи: информирование, социализация, мотивация, проведение дискуссий, просвещение, пропаганда культуры, развлечение, интеграция.

В условиях активного развития информационных технологий потенциал СМИ усиливается, что расширяет возможности широкого распространения политических взглядов. Этому процессу способствует конституционное право человека на свободу мысли и выражения их (мыслей) с помощью СМИ.

Современные СМИ — это не только проводник информации международного уровня, но и самостоятельный субъект системы международных отношений. В. В. Фокина перечисляет функции СМИ как субъекта мировой политики: информирование внутренней и внешней общественности; манипулирование и убеждение граждан (формирование стереотипов, распространение идеологии, в некоторых случаях изменение сознания и формирование образа «врага» в лице представителей другого государства или этноса, психологическое воздействие на граждан других стран); социализация и воспитание населения (внедрение этнокультурных образцов поведения, формирование социальной, национальной и классовой идентичности); развлечение аудитории, отвлечение населения от проблем и кризогенных явлений во внутренней и внешней политике; поддержание и регулирование отношений между институтами власти и обществом (в частности, апеллирование к общественному мнению); контроль за правительством, его решениями и действиями; мобилизация населения для решения общественно значимых проблем; прогнозирование и предсказание политических действий властей, в том числе их инициирование и коррекция8.

Оснащенные передовой техникой и технологией свободные СМИ — важный признак открытого демократического общества. Однако, как полагают ученые, новые технологии и изменения в политических системах меняют природу взаимодействия СМИ и государств. Если в 1990-е гг. казалось, что развитие идет в направлении неограниченной свободы получения информации, несмотря на существующие государственные границы, то в начале XXI в. стало ясно, что мир не является местом, где распространение информации свободно от всяких ограничений9. Это и подобные мнения наводят на мысль о том, что права социальных субъектов в данном направлении не всегда соблюдаются.

Современные каналы массовой информации — это не только информационная среда, которая сильно влияет на общественное мнение, но и мощная бизнес-структура. Финансовая мощь СМИ особенно ярко проявляется в деятельности международных медиакорпораций. Они формируют картину мира для жителей планеты, определяя, что именно они смотрят, слушают и читают каждый день. Интересы этих медиаимперий распространяются на каждый вид коммуникации человека: от газет и телеканалов до голливудских киностудий и книжных издательств10. У них огромные финансовые доходы11. СМИ являются необходимой площадкой свободного выражения мнений, они направлены на выражение и отражение позиции их владельцев. Этим во многом объясняются сложности, связанные с реализацией права свободы слова. Именно этим обстоятельством обусловлены противоречащие друг другу трактовки одного и того же события и явления со стороны разных медиаканалов.

Следует отметить, что современная форма СМИ — Интернет — стал мощным информационным орудием в реализации политических интересов. Реальность показывает, что его возможности, особенно социальных сетей, широко используются политическими силами, группами в координации своих действий на международной политической арене. В современной политической литературе и риторике появился даже термин «новые СМИ», означающий Интернет и его инфокоммуникационные функции.

Д. Г. Балуев, Д. И. Каминченко утверждают, что в период так называемой «арабской весны», которая началась с 2011 г., социальные медиа, интернет-блоги сыграли важную роль «в свержениях прежних режимов, прокатившихся по региону, и разжигании общественных беспорядков с целью свергнуть власть прежних режимов. В представлениях обывателей, социальные медиа сыграли важнейшую роль в “арабской весне”, объединяя разрозненные оппозиционные группы и давая им возможность обойти цензуру, которой подвержены традиционные международные средства массовой информации»12.

Интернет — это такое коммуникативное пространство, где информационная деятельность политических партий, сил и групп, наряду с другими видами СМИ, осуществляется в первую очередь. Посетители политических сайтов имеют некие профессиональные потребительские качества и личностные характеристики, обусловливающие выполнение определенной социальной задачи, обладают выраженными особенностями восприятия и переработки информации. В основе разработки контента и структуры политических ресурсов Интернета лежит осознание разработчиком роли «своих» посетителей в коммуникативном процессе в зависимости от наличия у них информационной цели как осознанного образа будущего результата13. Это еще раз подтверждает, что интернет-технологии в настоящее время используются как способ воздействия на участников международных отношений в реализации региональных и глобальных геополитических целей.

Нельзя утверждать, что традиционные формы СМИ и СМК утратили прежнюю позицию в жизни государства и общества. Их ряд пополняется новыми элементами обмена, передачи и обработки информации с уникальными функциональными характеристиками, которыми умело пользуются различные политические силы в качестве политических технологий.

Современная система международных отношений характеризуется длительным и сложным процессом реструктуризации и функциональной трансформации после распада двухполярного мирового порядка. Неоднозначность и сложность международной ситуации продиктована геополитическими амбициями, направленными на максимальное расширение своей зоны влияния. Однако, несмотря на усиливающуюся роль транснациональных, надгосударственных акторов, функция государства как главного субъекта международных отношений остается значимой.

СМК — это инфокоммуникационное пространство с высочайшими передовыми технологиями, которые позволяют удовлетворить возрастающие потребности современного человека в информации. Однако, на наш взгляд, главенствующим моментом политического дискурса СМИ все еще выступает формирование общественного мнения и манипулирование сознанием людей. В этом смысле политический дискурс СМИ детерминирован политическим дискурсом власти. Крупные СМИ — это самостоятельные акторы современной системы международных отношений. При анализе вопросов, связанных с их деятельностью, обязательно должен учитываться тот факт, что глобальные медиафеномены являются одним из важных направлений мировой политики. Усиливается роль СМИ в информационном противостоянии мировых политических сил, в котором наблюдается широкая пропаганда идеологических, культурных ценностей для формирования общественного мнения в удобном направлении. Кроме того, прогресс в области информационных технологий делает СМИ быстро доступным социальным институтом, направленным на выражение идей, мнений и взглядов по поводу внутри-и внешнеполитических решений.

В заключение отметим, что финансовая мощь медиакомпаний, холдингов и т. д. выходит далеко за рамки государственных границ. Крупные медиакорпорации имеют больше силы влияния, чем некоторые национальные государства. Эти и другие факторы еще больше увеличивают актуальность вопроса роли СМИ в политическом процессе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1    Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785/ (дата обращения: 01.12.2015).

2    Лебедева М.М. Мировая политика: тенденции развития // Полис. Полит. исслед. 2009. №. 4. С. 79. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12990124 (дата обращения: 01.12.2015).

3    Там же. С. 75.

4    См.: Свитич Л.Г. Миссия журналистики: поле понятий и терминов // Вопр. теории и практики журналистики. 2013. № 1. С. 24. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=19424099 (дата обращения: 05.12.2015).

5    Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация / / Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев,

B. Г. Панов. М.: Сов. Энцикл., 1983. С. 348.

6    Lasswell H.D. The Structureand Function of Communication in Society, The communication of Ideas, Harperand Brother. N. Y., 1948.

7    См.: Миллс Ч.Р. Высокая теория // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М.: ИКСИ АН СССР, 1968. С. 395—424.

8    См.: Фокина В.В. СМИ как акторы мировой политики // Вестн. МГИМО-Ун-та. 2013. № 1. С. 61—65. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18957422 (дата обращения: 05.12.2015).

9    См.: Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образоват. технологии и о-во. 2013. Т. 16. №. 2.

C.    604—616. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19002852 (дата обращения: 18.11.2015).

10    См.: Мировые медиагиганты. URL: http://jpgazeta.ru/konflikty-v-smi-mirovye-mediagiganty (дата обращения: 10.10.2015).

11    Там же.

12    См.: Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Политическая роль «новых» СМИ в ливийском конфликте // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-1. С. 307—313. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17674839 (дата обращения: 18.11.2015).

13    См.: Раскладкина М.К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2006. 30 с. URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/r/ raskladkina_avtoref.pdf (дата обращения: 12.09.2015).

V. G. SEIDOV. THE PLACE AND ROLE OF MASS AND COMMUNICATION MEDIA IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS

Key words: mass media, communication media, international relations

Abstract. The paper considers the functions of mass and communication media imple-mented in the system of international relations. The analysis of the concept of international relations is given, as well as that of the media in terms of political science. Trends in changing the media functions from a means of sharing information to the subject of global politics are detected. The prerequisites of the emergence of the Internet-based technologies are revealed that led to the increased impact on the world arena in terms of achieving regional and global geopolitical goals.

Synopsis. Introduction: the role of mass and communication media in the system of modern international relations has significantly increased. This issue is highly relevant as currently there are several different classifications of functions of the media. It is necessary to examine the functions of this important actor of international relations in the conditions of modern restructuring and functional transformation after the collapse of the bipolar world order.

Materials and Methods: to process the results, the method of theoretical research using a systematic approach was employed. The secondary analysis of the results presented by the political scientists on the role of the media in contemporary international relations in the conditions of transition to the multipolar world is given.

Results: analysis of the results of political studies allowed to give a detailed description of the functions of the media in contemporary international relations.

Discussion and Conclusions: the result of a synthesis of different classifications of the functions of the contemporary media in international relations revealed the tendency: new functions appear which were not characteristic for the media in the past (not only communication and socialization, but also motivation and integration). It is concluded that progress in information technology makes the media a readily accessible social institution, aimed at the expression of ideas, opinions, and views about domestic and foreign policy decisions.

REFERENCES

1    Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii ot 15 ijulja 2008 g. [The President articulated the Russian Federation’s Foreign Policy Concept of 15.07.2008]. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/news/785/ (accessed

01.12.2015). (In Russ.)

2    Lebedeva MM. Mirovaja politika: tendencii razvitija [The World Politics: Tendencies of the Development]. Polis. Politicheskie issledovanija = Polis. Political Studies. 2009. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=12990124 (accessed 01.12.2015). (In Russ.)

3    Ibid.

4    Svititch LG. Missija zhurnalistiki: pole ponjatij i terminov [Mission of Journalism: Field of Notions and Terns]. Voprosy teorii i praktiki zhumalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism. 2013. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19424099 (accessed 05.12.2015). (In Russ.)

5    Sherkovin JuA. Massovaja kommunikacija [The Mass communication]. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar = Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow: Soviet Encyclopedia; 1983.

6    Lasswell HD. The Structureand Function of Communication in Society, The communication of Ideas, Harperand Brother. New York; 1948.

7    Mills ChR. Vysokaja teorija [The high theory]. Strukturno-funkcional’nyj analiz v sovremennoj sociologii = Structural-Functional Analysis in Modern Sociology. Ussue 1. Moscow: IKSI AN SSSR; 1968.

8    Fokina VV. SMI kak aktory mirovoj politiki [Mass media as actors of world politics]. Vestnik MGIMO-Universiteta = Vestnik of MGIMO-University. 2013; 1:61—65. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id = 1895 7422 (accessed 05.12.2015). (In Russ.)

9    Baluev DG. Politicheskaja rol’ social’nyh media kak pole nauchnogo issledovanija [Political role of social media as field of scientific research]. Obrazovatel’nye tehnologii i obshhestvo = Educational Technology & Society. 2013; 16 (2):604—616. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19002852 (accessed 18.11.2015). (In Russ.)

10    Mirovye mediagiganty [Global Media Giant]. Available from: http:// jpgazeta.ru/konflikty-v-smi-mirovye-mediagiganty (accessed 10.10.2015). (In Russ.)

11    Ibid.

12    Baluev DG, Kaminchenko DI. Politicheskaja rol’ «novyh» SMI v livijskom konflikte [Political role of new media in the Libyan conflict]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2012; 2-1:307—313. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17674839 (accessed 18.11.2015). (In Russ.)

13    Raskladkina MK. Internet kak sredstvo organizacii informacionno-politicheskogo prostranstva Rossii [Internet as means of the organization of information and political space of Russia]. Abstract of Ph.D. thesis. St. Petersburg; 2006. Available from: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/r/ raskladkina_avtoref.pdf (accessed 12.09.2015). (In Russ.)

SEIDOV Vadim Gadzhievich, Candidate of Historical Sciences, Professor at the Department of Diplomacy and Consular Service, Diplomatic Academy of the MFA of Russia (Moscow, Russian Federation).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная