И. С. Бажанова. Контроллинг в системе управления деятельностью высшего учебного заведения

И. С. БАЖАНОВА

КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

БАЖАНОВА Ирина Сергеевна, аспирант кафедры управления и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы (г. Нижний Новгород).

Ключевые слова: контроллинг; план развития; внешняя среда; учебное заведение; система управления; внутренний аудит; эффективность управления

Key words: controlling; development plan; environment; educational institution; management system; internal audit; management efficiency

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определена стратегия развития различных сфер, в том числе и образования. Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Вместе с тем, как показывает изучение деятельности российских высших учебных заведений, процесс внедрения в их деятельность новых, инновационных механизмов управления происходит с большим трудом.

Российскими вузами по-прежнему слабо используются многие резервы повышения эффективности управленческой деятельности, к числу которых относится и контроллинг. Контроллинг — это принципиально новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. «Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе»1, т. е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений2.

С известной долей условности все развитие менеджмента в ХХ в. можно описать формулой «от Файоля к контроллингу». Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV—XVIII вв., однако он стал популярен за рубежом (в США, Германии и других странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 90-х гг. ХХ в. Как философия и метод управления контроллинг используется во многих сферах деятельности хозяйствующих субъектов3.

Исследование научной литературы показывает, что в настоящее время не существует общепринятого определения понятия «контроллинг», что не препятствует охарактеризовать его как концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам; создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; создания системы контроля «Гарант-Профессионал» над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации; адаптации организационной структуры управления предприятием для повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

Учитывая вышесказанное, можно определить ключевые элементы концепции контроллинга. Это философия доходности (ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе); распределение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее оперативность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений; создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.

Несмотря на то, что контроллинг является достаточно эффективным и широко востребованным управленческим инструментом в деятельности субъектов хозяйствования различных отраслей экономики России, в практике деятельности российских вузов он пока не получил достаточного распространения. А. Сафаров выделяет несколько факторов, препятствующих успешной организации контроллинга в компаниях России: исторические, психологические, организационные, методические4. Под историческими факторами понимаются некоторые специфические черты отечественных учебных заведений, которые возникли вследствие особых условий становления и функционирования современного российского образования. Психологические факторы, как правило, связаны с тем, что процесс внедрения контроллинга достаточно продолжителен: в западных компаниях на это уходит два-три года. Однако для России эти ориентиры весьма условны, так как применимы только к организациям, где отлажены бизнес-процессы, давно и эффективно работают устоявшиеся модели менеджмента и соответствующие им организационные структуры, а система финансового учета и бизнес предприятий прозрачны. Тот факт, что внедрение этого новшества займет длительное время и отвлечет большие средства из бюджета организации, может увеличить срок внедрения в российских вузах.

Не в последнюю очередь распространение контроллинга в деятельности высших учебных заведений сдерживается отсутствием надлежащим образом разработанной методологической базы. В отечественной литературе отсутствуют системные исследования контроллинга в сфере высшего образования. Соответственно, нет и практической модели построения организационных процессов по внедрению контроллинга в деятельности вуза.

Как правило, рассматривая создание и организацию «внутривузовской» контролирующей системы, современные исследователи делают упор на необходимость введения в учреждениях высшего образования служб внутреннего аудита5 или незаслуженно игнорируют контроллинг как таковой.

На наш взгляд, понятия «внутренний аудит» и «контроллинг» ни в коем случае нельзя считать тождественными, поскольку контроллинг не только подразумевает наличие внутри организации надлежащей системы бухгалтерского учета, средств контроля и контрольных мероприятий, но и является философией управления. Внутренний аудит ограничивается констатацией правильности оформления бухгалтерских операций и отчетности, а также их соответствием требованиям законодательства РФ. Присвоение внутреннему аудиту иных функций (выявление резервов развития организации, оценка целесообразности хозяйственных операций и пр.), по нашему мнению, искусственно и неправомерно.

Неразвитость в деятельности высших учебных заведений такого инструмента управления, как контроллинг, обусловлена тем, что государственный сектор экономики в силу своей инерционности был мало подвержен внешним угрозам, а внутренние угрозы не были настолько сильны, чтобы говорить о прекращении деятельности государственных учреждений и организаций. Однако в последнее время ситуация начала кардинально меняться: государственным организациям (учреждениям) предоставляется больше полномочий, но вместе с тем взято направление на повышение ответственности за эффективность и результативность их деятельности. Для организации эффективного применения контроллинга в вузах требуются серьезные методологические изыскания, отсутствующие в настоящее время в российской литературе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Контроллинг: учебник / под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006.

2 Там же.

3 Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.

4 См.: Сафаров А. Практика российского контроллинга: что препятствует успеху? // Консультант. 2007. № 23. С. 23—28.

5 См.: Гаджиев Н.Г., Ахмедов А.З., Гаджиев А.Н. Внутренний аудит в высших учебных заведениях: теория и практика его осуществления // Экономический анализ. Теория и практика. 2008. № 11. С. 2—11; Кула-го О.А. Внутренний контроль в государственных высших учебных заведениях // Аудиторские ведомости. 2009. № 5. С. 27—31; Рянский А.С. Структура финансовой службы вузов // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в сфере образования». 2004. № 1. С. 51—55.

Поступила 23.11.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная