Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Хизбуллина. Социализация личности молодого специалиста в современном образовательном пространстве

Ю. Р. ХАЙРУЛЛИНА Р. Р. ХИЗБУЛЛИНА

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ХАЙРУЛЛИНА Юлдуз Ракибовна, заведующая кафедрой социологии Казанского государственного энергетического университета, доктор социологических наук.

ХИЗБУЛЛИНА Радмила Радиковна, аспирант кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета.

Ключевые слова: профессиональная социализация; трансформация системы образования; адаптация молодых специалистов; высшая школа

Key words: professional socialisation; transformation of educational system; adaptation of young specialists; higher school

В современном обществе существующие институты социализации находятся в неоднозначном положении. В социуме в недостаточной степени акцентуализированы факторы профессиональных ценностей и ориентаций молодых спецалистов.

Молодые специалисты — социально-демографическая категория, которая находится в системе профессиональных отношений, и, следовательно, уровень социализации этой группы происходит в реальных условиях конкретной социальной системы. Известно, что важным фактором в данной связи выступает качество подготовки специалистов, их навыки и компетенции. Наличие профессионального образования — это гарантированное государством социально-статусное выражение уровня положения индивида в социальном пространстве, ибо образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности.

В работах Л. П. Буевой, И. С. Кона социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры. Л. А. Лахин исходит из того, что социализация — это процесс усвоения личностью общественных и прежде всего социальных отношений, в ходе которого не только воспроизводится общественная система, но и сохраняются индивидуальные качества личности1.

Отличительная особенность этих работ заключается в том, что личность в них рассматривается не как пассивный продукт воздействия со стороны общества, а как активный творец общественных отношений. Методологически важным моментом здесь является указание на определенную автономность индивида в процессе социализации, когда он выборочно реагирует на то или иное явление. Индивид испытывает воздействие не только со стороны формальных социальных институтов общества, но и подвергается неформальному влиянию со стороны определенных организаций, групп, в которые он включен или с которыми непосредственно контактирует. Этот аспект является очень важным с точки зрения социологического подхода к анализу проблемы социализации, которая понимается как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, в котором активны обе стороны. Здесь человек является не только объектом, результатом, но и субъектом социализации.

Отдельно изучаются процессы кросс-функционального взаимодействия между субъектами образования, а также между агентами этой системы. Однако с теоретической точки зрения интересно изучение предмета социологии образования сквозь призму структурной, феноменологической и радикальной парадигм. Система образования с точки зрения структурализма воплощает в себе идею формирования и воспроизводства социальной структуры, предвосхищая тем самым развитие интегративной и структурно-функциональной, логически обоснованной системы. Феноменологическая парадигма в изучении социологии образования берет за основу принципы человеческой субъективности, проецирующие свойства подобных личностных реакций на реальные факты окружающей действительности (символический интеракционизм). И. С. Кон в книге «Социология личности» дает определение социализации как процесса овладения индивидами социальным опытом, который воплощен в материальной и духовной культуре че-ловечества2. Что касается радикальной парадигмы, то здесь мы можем говорить о некоем нигилизме ее основных идей относительно системы образования как целостной, полноценной и, что самое главное, добровольной единицы процесса объединения и взаимодействия3.

Интересно, что рассмотрение подобных парадигм в контексте анализа предмета социологии образования дает нам возможность наиболее полно оценить не только концептуальные основы изучения системы образования, но и выработать новые, комплексные подходы в изучении методологии социологии образования.

Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости определяют постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, рост их профессиональной мобильности. Среди социально-экономических проблем, затрагивающих интересы молодежи, например, Республики Татарстан, особо остро обозначился вопрос их трудоустройства, занятости и профессиональной ориентации. Социальной доминантой инновационной стратегии в отношении молодежной политики выступает качественно иной уровень социализации молодежи как процесса усвоения профессиональных норм и образцов поведения, а также собственных механизмов их профессиональной ориентации4.

Рассматривая профессиональную социализацию с точки зрения вхождения молодого специалиста в русло профессиональной деятельности, следует отметить ее фундаментальную функцию, направленную на знакомство, установление и упрочнение профессиональных норм, представлений и правил в профессиональных поведенческих стратегиях молодого специалиста. Здесь роль адаптационных практик заключена в определении директивы на создание установочного понимания и принятия молодым специалистом профессиональных норм и правил.

Профессиональная социализация, являясь комплексным процессом, испытывает на себе влияние многих факторов, в числе которых и использование адаптационных практик как катализатора данного процесса.

Априорная установка на желание к обретению профессиональной нагрузки молодым специалистом через профессиональную социализацию может быть ускорена благодаря использованию адаптационных практик руководством организаций.

Адаптация молодых специалистов с высшим техническим образованием представляет собой одно из наиболее актуальных направлений в исследовательской деятельности в рамках современной социологической науки. Известно, что на процесс адаптации влияет отношение со стороны непосредственных участников адаптационной деятельности, а именно: руководства и коллектива организации (фирмы, предприятия и пр.). Адаптационный процесс может быть рассмотрен с точки зрения соматической направленности с позиции желания молодым специалистом, выступающим в данном случае молодым сотрудником, к преодолению адаптационных барьеров. Систематизация в использовании трудовых адаптационных практик в работе с молодыми специалистами предполагает наличие их эффективного управления, так как неконтролируемое использование методов адаптационного процесса может не только не оказать положительного эффекта, но и создать негативные условия для профессиональной деятельности молодого специалиста в целом.

Формирование инновационного мышления выпускников вузов должно быть определено в первую очередь заинтересованностью самих выпускников вузов в получаемой специальности. Однако не всегда поступление в вуз сопровождается собственным желанием абитуриента. Вуз в данном случае является, на наш взгляд, проводником знаний (повышает желание выпускника вуза к дальнейшему осуществлению профессиональной деятельности) в систему образовательных ценностей молодого специалиста, выпускника высшей школы.

Мировая инновационная революция происходит под лозунгом «Создание конкурентоспособной среды на основе знаний». Стабилизация экономики региона, устойчивый подъем промышленного производства агропромышленного комплекса,

как показывает опыт развитых стран, достигаются путем перевода политики региона на инновационный путь развития на основе широкой реализации результатов научных исследований и разработок в области создания современных интенсивных технологий, производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов, является важнейшей задачей не столько в рамках государственной политики в целом, но и региональной стратегией. Сегодня новые кадры представляют собой важнейший потенциал развития Татарстана, а потому именно на уровне государственной региональной образовательной и молодежной политики должны быть приняты и реализованы конкретные шаги в поддержку деятельности молодых специалистов.

При характеристике социально-экономического положения молодежи выделяют качественный и количественный показатели. Качественный показатель характеризует положение молодого специалиста в соответствии с экономически-привлекательной для последнего позицией, количественный — положение молодого специалиста с точки зрения численного показателя спроса на предоставляемые молодым специалистам услуги. Динамика трудовой мобильности молодежи находится в прямой зависимости от количественного показателя, так как изменение последнего ведет к непосредственной активизации динамики.

С увеличением потребности молодежи, ее заинтересованности в поиске рабочего места, процесса осуществления деятельности вне зависимости от полученной специальности социально-экономический статус молодого специалиста может увеличиваться и уменьшаться, поскольку не всегда полученная работа гарантирует смену социального, тем более экономического статуса. Здесь необходимо иметь в виду, что повышение социального статуса допускает возможность повышения экономического показателя заработной платы специалиста, не исключает возможность понижения экономического показателя заработной платы молодого специалиста, понижение социального статуса не означает понижение экономического эквивалента заработной платы специалиста, допускает понижение экономического положения молодого специалиста.

Из этого следует, что увеличение социального статуса молодого специалиста не всегда прямо пропорционально экономическому эквиваленту самого статуса. Таким образом, учитывая все особенности трудовой мобильности молодежи, важно учитывать ее потребности с точки зрения количественного и качественного показателей социально-экономического положения молодых специалистов в современной России.

В условиях глобализации и трансформации современного общества актуален вопрос о состоянии профессиональной ориентации молодого специалиста, тем более что ее закрепление осуществляется уже в процессе обучения, уровень которого в последующем отражает проекцию на профессиональное поведение молодого специалиста.

Реформы системы управления образованием привели к структурно-функциональным изменениям, не улучшив ее социально-экономического и духовно-идеологического состояния, ее подсистем и действующих в ней групп и индивидов. Более того, реформы не изменили сознания участников управленческого процесса, хотя управление должно способствовать движению от изменений в сознании к изменению структурно-функционального и экономического развития, а не наоборот. В связи с этим встает вопрос о разработке особых концептуальных подходов к изучению сложившейся ситуации на основе использования различных классических парадигм.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Хайруллина Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань, 1998. 396 с.

2 См.: Кон И.С. Социология личности. М., 1968. 383 с.

3 См.: Опенков М.Ю. Ценность незаменимого специалиста и трансформация системы образования // Ценности современного образования: региональный аспект. Архангельск, 2004. С. 12—14.

4 Фурсова В.В. К вопросу о предмете социологического образования: материалы Всерос. науч. конф. «Современное российское общество: состояние и перспективы». Т. 4. Казань, 2006. С. 140.

Поступила 09.10.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная