Т. М. Дадаева, К. A. Костромкина. Факторы формирования общественного мнения о работе участковых полиции (на примере ГО Саранск)

T. M. ДАДАЕВ А, К. A. КОСТРОМКИНА

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О РАБОТЕ  УЧАСТКОВЫХ ПОЛИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГО САРАНСК)

ДАДАЕВА Татьяна Михайловна, профессор кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук.

КОСТРОМКИНА Кристина Александровна, студентка IV курса направления подготовки бакалавриата «Социология» Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

© Дадаева Т. М., Костромкина К. А., 2016

Ключевые слова: общественное мнение, участковые полиции, социологические данные, органы внутренних дел

Аннотация. На основе анализа социологических данных на примере ГО Саранск в статье рассмотрена проблема формирования отношения населения к деятельности участковых полиции. Выявлены основные факторы, влияющие на общественное мнение горожан о деятельности полиции, уровень безопасности населения. Представлены меры повышения эффективности работы участковых полиции в соответствии с мнениями респондентов. Данные опроса показывают, что деятельность участковых должна быть направлена на сотрудничество с населением.

Реферат. Введение: в настоящее время значительно возросли требования к уполномоченным участковым полиции. Именно на них возложена обязанность обеспечивать законность и правопорядок на доверенном участке, проводить эффективную работу по охране прав и законных интересов граждан, а также по противодействию и упреждению преступности. Важными в этом процессе являются взаимодействие, тесное сотрудничество участковых полиции с гражданами. Неэффективность работы органов внутренних дел во многом определяется отсутствием поддержки и контроля их деятельности со стороны населения. Изучение факторов формирования общественного мнения о работе участковых полиции особенно актуально для организации эффективной работы службы правопорядка.

Материалы и методы: статья базируется на анализе результатов авторского социологического исследования «Отношение горожан к работе участковых полиции» (на примере ГО Саранск), проведенного в апреле 2015 г. В ходе исследования опрошено 112 чел. (45,6 % мужчин и 54,4 % женщин). Обработка первичной информации проводилась при помощи программ Microsoft Office Excel 2003, IBM SPSS Statistics v.11.0. Для анализа данных применялись одномерные и двумерные распределения признаков.

Результаты исследования: анализ эмпирических данных социологического исследования позволил дать полную и развернутую характеристику отношения населения к деятельности полицейских, оценку эффективности их работы, определить степень доверия к ним. В статье представлены выявленные факторы формирования общественного мнения горожан о работе уполномоченных полиции (на примере ГО Саранск).

Обсуждение и заключения: с помощью анкетного опроса выделены основные факторы формирования общественного мнения горожан о деятельности участковых полиции. Сделан вывод о том, что наиболее существенное влияние на уровень доверия к участковому полиции оказывает характер личного знакомства с ним. Горожане в большей мере доверяют тем, кого они знают, даже если не в полной мере удовлетворены их работой. Уровень доверия населения к участковым полиции оценивается частотой обращений к ним по тем или иным причинам. Жители, общавшиеся с участковым полиции лично, в большинстве своем удовлетворены результатом своего обращения. В ходе исследования установлено, что низкий уровень обращений горожан к уполномоченным участковым может быть связан именно с низкой степенью информированности о том, что входит в должностные обязанности участкового, какие меры он должен принимать, а также о том, каковы результаты работы участковых.

Изучение общественного мнения населения о работе участковых полиции играет огромную роль в деле совершенствования и поиска новых эффективных методов их деятельности по охране прав и законных интересов граждан, а также по противодействию и упреждению преступности. Важными в этом процессе являются взаимодействие, тесное сотрудничество участковых полиции с гражданами. Неэффективность работы органов внутренних дел во многом определяется отсутствием поддержки и контроля их деятельности со стороны населения.

Институт уполномоченных участковых полиции является объектом изучения многих исследователей. В работах М. А. Белозерских1, Т. А. Бондаренко2, В. К. Паукова3 и др. рассматривается образ полиции, создание положительного имиджа посредством повышения профессионализма, формирования положительных деятельностных и личностных качеств, стереотипизации восприятия полицейского, что воплощается в атрибутах, знаках, надписях, униформе, привычках, ценностях, качестве, известности и т. д.

Общественное мнение о работе полиции исследовали А. Ю. Абрамов4, В. А. Бурко и О. А. Мальцев5, О. В. Зуева и Е. Н. Васильева6, Ю. Ю. Комлев7, Д. Д. Невирко с соавторами8 и др.

По данным исследований (О. В. Грязновой9, И. Н. Гурви-ча10, В. В. Кожевникова11), основными проблемами, которые волнуют гражданское население в деятельности полиции, выступают: коррумпированность; беззащитность населения перед органами внутренних дел; отсутствие средств контроля со стороны общества за их действиями; оскорбление, грубость и унижение граждан сотрудниками правоохранительных органов; необоснованное применение силы, физическое насилие; незащищенность от преступности; задержание без достаточных оснований; отказ возбуждать уголовное дело; нежелание искать преступников и т. д.

Предлагаемая вниманию читателей статья базируется на анализе результатов нашего социологического исследования «Отношение горожан к работе участковых полиции» (на примере ГО Саранск), проведенного в апреле 2015 г. В ходе исследования опрошено 112 чел. (45,6 % мужчин и 54,4 % женщин). По уровню образования доминируют горожане с высшим образованием (36,8 %), 20,0 % — со средним образованием, 16,0 % — со средним профессиональным и незаконченным высшим, 8,8 % респондентов имеют два и более высших образования, 6,4 % имеют послевузовское образование. По семейному положению респонденты распределились следующим образом: состоят в браке — 53,6 %, холосты (не замужем) — 24,0 %, овдовели — 10,4 %, состоят в разводе — 6,4 %, состоят в гражданском союзе — 4,0 %, проживают раздельно — 1,6 %. Имеют детей 66,4 % опрошенных, у 33,6 % их нет.

Задачи исследования предполагали: выявление основных факторов, определяющих отношение горожан к деятельности участковых полиции; изучение установок респондентов, касающихся работы органов внутренних дел по ГО Саранск в целом, оценок работы участковых полиции, уровня защищенности граждан от преступных посягательств, степени доверия населения и уровня готовности помогать участковым и т. д.

Результаты опроса показали, что деятельность органов внутренних дел ГО Саранск за последний год осталась без изменений (так ответили 43,2 % горожан); 24,8 % опрошенных, посчитали, что она улучшилась, 9,3 % — ухудшилась,

22.4    % затруднились ответить. Положительно оценивают работу своего участкового полиции 33,6 % респондентов (сталкивались с их деятельностью 40,0 % опрошенных), отрицательно — 11,2 %. Затруднились ответить 55,2 %. Обращались к своему участковому с какими-либо проблемами 28,8 % респондентов (33,3 % мужчин и 25,0 % женщин). Большая часть опрошенных не обращалась к участковым полиции, что может рассматриваться в качестве недостаточной информированности населения о профессиональных обязанностях участковых или о том, куда обращаться. В основном горожане обращались за помощью (12,0 %), с жалобой или заявлением (6,4 %), по другим вопросам (10,4 %). Большинство респондентов (41,7 %) остались довольны результатом своего обращения. Уверены, что участковый оказывает реальную помощь, 26,4 %; так не считают 18.4    %. Затруднились ответить 55,2 %.

В исследовании была выявлена корреляция между такими показателями, как оценка работы участкового и знание участкового. Большая часть респондентов (90,5 %), положительно оценивающих работу своего участкового, отметила, что знает его. Из тех, кто не знаком с участковым, лишь 9,5 % опрошенных положительно оценили работу участковых, 67.6    % — отрицательно. В целом знают своего участкового 53.6    % опрошенных, не знают 46,4 %. Информированы о том, где найти участкового, 56,8 %, не знают 43,2 %. Следовательно, респонденты чаще оценивают деятельность своего участкового положительно, если они его знают и знакомы с его работой.

На формирование мнения горожан о работе участковых полиции во многом влияет активность самих граждан, желание помогать и сотрудничать с полицией, активно участвовать в мероприятиях, которые участковые проводят с населением. Так, 29,6 % респондентов присутствовали на собрании жильцов на встрече с участковым полиции, 69,6 % не присутствовали. В качестве основных вопросов, которые чаще всего обсуждаются на подобных встречах, респонденты отметили: нарушение тишины в вечернее и ночное время (22,0 %), продажу спиртных напитков около образовательных и детских дошкольных учреждений (16,0 %), порядок действий при утере мобильных телефонов (12,0 %), жалобы жильцов на бомжей (9,6 %), сдаваемые в аренду квартиры (8,8 %). Большинство респондентов (72,2 %) готовы оказать помощь своему участковому (дать информацию, сообщить о правонарушениях, подозрительных лицах и т. д.) независимо от того, знают они его или нет. Среди них большую часть составляют лица старше 55 лет. Не готовы оказать помощь участковому 10,4 % опрошенных.

Одной из должностных обязанностей участковых является периодический профилактический обход зданий, сооружений и жилых домов на вверенном участке. С целью оценки эффективности работы участковых полиции мы спросили у горожан, посещает ли участковый квартиры жильцов. Чуть больше половины опрошенных (53,6 %) отметили, что участковый не посещает квартиры. Соответственно, 46,4 % указали на то, что участковые совершают обход жилых домов. Отсутствие взаимодействия с населением может быть связано с частой сменой (сокращением) сотрудников на этих должностях, возможным непониманием необходимости осуществления личного знакомства, отсутствием времени в связи с большой загруженностью. Главными причинами посещения квартир участковыми, по мнению респондентов, являются знакомство с населением (26,4 %), просьба о помощи при розыске преступников (6,4 %), проверки и жалобы (5,6 %), иные причины (8,0 %).

Как показывают результаты опроса, именно на основе впечатлений граждан от различного рода контактов с уполномоченными участковыми полиции и наблюдений за их деятельностью формируется отношение к этим должностным лицам.

На формирование мнения граждан о деятельности уполномоченных участковых и состоянии преступности большое воздействие оказывают СМИ. Как показало исследование, мнение о деятельности участковых полиции формируют следующие СМИ: телевидение (80,8 %), газеты (56,8 %), Интернет (50,4 %), радио (22,4 %). Не менее важным фактором является личный опыт в качестве потерпевшего, очевидца, свидетеля, на который ссылались 5,6 % респондентов; еще 27,2 % получают информацию о работе участковых через сообщения, рассказы знакомых. Предпочтение слухам и разговорам в общественных местах отдают 25,6 % опрошенных.

Получить достоверную информацию о деятельности института уполномоченных участковых полиции вряд ли можно, основываясь на слухах, общении со знакомыми, друзьями, родственниками. Для формирования положительного образа участковых необходимо, чтобы заработал механизм обратной связи, основанный на тесном сотрудничестве участковых, населения, органов местного самоуправления, СМИ и т. д.

К характеру освещения в СМИ работы участковых полиции горожане относятся в целом скептически. Лишь каждый третий мужчина (35,1 %) и каждая четвертая женщина (20,6 %) склонны считать, что СМИ делают это объективно;

37,6 % опрошенных затрудняются однозначно оценить степень достоверности материалов СМИ. Наибольшую весомость в общественном мнении получила точка зрения, согласно которой СМИ приукрашивают работу участковых. Так ответили 19,3 % мужчин и 27,9 % женщин; 14,0 % мужчин и 8,8 % женщин полагают, что СМИ очерняют деятельность уполномоченных участковых.

Интересны ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, будет способствовать улучшению работы по борьбе с преступностью?». Большинство опрошенных (72,0 %) назвали такую меру, как повышение профессиональной подготовки при отборе на службу сотрудников полиции. Второй по значимости мерой (61,6 %) стало установление общественного контроля за деятельностью полиции. Ужесточение законов отметили 46,4 %, 41,6 % полагают необходимым улучшение технической оснащенности полиции, 13,6 % выступают за предоставление более широких прав полиции. Лишь 9,6 % респондентов считают действенной мерой увеличение заработной платы, социальных гарантий работникам полиции.

На вопрос «Что вы считаете главным критерием оценки деятельности участковых полиции?» в качестве приоритетных респонденты отметили следующее: оперативность реагирования на сообщения граждан (62,8 %), оказание помощи населению по любым вопросам (53,6 %), обеспечение общественного порядка на улицах (46,4 %), раскрываемость преступлений (32,0 %).

Таким образом, анализ результатов опроса показывает, что эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции находится в центре общественного мнения. Оценка и удовлетворенность населения деятельностью органов правопорядка во многом зависят от следующих факторов: профессионализма и активности самих участковых полиции, частоты обращения горожан с какими-либо проблемами и своевременности помощи со стороны полицейских, роли СМИ, особенно телевидения. На оценку деятельности полиции почти не влияют половозрастные характеристики и род деятельности респондентов. В качестве мер по повышению эффективности работы участковых полиции респонденты отметили повышение профессионализма, открытое обсуждение проблем правопорядка, ужесточение законодательства, проведение общественно-массовых мероприятий с участием органов внутренних дел, улучшение внешнего вида сотрудников, их манеры общения с гражданами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1    См.: Белозерских М.А. Стереотипы массового сознания и имидж органов внутренних дел // Молодой ученый. 2010. № 12-2. С. 48—50. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16364441 (дата обращения: 10.01.2016).

2    См.: Бондаренко Т.А. Имидж органов МВД в «милицейских» телесериалах // Социол. исслед. 2006. № 9. С. 114—119. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=17323591 (дата обращения: 28.12.2015).

3    См.: Пауков В.К. Общественное мнение в формировании позитивного имиджа правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 24 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19392989 (дата обращения: 23.12.2015).

4    См.: Абрамов А.Ю. Формы и методы формирования общественного мнения как основного критерия оценки деятельности органов внутренних дел на транспорте // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: состояние и перспективы. М.: Изд-во ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. С. 50—54.

5    См.: Бурко В.А., Мальцев О.А. Оценка населением Пермского края работы полиции // Юрид. наука и правоохранит. практика. 2014. № 4. С. 20—32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22779579 (дата обращения: 01.02.2016).

6    См.: Зуева О.В., Васильева Е.Н. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования // Вести. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 7: Философия. социология и социал. технологии. 2014. № 1. С. 52—58. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21518053 (дата обращения: 14.01.2016).

7    См.: Комлев Ю.Ю. Общественное мнение как критерий официальной оценки деятельности полиции // Вести. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2012. № 7. С. 8—15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17831442 (дата обращения: 21.01.2016).

8    См.: Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения // Социол. исслед. 2006. № 2. С. 76—84. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17323197 (дата обращения: 11.01.2016).

9 См.: Грязнова О.В. Место правоохранительных органов в структуре социальных отношений / / «Индекс произвола правоохранительных органов» оценки социологов и комментарии правозащитников. М.: Обществ. вердикт, 2005. C. 34—58.

10    См.: Гурвич И.Н. Виктимизация как фактор изменения правосознания // Социол. исслед. 1999. № 1. С. 142—143. URL: http://ecsocman.hse. ru/data/102/896/1217/08_gurvich.pdf (дата обращения: 15.01.2016).

11    См.: Кожевников В.В. Современные проблемы профессионализма сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранит. органах. 1999. № 2. С. 26—31. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-professionalizma-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 13.02.2016).

T. M. DADAEVA, K. A. KOSTROMKINA. FACTORS FORMING THE PUBLIC OPINION ON THE WORK OF DISTRICT POLICE OFFICERS (A CASE STUDY OF SARANSK)

Key words: public opinion, district police officers, sociological data, internal affairs bodies

Abstract. The paper considers the issue of formation of the attitude towards activities of the district police officers on the basis of the analysis of sociological data exemplified by the case of Saransk. The key factors influencing the public opinion on the work of the police are identified, as well as the level of safety of the population. Measures to increase efficiency of work of the district police officers are presented in accordance with the views of the respondents. The survey data show that the activities of the district police officers should be focused on cooperation with the population.

Synopsis. Introduction: at present, requirements to the authorized district police officers are significantly increased. Their duties are to ensure law and order in their districts, to carry out effective work to protect the rights and legitimate interests of citizens, as well as to combat and prevent crime. In this process, the interaction and close cooperation of police officers with citizens is important. Ineffectiveness of the work of the internal affairs bodies is largely determined by the lack of popular support and monitoring of their activities. To study the factors forming the public opinion on the work of district police officers is especially important for effective operation of the law enforcement services.

Materials and Methods: the paper is based on the analysis of the results of the authors’ sociological research “Attitude of City Dwellers to the Work of District Police Officers (a Case Study of Saransk)”, held in April 2015. In the course of the study, 112 people were interviewed (45.6 % men and 54.4 % women). Processing of primary information was conducted by means of Microsoft Office Excel 2003 and IBM SPSS Statistics v.11.0 software; univariate and bivariate distributions were used for data analysis.

Results: analysis of the empirical data of sociological research allowed to give a full and detailed description of popular attitudes towards the police officers, credibility, and the effectiveness of their work. The paper reveals the factors forming the public opinion on the work of district police officers (a case study of Saransk).

Discussion and Conclusions: a questionnaire revealed the main factors forming the public opinion of city dwellers about the activities of district police officers. It is concluded that personal acquaintance with the district police officer influences the level of trust most significantly. Citizens largely trust those whom they know, even if they are not fully satisfied with their work. The level of public confidence in the district police officers may be estimated by the frequency of appealing to them for one reason or another. Residents who turned to the district police officers personally, for the most part were satisfied with the outcome of their appeals. In the course of the study, it was established that the low level of appeals of citizens to the district police officers may be associated with a low level of awareness of what is included in the duties of the district police officer, what measures they should take, and of the outcomes of their work.

REFERENCES

1    Belozerskih MA. Stereotipy massovogo soznanija i imidzh organov vnutrennih del [Stereotypes of mass consciousness and image of law-enforcement bodies]. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2010; 12-2:48—50. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=16364441 (accessed 10.01.2016). (In Russ.)

2    Bondarenko TA. Imidzh organov MVD v «milicejskih» teleserialah [Image of MVD bodies in “militia” serials]. Sociologicheskie issledovanija = Sociological Studies. 2006; 9:114—119. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=17323591 (accessed 28.12.2015). (In Russ.)

3    Paukov VK. Obshhestvennoe mnenie v formirovanii pozitivnogo imidzha pravoohranitel’nyh organov [The Public opinion in formation of positive image of law enforcement agencies]. Abstract of Ph.D. thesis. Moscow; 2012. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19392989 (accessed 23.12.2015). (In Russ.)

4    Abramov AJu. Formy i metody formirovanija obshhestvennogo mnenija kak osnovnogo kriterija ocenki dejatel’nosti organov vnutrennih del na transporte [Forms and methods of formation of public opinion as main criterion for evaluation of activity of law-enforcement bodies on transport]. Obshhestvennoe mnenie o dejatel’nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: sostojanie i perspektivy = Public opinion about activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation: state and prospects. Moscow: NRI of the Ministry of Interior of the Russian Publ.; 2012. p. 50—54.

5    Burko VA, Maltsev OA. Ocenka naseleniem Permskogo kraja raboty policii [Assessment of police work by the population of the Perm Region]. Juridicheskaja nauka i pravoohranitel’naja praktika = Legal Science and Law Enforcement Practice. 2014; 4:20—32. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=22779579 (accessed 01.02.2016). (In Russ.)

6    Zueva OV, Vasilyeva EN. Obshhestvennoe mnenie o dejatel’nosti policii: praktika issledovanija [Public opinion on the police activity: research practice]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 7: Filosofija. sociologija i social*nye tehnologii = Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies. 2014; 1:52—58. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21518053 (accessed 14.01.2016). (In Russ.)

7    Komlev JuJu. Obshhestvennoe mnenie kak kriterij oficial’noj ocenki dejatel’nosti policii [Public opinion as criterion of an official assessment of activity of police]. Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii = Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2012; 7:8—15. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=17831442 (accessed 21.01.2016). (In Russ.)

8    Nevirko DD, Shinkevich VE, Gorbach NA. Dejatel’nost’ milicii v zerkale obshhestvennogo mnenija [Activity of militia in a mirror of public opinion]. Sociologicheskie issledovanija = Sociological Studies. 2006; 2:76—84. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17323197 (accessed 11.01.2016). (In Russ.)

9    Grjaznova OV. Mesto pravoohranitel’nyh organov v strukture social’nyh otnoshenij [The place of law enforcement agencies in structure of the social relations]. «Indeks proizvola pravoohranitel’nyh organov» ocenki sociologov i kommentarii pravozashhitnikov = “An index of an arbitrariness of law enforcement agencies” of an assessment of sociologists and comments of human rights activists. Moscow: Public Verdict Publ.; 2005. p. 34—58.

10    Gurvich IN. Viktimizacija kak faktor izmenenija pravosoznanija [The victimization as factor of change of sense of justice]. Sociologicheskie issledovanija = Sociological Studies. 1999; 1:142—143. Available from: http:// ecsocman.hse.ru/data/102/896/1217/08_gurvich.pdf (accessed 15.01.2016). (In Russ.)

11    Kozhevnikov VV. Sovremennye problemy professionalizma sotrudnikov OVD [Modern problems of professionalism of staff of Department of Internal Affairs]. Psihopedagogika v pravoohranitel’nyh organah = Psychopedagogics in law enforcement agencies. 1999; 2:26—31. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-professionalizma-sotrudnikov-ovd (accessed 13.02.2016). (In Russ.)

DADAEVA Tatiana Mikhailovna, Doctor of Sociological Sciences, Professor at the Department of Sociology, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

KOSTROMKINA Kristina Aleksandrovna, Fourth-Year Student, Bachelor’s Degree Program in Sociology, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Поступила 15.02.2016.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная