О. В. Бахлова, И. В. Бахлов. Формирование единого образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России в ракурсе политики патриотического воспитания

doi: 10.15507/2413-1407.128.032.202403.426-445

УДК 355.233.231.1(470+571)(476)

Аннотация

Введение. Осознание общности геополитических и цивилизационных вызовов Российской Федерации и Республике Беларусь подталкивает к углублению интеграционного взаимодействия на разных направлениях. Пристальное внимание уделяется проблематике безопасности, интерпретируемой в расширенном ключе. Ее обеспечение коррелирует с укреплением гуманитарного измерения Союзного государства, включая формирование единого образовательного пространства. В современных условиях актуализируется его увязка с закреплением в интеграционном поле политики патриотического воспитания. Цель исследования – выявление специфики их сопряжения с учетом динамики союзного строительства.

Материалы и методы. Исследование базируется на методах бинарного сравнения, традиционного и дискурс-анализа официальных текстов. Дополнительным методом выступает формализованный заочный экспертный опрос. Ключевые материалы – нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, межгосударственные, межправительственные и интеграционные соглашения, информационный контент веб-ресурсов Союзного государства. Теоретико-методологические основы исследования составляют новый политический институционализм, многомерная модель социального действия, парадигма «политического объединения».

Результаты исследования. Охарактеризованы нормативные основы государственной политики в сфере образования и интеграционные ориентиры в культурно-гуманитарной плоскости в рамках движения к союзному образовательному пространству. Выявлены востребованные категории аксиологического плана, отсылающие к взаимосвязи образования и воспитания. Показаны ключевые линии дискурсивных практик на площадках союзных институций. Акцентированы понимание необходимости адаптации систем образования к требованиям времени и увязка патриотического воспитания с защитой и сохранением общей исторической памяти.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования и экспертные оценки предполагают артикуляцию не только положительных изменений, но и насущных векторов совершенствования национальных подходов и интеграционных решений. Они корреспондируют с устранением коллизий, разработкой и принятием новых документов уровня Союзного государства, имплементацией ценностных категорий и новых сфер единой политики. Полученные результаты могут представлять интерес для органов государственной власти и союзных институтов, участников патриотического воспитания на территории Союзного государства.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, гуманитарное измерение союзного строительства, единое образовательное пространство Союзного государства Беларуси и России, защита и сохранение исторической памяти, межрегиональное сотрудничество, союзная патриотическая повестка

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда
№ 23-28-00371 (https://rscf.ru/project/23-28-00371/).

Для цитирования: Бахлова О. В., Бахлов И. В. Формирование единого образовательного пространства Союзного государства Беларуси и России в ракурсе политики патриотического воспитания // Регионология. 2024. Т. 32, № 3. С. 426–445. https://doi.org/10.15507/2413-1407.128.032.202403.426-445

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иохим А. Н., Лагузова М. А. «Как нам обустроить Россию»: проблема общественного согласия в дискурсе постсоветской идентичности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 77–96. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-77-96

2. Цыганкова Л. И. Внешний фактор цветной революции в Беларуси: уроки 2020 г. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 1. История и архео­логия. Философия. Политология. 2024. Т. 16, № 1. С. 142–151. EDN: VNPXCH

3. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64, issue 1. Pp. 191–203. https://doi.org/10.1111/ajps.12483

4. Palumbo A. Patriotism and Pluralism: Identification and Compliance in the Post-national Polity // Ethics and Global Politics. 2009. Vol. 2, issue 4. Pp. 321–348. https://doi.org/10.3402/egp.v2i4.2002

5. Mußotter M. On Nation, Homeland, and Democracy: Toward a Novel Three-factor Measurement Model for Nationalism and Patriotism. Evidence from Two Representative Studies // Political Psychology. 2023. Preprint (Early View). https://doi.org/10.1111/pops.12945

6. Бахлова О. В., Бахлов И. В., Уляшкина Е. Г. Политика патриотического воспитания в рамках Союзного государства Беларуси и России: потенциал институционализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 4. С. 940–952. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-4-940-952

7. Burant S. R. Foreign Policy and National Identity: A Comparison of Ukraine and Belarus // Europe-Asia Studies. 1995. Vol. 47, issue 7. Pp. 1125–1144. https://doi.org/10.1080/09668139508412312

8. Hansbury P. Domestic Constraints on Foreign Policy Change in Belarus // The Journal of Belarusian Studies. 2021. Vol. 11, issue 1. Pp. 27–55. https://doi.org/10.30965/20526512-bja10014

9. Гронский А. Д. Год исторической памяти в Белоруссии: итоги, проблемы, перспективы //
Россия и новые государства Евразии. 2023. № 1 (58). С. 34–43. https://doi.org/10.20542/2073-4786-2023-1-34-43

10. Линченко А. А., Беляева Е. В. Союзное государство – общая память? Этические основания исторической политики России и Беларуси в XXI веке // Дискурс-Пи. 2020. Т. 17, № 2 (39). С. 97–111. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10206

11. Шумовская Н. Е., Карташов М. В. Политические элиты России и Белоруссии в современном контексте Союзного государства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 4 (61). С. 167–174. URL: https://kaspy.asu.edu.ru/archive/2019/issue/4/article/1881 (дата обращения: 19.03.2024).

12. Водопьянова Е. В. Итоги постсоветской трансформации высшей школы // Современная Европа. 2020. № 5 (98). С. 132–141. https://doi.org/10.15211/soveurope52020132141

13. Боришполец К. П. Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3 (54). С. 224–237. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-3-54-224-237

14. Курбанов Р. А. Актуальные вопросы проведения согласованной политики в научно-
образовательной сфере на евразийском пространстве // Экономика. Право. Общество. 2017. № 1 (9). С. 17–23. URL: https://epo.rea.ru/jour/article/view/66/59 (дата обращения: 19.03.2024).

15. Макареев Н. А. Образовательное пространство Союзного государства Беларуси и России как ресурс сопряжения и развития евразийской интеграции // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 3. С. 133–139. https://doi.org/10.15211/vestnikieran32019133139

16. Качян М. А. Роль образования в распространении российских интересов на пространстве СНГ // Россия и современный мир. 2022. № 4 (117). С. 222–234. https://doi.org/10.31249/rsm/2022.04.12

17. Комлева В. В. Единое образовательное пространство – важнейший фактор интеграции России и Белоруссии // Обозреватель. 2019. № 1 (348). С. 21–33. URL: https://i-sng.ru/pdf/2180/34717-1348-01-2019.pdf (дата обращения: 19.03.2024).

18. Климук В. В., Зелепукин Р. В. Перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в научно-инновационной и образовательной сферах // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7, № 1 (25). С. 17–27. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27

19. Сорвиров Б. В. Потенциал интеграционного сотрудничества в сфере образования как фактор инновационного развития России и других стран СНГ // Друкеровский вестник. 2014. № 1 (1). С. 39–51. EDN: TFEAZV

20. Гущин А. В. Основные векторы развития российско-белорусского сотрудничества в области образования на современном этапе // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6, № 2. С. 195–204. URL: https://www.postussr.org/journals/230602/6.%20Гущин%20А.В..pdf (дата обращения: 19.03.2024).

21. Лустенков М. Е., Вологина Н. В. Система гражданско-патриотического воспитания в Белорусско-Российском университете и ее роль в укреплении дружбы братских народов // Вестник РГГУ. Сер.: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2022. № 1-1. С. 58–66. URL: http://e.biblio.bru.by/bitstream/handle/1212121212/20727/48169810_20155160.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 19.03.2024).

22. Вяземский Е. Е., Крючкова Е. Е. О российско-белорусском образовательном проекте «Память о Великом подвиге (1941–1945 гг.)» как средстве формирования общей исторической памяти народов России и Белоруссии (на материалах анкетирования белорусских педагогов) // Ценности и смыслы. 2019. № 6 (64). С. 80–93. URL: http://tsennosti.instet.ru/images/Tcennosti_i_smysly_6_64.pdf (дата обращения: 19.03.2024).

23. Солопова О. В., Козополянская-Соловьева А. В. Союзное государство России и Беларуси в конце ХХ ‒ начале XXI века: развитие сотрудничества в сфере образования // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2023. Т. 64, № 2. С. 129–158. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-2-129-158

24. Фененко А. Анти-мягкая сила в политической теории и практике // Международные процессы. 2020. Т. 18, № 1. С. 40–71. https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.1.60.3

25. Пушкарева Г. В. Ценностное измерение публичной политики // Политическая наука. 2022. № 3. С. 15–35. https://doi.org/10.31249/poln/2022.03.01

26. Bozeman B., Sarewitz D. Public Value Mapping and Science Policy Evaluation // Minerva. 2011. Vol. 49, issue 1. Pp. 1–23. https://doi.org/10.1007/s11024-011-9161-7

Об авторах:

Бахлова Ольга Владимировна, доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3849-8321, Researcher ID: W-2198-2019, Scopus ID: 57212022043, olga.bahlova@mail.ru

Бахлов Игорь Владимирович, доктор политических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6886-5762, Researcher ID: T-4657-2019, Scopus ID: 57212021385, bahlov@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

О. В. Бахлова – сбор, обработка и анализ информации; подготовка первоначального варианта текста; проведение критического анализа материалов; критический анализ и доработка текста.

И. В. Бахлов – изучение концепции; критический анализ и доработка текста.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 05.04.2024; одобрена после рецензирования 15.05.2024; принята к публикации 27.05.2024.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная