Д. М. Степаненко. Механизм учета инноваций в системе государственной региональной инновационной политики

Д. М. СТЕПАНЕНКО

МЕХАНИЗМ УЧЕТА ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

СТЕПАНЕНКО Дмитрий Михайлович, старший преподаватель кафедры экономики Белорусско-Российского университета, кандидат экономических наук (г. Могилев).

Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; инновационная политика; учет инноваций; классификация инноваций; кодирование инноваций; реестр инноваций

Key words: innovations; innovative activity; registration of innovations; classification of innovations; coding of innovations; register of innovations

В современных условиях инновационная деятельность играет роль локомотива хозяйственного развития государства в целом и отдельных его регионов. Именно ее активизация является в итоге главной предпосылкой преодоления глобального экономического кризиса. При этом общество начинает осознавать, что причина многих неудач в формировании экономики инноваций в России не в недостатке желания или в неумении (хотя и то, и другое имеют место), а во многом в системе ограничителей инновационного пути развития, отсутствии эффективной инновационной политики на федеральном и региональном уровнях.

В субъектах РФ так или иначе осознается необходимость поддержки процессов создания и внедрения инноваций. Подтверждением этому является тот факт, что во многих регионах России в рамках реализации инновационной политики приняты и действуют специальные законодательные акты, посвященные регулированию новаторской деятельности. Таковые приняты в Алтайском крае, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Томской, Челябинской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия—Алания, г. Москве, Хабаровском крае, Ямало-Ненецком автономном округе1.

Вместе с тем руководству того или иного субъекта РФ необходимо иметь целостную картину масштабов инновационной деятельности, имеющихся в регионе. Частично эта задача может быть решена за счет использования соответствующей статистической отчетности. Но только частично, поскольку статистическая отчетность представляется субъектами хозяйствования за определенные промежутки времени, часто достаточно продолжительные. Кроме того, эта отчетность построена по определенной методологии, не учитывающей зачастую в необходимом объеме всех значимых качественных характеристик инноваций, внедряемых на предприятиях региона. Поэтому статистика не может дать всеобъемлющей картины масштабов новаторской деятельности на территории субъекта Федерации и в полной мере ответить на вопросы «Инновационная деятельность каких субъектов хозяйствования является наиболее значимой для развития экономики региона?», «Какие из инновационно активных предприятий необходимо поддержать в первую очередь?».

Для ответа на эти вопросы статистические методы должны быть дополнены механизмом учета инноваций, внедряемых субъектами хозяйствования, функционирующими на территории субъекта РФ. Этот механизм может быть охарактеризован как практическое приложение классификации прогрессивных нововведений по важнейшим признакам.

Учет инноваций может быть определен как система непрерывного документального отражения информации о внедрении инноваций на предприятиях региона. При такой трактовке он способен быть источником информации о количественных и качественных характеристиках прогрессивных нововведений.

Внедрение на региональном уровне механизма учета инноваций выступает необходимой предпосылкой наличия возможностей для оперативной поддержки за счет средств регионального бюджета предприятий, внедряющих прогрессивные нововведения, наиболее значимые для развития экономики субъекта Федерации.

В качестве основных задач учета инноваций могут быть, во-первых, формирование полной, достоверной и всесторонней информации об инновациях, внедряемых субъектами

хозяйствования, их основных характеристиках; во-вторых, обеспечение органами власти и управления региона максимально широких возможностей для принятия обоснованных решений по поддержке инновационно активных предприятий в соответствии со степенью значимости для развития экономики субъекта Федерации, степенью радикальности внедряемых на них инноваций.

В качестве необходимых компонентов механизма учета инноваций следует выделить классификацию прогрессивных нововведений по важнейшим признакам, официально закрепленную в регионе; систему кодирования инноваций, согласованную с признаками их классификации, утвержденную в регионе; региональный реестр инноваций, внедряемых действующими в регионе предприятиями; уполномоченный орган, осуществляющий ведение Регионального реестра инноваций; документы, удостоверяющие характеристики того или иного прогрессивного нововведения, внедренного на определенном предприятии, информация о котором внесена в Региональный реестр инноваций, выдаваемые соответствующему предприятию специально уполномоченным органом; регистры учета инноваций на предприятиях; официально утвержденную на региональном уровне процедуру рассмотрения специально уполномоченным органом заявок субъектов хозяйствования на внесение внедряемых ими нововведений в Региональный реестр инноваций.

Таким образом, построение классификации инноваций с позиции наиболее значимых признаков и ее соответствующее юридическое закрепление на региональном уровне являются важными условиями проведения эффективной региональной инновационной политики. Наиболее адекватным и целесообразным представляется вариант закрепления ключевых признаков классификации и соответствующих им видов инноваций либо в рамках уже действующих в субъектах РФ специализированных законов, регулирующих инновационную деятельность (там, где они есть), либо в рамках отдельного закона «О классификации и кодировании инноваций».

Кодирование нововведений необходимо для обеспечения возможности получения краткой и в то же время достаточно исчерпывающей по своему содержанию информации об их основных характеристиках. Его следует осуществлять посредством набора цифр, расположенных в определенной последовательности. Каждая из цифр указанного набора должна при этом обозначать принадлежность инновации к определенному виду новшеств в рамках их классификации по тому или иному признаку. В свою очередь последовательность цифр в отмеченном наборе должна соответствовать последовательности расположения признаков классификации инноваций в соответствующем законодательном акте. Таким образом, кодирование инноваций в соответствии с предлагаемым подходом может быть охарактеризовано как наглядное проявление их классификации по важнейшим признакам.

В научной литературе существуют различные подходы к классификации инноваций2.

На основе их обобщения можно предложить последовательность признаков классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций, которые целесообразно закрепить в региональных законах «О классификации и кодировании инноваций»:

1. Уровень новизны инновации:

1.1. Радикальные инновации;

1.2. Улучшающие инновации.

2. Масштаб новизны инновации:

2.1. Инновации, новые в мировом масштабе;

2.2. Инновации, новые в стране;

2.3. Инновации, новые в регионе;

2.4. Инновации, новые для отрасли в регионе;

2.5. Инновации, новые для предприятия.

3. Характер инновации:

3.1. Продуктовые инновации;

3.2. Процессные инновации;

3.3. Организационные инновации;

3.4. Управленческие инновации (применительно к управлению на предприятии);

3.5. Экономические инновации;

3.6. Финансовые инновации;

3.7. Информатизационные инновации;

3.8. Социальные инновации;

3.9. Юридические инновации;

3.10. Экологические инновации;

3.11. Инновации в сфере государственного и регионального управления;

3.12. Военные инновации.

4. Частота применения инновации:

4.1. Разовые инновации;

4.2. Повторяющиеся инновации.

5. Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация:

5.1. Материальное производство;

5.2. Наука;

5.3. Сфера услуг;

5.4. Социальная сфера;

5.5. Сфера государственного и регионального управления;

5.6. Военная сфера.

6. Степень оригинальности изменений, имеющих место при внедрении инновации:

6.1. Оригинальные инновации;

6.2. Имитирующие инновации.

7. Область применения инновации:

7.1. Инновации для внутреннего применения на предприятии или в рамках деятельности органа (органов) государственного и регионального управления;

7.2. Инновации для накопления на предприятии;

7.3. Инновации, предназначенные для продажи.

8. Степень взаимосвязи инновации с результатами научных исследований:

8.1. Инновации, основанные на использовании результатов фундаментальных исследований, находящих широкое применение в различных сферах общественной деятельности;

8.2. Инновации, являющиеся результатом реализации крупной исследовательской программы, ориентированной на их создание;

8.3. Инновации, потребовавшие для своего создания и внедрения проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ;

8.4. Инновации, потребовавшие для своего создания и внедрения проведения опытно-конструкторских работ;

8.5. Инновации, основанные на задействовании результатов ранее проведенных прикладных исследований путем их использования в другой области по сравнению с первоначально предусмотренной;

8.6. Инновации, непосредственно не связанные с проведением научных исследований.

9. Наличие или отсутствие возможных негативных социальных последствий внедрения инновации:

9.1. Инновации, потенциально способные вызывать негативные социальные последствия;

9.2. Инновации, не способные вызывать негативные социальные последствия.

10. Форма инновации:

10.1. Открытия, изобретения, патенты;

10.2. Рационализаторские предложения;

10.3. Ноу-хау;

10.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы;

10.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы;

10.6. Новые нормативные правовые акты, направленные на совершенствование регулирования различных сфер жизни общества.

11. Вид эффекта, получаемого в результате внедрения инновации:

11.1. Экономический;

11.2. Экологический;

11.3. Научно-технический;

11.4. Социальный;

11.5. Военный;

11.6. Интегральный.

Так, инновация с кодом 11221113216 будет представлять собой радикальное прогрессивное нововведение, новое в мировом масштабе, процессного характера, повторяющееся, внедренное в сфере материального производства, оригинальное, предназначенное для внутреннего применения на предприятии, потребовавшее для своего создания и внедрения проведения прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, не способное вызывать негативные социальные последствия, имеющее форму патента и дающее интегральный эффект. В свою очередь код 23121116221 будет характеризовать инновацию как улучшающую, новую в регионе, продуктового характера, повторяющуюся, внедренную в сфере материального производства, оригинальную, предназначенную для внутреннего применения на предприятии, непосредственно не связанную с проведением научных исследований, не способную вызывать негативные

социальные последствия, имеющую форму рационализаторского предложения и дающую экономический эффект.

Региональный реестр инноваций должен содержать информацию о кодах всех инноваций, внедряемых на предприятиях того или иного субъекта РФ. Его ведение должно осуществляться специально уполномоченным органом, принимающим решения о присвоении тому или иному прогрессивному нововведению определенного кода, репрезентирующего информацию о новшестве. При этом целесообразным представляется подчинение указанного органа Правительству субъекта Федерации.

Взаимодействие предприятия, внедрившим ту или иную инновацию и желающим зарегистрировать ее в Региональном реестре инноваций, и уполномоченного органа, осуществляющего ведение реестра, может проходить в несколько этапов. В начале субъект хозяйствования, внедривший прогрессивное нововведение, представляет в специально уполномоченный орган заявку на его внесение в Региональный реестр инноваций. При этом в заявке предприятие должно подробно описать характеристики внедренной инновации, а также указать ее предполагаемый код исходя из отнесения новшества к тому или иному виду в соответствии с каждым из признаков классификации, предусмотренных законодательным актом «О классификации и кодировании инноваций». Затем уполномоченный орган осуществляет проверку обоснованности внесения нововведения в Региональный реестр инноваций и корректности определения субъектом хозяйствования, подавшим заявку, ее предполагаемого кода. С этой целью уполномоченный орган проводит необходимые экспертизы. Далее по результатам соответствующих экспертиз уполномоченный орган принимает решение об удовлетворении заявки предприятия о внесении внедренного им нововведения в Региональный реестр инноваций либо об отказе в ее удовлетворении. В случае принятия положительного решения по заявке уполномоченный орган присваивает инновации код. На завершающем этапе уполномоченный орган информирует субъект хозяйствования о решении, принятом им по результатам рассмотрения его заявки. В случае принятия положительного решения субъекту хозяйствования выдается документ, удостоверяющий внесение внедренной им инновации в Региональный реестр инноваций с указанием присвоенного ей кода. Предлагаемый механизм учета инноваций представляет собой практическое приложение их обобщенной классификации по важнейшим признакам, являющееся существенной предпосылкой для эффективной реализации региональной инновационной политики. Это связано с тем, что информированность органов власти и управления субъектов РФ о характеристиках прогрессивных нововведений, внедряемых предприятиями, действующими на их территории, играет роль весьма важного фактора, предопределяющего меры, направленные на стимулирование новаторской активности в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Волынкина М.В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект-Пресс, 2005. 240 с.; Ее же. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007. 274 с.

2 См.: Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Издат. дом «Бизнес-пресса», 1998. 216 с.; Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. 304 с.; Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 400 с.; Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 446 с.; Mensh G. Das technologische Patt: Innovationen ubervinden die Depression. Frankfurt: Umschau verlag, 1975. 208 s.

Поступила 27.07.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная