Ю. Е. Судакова. Физкультурно-профилакти-ческая антинаркотическая работа в регионе

Ю. Е. СУДАКОВА

ФИЗКУЛЬТУРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА В РЕГИОНЕ

СУДАКОВА Юлия Евгеньевна, ассистент кафедры социальных и экологических наук Ульяновского государственного университета, филиала в г. Димитровграде.

Ключевые слова: физическая культура и спорт; профилактика наркомании; школьники; трудные подростки; двигательная активность; Ульяновская область

Key words: physical culture and sport; drug-addiction preventive measures; school children; screwed-up teen-ager; physical activity; the Ulyanovsk Region

В последние годы алкогольная и наркологическая ситуация в Российской Федерации существенно обострилась. Темпы наркотизации и алкоголизации, тяжесть и масштабы их последствий создают угрозу здоровью нации, общественному порядку и национальной безопасности. Сложившаяся в стране субпопуляция людей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, многократно опережает по темпам роста популяцию здоровых.

По итогам 2008 г. болезненность наркоманией в Ульяновской области составила 315,0 наркозависимых лиц на 100 тыс. чел. населения, которая ниже аналогичного периода 2007 г. на 1,4 % (319,4 лиц на 100 тыс. чел. населения). В среднем на протяжении 2008 г. наблюдалось снижение этого показателя на 1,3 %1. Однако, несмотря на официальные данные медицинской статистики о заболеваемости «наркоманией», действительные масштабы этой болезни в регионе значительно шире.

Кафедра социальных и экологических наук Ульяновского государственного университета, филиала в г. Димитровграде проводила анкетирование подростков на тему «Исследование асоциального поведения подростков Ульяновской области». Нами были опрошены 932 учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области в возрасте 10—15 лет (235 юных спортсменов, 509 школьников с «нормативным поведением» и 188 трудных подростков). По нашим данным, основной возраст детей и подростков первого знакомства с наркотиками составляет 10—11 лет. Результаты социологических исследований учащихся в возрасте 10—15 лет свидетельствуют о том, что в окружении опрошенных подростков есть знакомые, которые пробовали и изредка употребляли наркотики, вдыхали токсические вещества, бывали в состоянии алкогольного опьянения. Анонимные исследования показали, что школьники имеют знакомых, пробовавших наркотические, токсические вещества: от 7,8 % (возраст — 10 лет) до 63,3 % (возраст — 15 лет). Приятели рассказывали им о «благоприятном» состоянии после принятия наркотиков и предлагали попробовать.

При опросе школьников подтвердили потребление наркотиков хотя бы раз в жизни 6,3 % трудных подростков в возрасте 10 лет; 25,0 % — в возрасте 13 лет; 53,6 % — в возрасте 15 лет. Эти показатели у учащихся с «нормативным поведением» значительно ниже: в 10 лет не отмечается таких случаев, в 13 лет — 4,5 %, а в 15 лет — 9,5 %. Показатели юных спортсменов еще менее выражены: 10 лет — отсутствуют, 13 лет — отсутствуют, 15 лет — 2,6 %. Таким образом, у различного контингента выражена тенденция роста лиц, зависимых от наркотических веществ: половина трудных подростков в возрасте 15 лет употребляет легкие наркотики или вдыхает токсические вещества. Некоторые ребята скрывают этот вид асоциального поведения. У трудных подростков в этот период наблюдается интенсивный рост (с 18,8 до 82,1 %) числа лиц с этой привычкой. Из обследуемого контингента с «нормативным поведением» постоянно курят от 2,3 % (возраст — 10 лет) до 17,9 % (возраст — 15 лет).

Среди опрошенных подростков с «нормативным поведением» употребляют спиртные напитки от 3,5 % (возраст — 10 лет) до 39,3 % (возраст — 15 лет). Показатели трудных подростков значительно выше: в возрасте 10 лет они составляют 25,0 %, в 13 лет — 67,9 %, в 15 лет — 89,3 %. Только отдельные (5,1 %) юные спортсмены отметили эту вредную привычку. Наибольший рост числа школьников, употребляющих спиртные напитки, зафиксирован в возрасте 14—15 лет. По данным опроса, крепкие алкогольные напитки начинают употреблять дети 11—12-летнего возраста.

К употреблению наркотиков 58,3 % школьников пришли из-за любопытства, 19,8 % — подражания другим, 11,6 % обследуемых попробовали их по предложению друзей, 9,3 % получили в качестве бесплатного угощения, а 7,0 % респондентов применяли их под воздействием угроз. Большинство (68,1 %) учащихся знает о вредном влиянии наркотиков на организм. Они согласны с тем, что употребление наркотиков вызывает привыкание и зависимость. Вместе с тем 31,9 % подростков мало интересуются вопросами, связанными с этим негативным явлением.

Число школьников, не отрицающих знакомство с конкретными случаями потребления легких наркотиков, составляет у учащихся с «нормативным поведением» 58,2 %, трудных подростков — 98,9 %, что косвенно свидетельствует о реальном размахе распространения наркотиков. Прежде всего эта информация касается знакомых (41,4 %) и посетителей дискотек (37,2 %). По нашим данным, только 3,2 % опрошенных трудных подростков приобщались к употреблению наркотиков у себя дома.

Для определения частоты обсуждения темы наркомании подростки с «нормативным поведением» были распределены по трем группам. К первой отнесены учащиеся, которые никогда не разговаривают о наркотиках. Во многих возрастных группах таких оказалось большинство (10—11 лет — 75,9 %; 12—13 лет — 71,1; 14—15 лет — 54,2 %). Ко второй группе были отнесены школьники (10—11 лет — 18,2 %; 12— 13 лет — 20,2; 14—15 лет — 21,1 %), которые редко говорят о наркотиках со своими приятелями. К третьей группе относятся учащиеся (10—11 лет — 5,9 %; 12—13 лет — 8,7; 14—15 лет — 24,7 %), часто обсуждающие тему наркомании. Во все возрастные периоды у трудных подростков доминирует третья группа (10—11 лет — 58,8 %; 12—13 лет — 67,3; 14—15 лет — 80,4 %).

Таким образом, тема наркотиков интересует школьников с «нормативным поведением» и «группы риска», но разница в тематических оценках по группам существенна. Нами выявлена и другая закономерность: чем чаще в подростковой среде обсуждается проблема наркомании, тем менее критично к ней подходят молодые люди. По нашим данным, 44,2 % от общего числа опрошенных знают места постоянной продажи наркотиков, даже в своей школе. Самый печальный результат исследования — наличие в подростковом коллективе не только наркопотребителей, но и достаточно большого числа трудных подростков (31,4 %), уже осознавших свою зависимость от наркотиков, и только треть из них желает избавиться от наркотической зависимости. Вместе с тем 72,4 % школьников отказались от первой пробы наркотического вещества. Большинство (70,4 %) респондентов объясняет свой отказ «опасностью для здоровья», 31,1 % уверены в себе и справятся со своими проблемами без наркотиков. Среди других мотивов отказа прозвучали такие, как «с наркотиками нет будущего», «я не враг себе», «не хочу испортить себе жизнь, своим родным», «хочется пожить подольше, жизнь прекрасна». Анализ результатов опроса показал, что большая часть учащихся с «нормативным поведением» (83,7 %) отмечает ценность состояния здоровья. Существенным компонентом в мотивационных факторах стало и осознание того, что наркотики — это средство решения каких-либо проблем, но весьма иллюзорное.

Значительная активность респондентов проявилась в ответе на вопрос о мерах борьбы с наркоманией. Большая часть школьников с «нормативным поведением» отдает предпочтение репрессивным мероприятиям: за ужесточение контроля над распространением наркотиков высказались 30,8 %, за усиление наказания распространителям — 43,8 %. Менее эффективными представляются воспитательные меры (10,0 %) и массовая пропаганда вреда наркотиков (9,4 %). Отдельные респонденты (6,0 %) высказали нейтральную позицию по отношению к употреблению наркотиков. Трудные подростки более сдержанно осуждали борьбу с наркоманией. Они в основном полагали, что каждый человек может сам решать: или применять, или не использовать наркотики. Таким образом, массив опрошенных разделяется на группы «радикалов», «равнодушных» и «сочувствующих» в своем отношении к мерам противодействия наркотикам.

По нашим данным, около половины (52,8 %) учащихся с «нормативным поведением» считают, что «умеренное» употребление спиртного не вредит здоровью; 40,3 % опрошенных не видят отличий между «алкоголизмом» и «бытовым пьянством»; 71,7 % таких школьников считают, что алкоголь отрицательно влияет на молодой организм. Противоположного мнения придерживаются 17,1 % опрошенных, 14,2 % учащихся затрудняются ответить на данный вопрос. Трудные подростки скептически отнеслись к ответам на эти вопросы, только 28,7 % из них считают, что алкоголь вредит здоровью.

Характерной особенностью образа жизни современной учащейся молодежи является пристрастие к курению. 12,8 % школьников с «нормативным поведением» и 51,1 % трудных подростков считают, что выкуривание менее 10 сигарет в день не вредит здоровью. Многие анкетируемые (68,0 %) убеждены в том, что степень вредности сигарет зависит от их сорта. Большинство школьников с «нормативным поведением» (69,5 %) отмечает, что курение опасно. Этот показатель у трудных подростков значительно меньше (31,9 %).

Большинству опрошенных (80,8 %) известно понятие «пассивное курение». Школьники с «нормативным поведением» отметили, что они вынуждены быть пассивными курильщиками в компании приятелей (56,4 %), на улице (25,1 %), дома (11,0 %), в других местах (7,5 %). По нашим данным, более половины респондентов с «нормативным поведением» (54,6 %) указывают на необходимость усиления работы по борьбе с курением в школе.

Учащиеся, занимающиеся спортом, в основном не курят (96,2 %), не пьют спиртных напитков (94,9 %), не употребляют наркотические вещества (99,1 %). Распространенность вредных привычек значительно выше у школьников, не занимающихся спортом, особенно у трудных подростков. Некоторые юные спортсмены с 10-летнего возраста употребляют пиво (2,9 %), а с 12 лет приобщаются к табакокурению (2,3 %). Отдельные спортсмены (2,4 %) начинают употреблять наркотические вещества в возрасте 14 лет. Во все возрастные периоды показатели наличия вредных привычек у школьников, не занимающихся спортом, значительно выше, чем у юных спортсменов.

Анализ результатов анкетирования показывает сопряженность распространения вредных привычек у различного контингента подростков. Как правило, учащиеся, употребляющие наркотики, курят и выпивают алкогольные напитки. Наиболее выраженно эта закономерность проявляется у трудных подростков.

Нетрадиционные виды спорта (роликобежный, стритбол, скейтбол) наиболее притягательны для школьников в возрасте 10—15 лет, особенно они популярны среди подростков «группы риска». Трудные подростки также желают заниматься мотоспортом, альпинизмом, парашютным, парусным, планерным спортом. К сожалению, эти виды спорта не в достаточной степени распространены у этой категории молодых людей. Необходимо развивать эти виды спорта, чтобы они стали доступны для этого контингента учащихся, включать их в программы городских и районных спортивных соревнований. Проведение различных мероприятий с учетом интересов подростков будет способствовать формированию здорового образа жизни, предупреждению наркомании в подростковой среде.

Результаты нашего исследования показали, что структура досуга различного контингента учащихся имеет сходства и существенные различия. Небольшое число респондентов (школьники с «нормативным поведением» — 19,9—21,1 %, учащиеся «группы риска» — 10,8—17,6 %) занято организованным досугом (кружки, спортивные секции), а большая часть опрошенных предоставлена самой себе. Особенностью подросткового досуга является то, что незначительное число учащихся — как среди школьников с «нормативным поведением» (9,0—16,5 %), так и среди учащихся «группы риска» (5,8—8,8 %) — помогает родителям по дому.

Подростки (школьники с «нормативным поведением» — 48,8—59,0 %; учащиеся «группы риска» — 70,6—76,9 %) большую часть свободного времени проводят с друзьями, а форма общения носит стихийный характер («просто гуляю», «провожу время», «общаюсь с друзьями»). Существенно различаются и ведущие интересы у этих школьников. Юные спортсмены мало свободного времени проводят с друзьями, почти не читают книг, не уделяют должного внимания самообразованию и духовному развитию, по телевизору смотрят в основном спортивные передачи.

Проведенная диагностика состояния здоровья трудных подростков выявила в основном их низкие показатели. У них даже при небольшом стаже систематического употребления психоактивных веществ (от нескольких месяцев до года) показатели здоровья были значительно ниже нормы. Кроме того, большинство из обследованных трудных подростков имело низкую толерантность к физической нагрузке и замедленный период восстановления.

Материалы наших обследований свидетельствуют о том, что 25,2 % трудных детей росли избалованными, 17,8 % — жили в нездоровой семейной обстановке, 40,9 % — находились без надзора, 16,1 % — чувствовали себя отверженными. Одними из важных факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются группирование со сверстниками, эмансипация (стремление выйти из под опеки взрослых), чувство протеста и оппозиции (в ответ на излишнее «давление взрослых» подросток демонстративно начинает курить, употреблять алкоголь и наркотики), имитация (копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям), «омоложение» лиц, употребляющих наркотические средства. Нами выявлены наиболее типичные недостатки поведения подростков: грубость, невыдержанность, отрицательное отношение к учебе, обособленность и замкнутость, конфликтные отношения с окружающими, наличие вредных привычек.

Также нами изучались особенности мотивации и психофизическая подготовленность школьников, склонных к правонарушениям и употреблению психоактивных веществ. Физическое и психоэмоциональное состояние подростков характеризуется наличием взаимосвязи двигательного потенциала с психоэмоциональным состоянием. У подростков с низким и ниже среднего уровнями физической подготовленности отмечаются повышенный уровень тревожности, низкая умственная работоспособность, недостаточная психическая устойчивость. Установлено, что при общем положительном отношении к занятиям физическими упражнениями 45,9 % учащихся негативно относятся к урокам физической культуры. К наиболее значимым факторам, определяющим интерес к урокам физической культуры, подростки относят разнообразие средств и методов тренировки (26,9 %), снижение усталости и повышение работоспособности (17,9 %), всестороннее физическое развитие (16,7 %). Негативное отношение к занятиям определяется плохой организацией уроков (35,9 %), однообразием учебного материала (29,5 %), невнимательным отношением преподавателя (17,8 %), отсутствием ощутимого прогресса в физической подготовленности (16,8 %).

Занятия физическими упражнениями по общепринятой методике, проводимые без учета личностных особенностей занимающихся, их потребностей и склонностей к определенным видам двигательной активности, не оказывают существенного влияния на уровень психофизической подготовленности и, как следствие, не способствуют стабилизации психоэмоционального состояния.

Основными особенностями работы с подростками группы социального риска с использованием средств физической культуры и спорта являются, во-первых, учебно-воспитательный процесс, который должен носить оздоровительно-профилактический характер, способствовать формированию интереса к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, подбор средств и методов физической культуры и спорта, который должен быть адекватным личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и потребностям, способствовать формированию психофизической устойчивости, положительной самооценки, самодисциплины.

Совершенствование процесса физического воспитания детей группы социального риска возможно за счет перехода от групповых к личностно ориентированным формам организации занятий физическими упражнениями с использованием технологии индивидуально-дифференцированного подхода. Это обеспечит оптимальный объем двигательной активности и будет способствовать формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой, повысит уровень психофизической подготовленности. Полученные нами данные могут служить одним из компонентов при разработке программы профилактики наркомании и преступности среди подростков средствами физической культуры и спорта.

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, основное место занимают семья и неформальные группы сверстников. По мнению опрошенных, большинство родителей (88,5 %) негативно относится к употреблению наркотиков, 10,3 % проявляют безразличие, и только 1,2 % родителей относятся к наркотикам положительно. Эти показатели являются подтверждением мнения о том, что работу по профилактике наркомании надо начинать в семье. 34,0 % трудных подростков отметили, что семейные отно-

шения действуют на них угнетающе, 52,1 % равнодушны к тому, что происходит в семье, и только для 13,9 % детей семейное общение является ободряющим. Это сказывается на уровне доверительности между родителями и детьми: своими радостями, горестями и переживаниями в семье с родителями делятся только 18,1 % педагогически запущенных подростков. Результаты проведенного исследования показали важность семейного общения, его социально-педагогическую значимость, влияние на формирование личности педагогически запущенных подростков.

Результаты нашего исследования показывают в целом тревожную ситуацию в системе профилактики потребления наркотиков. Одной из основных причин, влияющих на распространение наркомании и токсикомании в подростковой среде, является легкая доступность психоактивных веществ. Важный фактор наркотизации подростков — снижение превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

Сегодня число молодых наркоманов интенсивно пополняется подростками из семей с высоким материальным достатком. Именно эти дети преимущественно формируют особую подростковую субкультуру, главными ценностями которой является свободное, гедонистическое времяпрепровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни. Большое число составляют наркоманы из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Наиболее предпочтительными следует признать семьи со средним материальным достатком. Как правило, родители в таких семьях имеют высшее образование, активно занимаются воспитанием детей2.

Результаты исследования убеждают, что у детей с асоциальным поведением ослаблен социально-познавательный интерес. Такие подростки в основном не дружат с товарищами в классе и школе, а находят коллектив, втягивающий их в наркотическую и другую зависимость. Существенные отклонения в нравственном, волевом и физическом развитии подростков требуют определенной специфики воспитательной работы и различных двигательных режимов. Необходимо практиковать разнообразные формы взаимодействия образовательных учреждений с родителями: общешкольные, классные родительские собрания; родительские конференции; родительский всеобуч; совместные мероприятия семьи и школы (праздники, соревнования, походы, экскурсии); специальные телепередачи по физическому воспитанию на муниципальных каналах. При образовательных учреждениях должны действовать советы профилактики, советы отцов.

В сложившейся ситуации поиск новых физкультурно-спортивных моделей, средств и форм организации занятий физической культурой и спортом может рассматриваться как необходимое условие предупреждения правонарушений и распространения вредных привычек. Это направление профилактики наркомании должно предусматривать создание благоприятных и привлекательных для учащихся «группы риска» форм физкультурно-спортивного досуга, изучение личностных особенностей детей с девиантным поведением, коррекцию их физического и нравственного здоровья, использование нестандартных средств физической культуры и спорта.

Таким образом, профилактика вредных привычек рассматривается как совокупность мер, создающих благоприятные социально-экономические, социокультурные и социально-педагогические условия, направленные на содействие семье в выполнении функций по воспитанию физически и социально здоровых детей, реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех типов, по обеспечению полноценного развития интересов и способностей школьников, занятости их общественно полезной деятельностью во внеурочное время. В данном случае физическая культура и спорт — наиболее эффективное средство профилактики вредных привычек в подростковой среде.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области. Итоги деятельности управления за 2008 год. URL: http://www. ulgnk.ru (дата обращения: 30.01.2009).

2 См.: Паршиков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П., Изаак С.И. Физкультурно-спортивная деятельность в организации профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи: метод. пособие для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования спортивной направленности. М.: Монтэс Инвест, 2002. 112 с.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная