И. Г. Напалкова, К. В. Курочкина. Имидж Республики Мордовия: образы, символы, стереотипы
УДК 323.1:659.1(470.345)
DOI: 10.15507/2413-1407.113.028.202004.866-887
Введение. Имидж для современных регионов в условиях конкурентной борьбы – инструмент «мягкой силы», способный усилить эффективность развития территории при условии его конструктивного наполнения позитивными образами. В связи с этим особое значение имеет анализ восприятия символической составляющей имиджа региона различными целевыми группами имиджмейкинга. Цель статьи – по результатам проведенного исследования выявить в сознании респондентов наиболее популярные символы, образы, стереотипы, формирующие имидж Республики Мордовия, выступающие факторами региональной идентичности.
Материалы и методы. В качестве кейса выбрана Республика Мордовия, развитие которой является ярким примером контрадикторности: являясь одновременно лидером по одним показателям (входит в число самых безопасных регионов страны, активное развитие инновационной инфраструктуры и др.) и явным аутсайдером по другим (качеству жизни, среднему уровню зарплат по регионам и т. д.). Базовой теоретической основой стал символический интеракционизм, акцентирующий коммуникации посредством символов, значения которых задаются коммуникантами. Прикладная основа исследования – метод фокусированного интервью. Дискуссии были проведены в 3 группах, выделенных по месту проживания респондентов: «иностранцы», «иногородние», «коренные жители».
Результаты исследования. Получены уникальные данные о специфике восприятия образа Республики Мордовия, транслируемого различными субъектами имиджмейкинга. Выявлена зависимость оценок и эмоционального отношения к различным символам в зависимости от территориальной принадлежности раципиентов. Отмечено, что привязка ряда символов (лисица, восьмиугольная розетка, красный цвет и др.) к Мордовии не понятна внешним аудиториям, т. е. нарушен механизм объяснения, фиксации и закрепления в ряду «регион – символ».
Обсуждение и заключение. Авторы приходят к выводам, что в настоящее время отсутствуют образы, являющиеся однозначно положительными устойчивыми ассоциациями с Республикой Мордовия, особенно у «иногородних» и «иностранцев». Достаточно тревожной тенденцией является разрыв между первичным и вторичным имиджем, который может привести к диссонансу, негативному эмоциональному отклику и отрицательным оценкам территории. Результаты исследования могут быть использованы для коррекции имиджевой политики региона: усиления ее сильных сторон и нивелирования слабых.
Ключевые слова: имидж, образ, символ, логотип, трансляция, акцентуация, ассоциация, идентичность, территория, регион, Республика Мордовия
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Напалкова, И. Г. Имидж Республики Мордовия: образы, символы, стереотипы / И. Г. Напалкова, К. В. Курочкина. – DOI 10.15507/2413-1407.113.028.202004.866-887 // Регионология. ‒ 2020. − Т. 28, № 4. − С. 866–887.
Список использованных источников
1. Напалкова, И. Г. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования / И. Г. Напалкова, К. В. Курочкина. – DOI 10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429 // Экономическая история. – 2018. – Т. 14, № 4. – С. 414–429. – URL: http://jeh.isi.mrsu.ru/и.-г.-напалкова%2c-к.-в.-курочкина-имидж-региона-специфика%2c-основные-элементы-и-технологии-конструиро.html (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
2. Rojas López, J. J. La apropiaciónsimbólica: Delterritorio. Unatradiciónactualizadadesde la nuevageografía cultural / J. J. Rojas López // Revista Geografica Venezolana. – 2018. – Vol. 59, no. 2. – Pp. 434–447. – URL: https://www.redalyc.org/jatsRepo/3477/347760473010/html/index.html (дата обращения: 03.08.2020).
3. Comparing City Image and Brand Identity in Polycentric Regions Using Network Analysis / N. Wäckerlin, T. Hoppe, M. Warnier, W. M. Jong. – DOI 10.1057/s41254-019-00128-4 // Place Branding and Public Diplomacy. – 2020. ‒ Vol. 16. – Pp. 80–96. – URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41254-019-00128-4 (дата обращения: 03.08.2020).
4. Doyle, J. Reconceptualising Research Impact: Reflections on the Real-World Impact of Research in an Australian Context / J. Doyle. – DOI 10.1080/07294360.2018.1504005 // Higher Education Research and Development. – 2018. – Vol 37, issue 7. – Pp. 1366–1379. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07294360.2018.1504005 (дата обращения: 03.08.2020).
5. Jiménez-Tovar, S. Folklorized Politics: How Chinese Soft Power Works in Central Asia / S. Jiménez-Tovar, M. Lavička. – DOI 10.1080/14631369.2019.1610355 // Asian Ethnicity. – 2020. – Vol. 21, issue 2. – Pp. 244–268. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14631369.2019.1610355?af=R (дата обращения: 03.08.2020).
6. Sohn, C. Ghost in the Genevan Borderscape! On the Symbolic Significance of an “Invisible” Border / C. Sohn, J. W. Scott. – DOI 10.1111/tran.12313 // Transactions of the Institute of British Geographers. – 2020. – Vol. 45, issue 1. – Pp. 18–32. – URL: https://rgs-ibg.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/tran.12313 (дата обращения: 03.08.2020).
7. Rachmiatie, A. The Order of Broadcasting Regulation in Regulating the Implementation of Broadcasting Media (Television and Radio) in Establishing Local Identity and Culture / A. Rachmiatie, D. Ravena, Y. Yuniati // International Journal of Business and Society. – 2020. – Vol. 21 (S1). – Pp. 1–18. – URL: http://www.ijbs.unimas.my/index.php/content-abstract/current-issue/643-the-order-of-broadcasting-regulation-in-regulating-the-implementation-of-broadcasting-media-television-and-radio-in-establishing-local-identity-and-culture (дата обращения: 03.08.2020).
8. Xu, J. Colour in Urban Places: A case Study of Leicester City Football Club Blue / J. Xu. – DOI 10.1002/col.22378 // Color Research and Application. – 2019. – Vol. 44, issue 4. – Pp. 613–621. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/col.22378 (дата обращения: 03.08.2020).
9. Debies-Carl, J. S. Beyond the Local: Places, People, and Brands in New England Beer Marketing / J. S. Debies-Carl. – DOI 10.1080/08873631.2018.1511104 // Journal of Cultural Geography. – 2019. – Vol. 36, issue 1. – Pp.78–110. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/08873631.2018.1511104 (дата обращения: 03.08.2020).
10. Данилова, О. Н. Визуальные символы как составная часть имиджа / О. Н. Данилова, Т. А. Зайцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – Т. 8, № 1 (32). – C. 154–161. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25721399 (дата обращения: 03.08.2020).
11. Когай, Е. А. Повышение имиджа региона как задача социокультурной политики / Е. А. Когай, К. А. Комков // Регионология. – 2011. – № 2 (75). – С. 15–21. – URL: https://regionsar.ru/ru/node/683 (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
12. Рязанова, Е. В. Символическая сущность имиджа / Е. В. Рязанова. – DOI 10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-194-199 // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т. 9, № 2/2. – С. 194–199. – URL: http://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/2672 (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
13. Федотова, А. В. Визуализация как составляющая процесса брендинга территории / А. В. Федотова // Арктика: общество и экономика. – 2015. – № 14 (14). – С. 63–66. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25680948 (дата обращения: 03.08.2020).
14. Кислицына, Д. О. Реализация культурной политики в Кировской области: противостояние традиций и инноваций / Д. О. Кислицына // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2011. – № S. – С. 34–50. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21357240 (дата обращения: 03.08.2020).
15. Юнусова, А. Б. Республика Башкортостан: историко-культурные и религиозные символы в имиджевой стратегии республики / А. Б. Юнусова, И. В. Фролова // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2017. – № 1. – С. 99–105. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28864993 (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
16. Юнусова, А. Б. Историческое наследие, этническое и религиозное многообразие в имиджевой привлекательности регионов Южного Урала / А. Б. Юнусова // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 38 (80). – С. 34–40. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27537333 (дата обращения: 03.08.2020).
17. Богатова, О. А. Историческая память и этничность в городской архитектурной среде как фактор конструирования социальной идентичности населения столиц республик в составе Российской Федерации на примере Ижевска и Саранска / О. А. Богатова, Е. Н. Гусева. – DOI 10.35634/2587-9030-2019-3-4-409-429 // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2019. – Т. 3, № 4. – С. 409–429. – URL: https://journals.udsu.ru/sociology/article/view/4783 (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
18. Десяев, Д. Г. Республика Мордовия: дескрипция имиджевого бэкграунда / Д. Г. Десяев, И. Г. Напалкова. – DOI 10.15507/2076-2577.011.2019.02.168-182 // Финно-угорский мир. – 2019. – Т. 11, № 2. – С. 168–182. – URL: https://journals.udsu.ru/sociology/article/view/4783 (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
19. Напалкова, И. Г. Исторический и современный персоно-образ как элемент символического этнонационального капитала Республики Мордовия (2014–2019 гг.) / И. Г. Напалкова, К. В. Курочкина. – DOI 10.15507/2076-2577.012.2020.01.042-061 // Финно-угорский мир. – 2020. – Т. 12, № 1. – С. 42–61. – URL: http://csfu.mrsu.ru/en/archives/3105 (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
20. Солдатова, А. С. Специфика восприятия концептуальных конструкций формирования государственно-гражданской идентичности в современном российском обществе (по материалам фокус-групп) / А. С. Солдатова, И. Г. Напалкова, М. Ю. Грыжанкова. – DOI 10.15507/2078- 9823.048.019.201904.464-478 // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2019. – Т. 19, № 4. – С. 464–478. – URL: https://clck.ru/Rnspj (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
21. Солдатова, А. С. Символы и образы идентичности жителей Республики Мордовия / А. С. Солдатова, Е. В. Ширманов, А. Г. Смолин // Социально-политические науки. – 2016. – № 3. – С. 174–177. – URL: https://urvak.org/articles/sotsia-vypusk-3-simvoly-i-obrazy-identichnosti-zhi/ (дата обращения: 03.08.2020). – Рез. англ.
Поступила 12.08.2020; принята к публикации 24.09.2020; опубликована онлайн 30.12.2020.
Об авторах:
Напалкова Ирина Геннадьевна, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат исторических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3896-1600, inapalckova@yandex.ru
Курочкина Ксения Вячеславовна, политолог, магистрант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, научный сотрудник Научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6993-4766, ksen.kurochckina2017@yandex.ru
Заявленный вклад авторов:
Напалкова Ирина Геннадьевна – научное руководство; основная идея исследования; определение теоретико-методологических основ исследования; критический анализ; формулирование выводов; написание статьи.
Курочкина Ксения Вячеславовна – проведение исследования; поиск аналитических материалов; анализ статистического и фактического материала; подготовка начального варианта текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная