Н. Б. Горбачева. Функции межпоколенной коммуникации в формировании ценностей молодежи региона

Н. Б. ГОРБАЧЕВА

ФУНКЦИИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА

ГОРБАЧЕВА Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры социологии Тольяттинского государственного университета.

Ключевые слова: молодежь; семья; коммуникация; общение; поколение

Key words: youth; family; communication; intercourse; generation

Семья является первичным институтом социализации, где происходит усвоение моральных и правовых норм, а также формирование социальных качеств, определяющих специфику последующей жизни; раскрываются индивидуальные качества личности. Наряду с важнейшими функциями (воспитательной, репродуктивной) семья выполняет не менее важную — коммуникативную, которая удовлетворяет потребность в общении на разных уровнях. Коммуникация в семье помогает формировать необходимые навыки социального взаимодействия.

Структурно-функциональный подход в изучении поколений включает анализ зависимостей социальных отношений подрастающего поколения от социальных статусов, связанных с основными видами деятельности молодых людей, ролевыми структурами личности, а также возрастом. В рамках этого подхода подчеркиваются промежуточность социального положения молодежи, переходный характер и неполнота ее социальных статусов, что является основанием для рассмотрения ее в качестве объекта социального воздействия1.

Т. Парсонс рассматривал поколения с точки зрения системного подхода как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциальных ролей индивидов. Он отождествлял личность с системой, организацией: «поскольку личность — это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования, успех социализации требует, чтобы социальное и культурное обучение было строго мотивировано через вовлечение механизма удовольствия организма»2. Основная проблема в данном случае состоит в удовлетворении объективных потребностей двух поколений в процессе жизненного цикла: со стороны молодежи — усвоение и развитие контролируемых образцов действия, со стороны старшего поколения — поощрение молодежи, стимулирующее позитивную социальную активность через действия. В обществе допускается существование общих правил, которые обусловливают поведение действующего субъекта в определенной ситуации, вследствие чего именно такого поведения от него и можно ожидать.

Э. Дюркгейм считал, что любой человек должен выражать определенное социальное существо, а целью воспитания является его формирование в каждом индивидууме, т. е. целенаправленная социологизация молодого поколения3. В общении с родителями дети усваивают основные нормы и правила поведения, учатся правильно вести себя в обществе. Поэтому выполнение нормативной функции общения в семье имеет исключительно важное значение4. И. С. Кон отмечает, что коммуникация в одних случаях направлена от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям5. Потребность в общении выражается в потребности эмоционального контакта. Она формируется в процессе общения детей и родителей. Удовлетворение этой потребности в семье создает предпосылки развития в ребенке коммуникабельности, отзывчивости, потребности в контакте с людьми. Внутрисемейное общение имеет большой воспитательный эффект: обмен мыслями, проявление чувств и эмоций, доверие и уважение, внимание и забота, ответственность и дружба, общность интересов и семейные традиции6.

В социологическом исследовании, проведенном сотрудниками кафедры социологии Тольяттинского государственного университета весной 2009 г., была поставлена задача изучения ценностных аспектов общения подростков с родителями. В качестве метода сбора первичной социологической информации было выбрано анкетирование. Объем выборочной совокупности составил 523 чел. В выборке представлены две возрастные категории: молодежь до 18 лет — 51,1 % и старше 18 лет — 48,8 %. В первую группу в основном включены 16—17-летние подростки, представленные примерно в равных долях. Во вторую группу вошли респонденты в возрасте 20—21 год. Опрос проводился по местам обучения респондентов в школах и вузах г. Тольятти Самарской области, поэтому выборка была гнездовой, анкетирование проводилось в классах средних школ и студенческих группах.

Изучение ценностных аспектов общения детей с родителями предполагает оценку подрастающим поколением самого процесса общения, его характера, продолжительности, актуальных тем общения. В качестве гипотезы исследования мы использовали предположение о том, что заинтересованное отношение молодежи к социальным проблемам страны, мира в целом формируется в процессе общения с родителями. Следует предположить, что характер общения с родителями во многом определяет процесс формирования ценностного отношения к малой и большой родине.

В современной жизни продолжительность времени общения детей и родителей ограничена. 20 % молодых тольяттинцев утверждают, что общение с родителями в течение дня занимает менее часа в день. Две пятых общаются с родителями от двух и более часов в день, столько же — от одного до двух часов.

На вопрос «Как Вы оцениваете общение с Вашими родителями?» больше половины (53,7 %) опрошенных ответили «обычно мне интересно». Чуть менее половины (41,9 %) заявили, что им «иногда интересно, иногда нет». Это зависит от темы разговора, терпеливости подрастающих и от умения родителей заинтересовать своих детей беседой. Лишь некоторым респондентам (4,4 %) при разговоре с родителями «часто бывает скучно», они считают, что им вообще с ними не о чем говорить.

Таблица доступна в PDF версии журнала.

Разница в возрасте двух поколений, разобщенность в интересах, занятость трудовой деятельностью родителей часто не позволяют многим семьям вместе проводить выходные. Как показали результаты исследованиями, менее половины опрошенных (44,8 %) обсуждают с родителями планы на ближайшие выходные, 39 % молодых участников опроса участвуют в обсуждении с родителями взаимоотношений с родственниками. Лишь четверть участвует в распределении семейного бюджета. Скорее всего, для молодого населения не столь важна эта часть материального вопроса, чем наличие карманных денег.

Духовные ценности играют большую роль в становлении личности. Накопление духовного потенциала, становление внутреннего мира человека осуществляется с самого его рождения и до конца жизни. Результаты нашего исследования показали, что лишь менее трети опрошенных обсуждают с родителями прочитанные книги и просмотренные фильмы. Современная молодежь мало читает, зачастую только то, что входит в учебную программу7. Вместе с тем направленность молодежи на массовые зрелищные развлечения очевидна.

То, что в рейтинге тем общения с родителями на первом месте находятся учебные дела подростка, говорит о том, что это общение выполняет функцию социального контроля по отношению к поведению и обучению подростков в учебных заведениях. На втором месте находятся темы общения, связанные с хозяйственно-бытовой функцией семьи: покупки, распределение семейных обязанностей. Темы общения, в которых находят отражение семейные ценности (планы на ближайшие выходные, отношения с родственниками, обсуждение книг фильмов, распределение семейного бюджета), занимают вторую половину рейтинга. Следует отметить, что девушки на 30 % чаще, чем юноши, обсуждают с родителями покупки и отношения с друзьями и на 20 % чаще общаются с родителями по поводу учебных дел, отношений с родственниками. Таким образом, коммуникативные связи девушек с родителями более разнообразные, чем у юношей.

Подростки в возрасте до 18 лет примерно в полтора раза чаще, чем молодежь в возрасте старше 18 лет, обсуждают с родителями выбор профессии и планы на ближайшие выходные. Респонденты старше 18 лет в 1,5 раза чаще, чем представители «младшей группы», общаются с родителями, обсуждая отношения с родственниками, бытовые проблемы, семейный бюджет.

Молодежь из семей с хорошим материальным положением чаще, чем юноши и девушки из менее обеспеченных семей, обсуждает с родителями учебные дела и выбор профессии. Подростки, имеющие высокие показатели успеваемости, чаще, чем молодежь с невысокими отметками, обсуждают с родителями учебные дела, книги и фильмы, покупки. Обсуждение книг и фильмов зависит от образовательного статуса родителей. Подростки, родители которых получили высшее образование, чаще, чем молодежь, родители которых имеют более низкий образовательный статус, обсуждают с родителями прочитанные книги и просмотренные фильмы.

Молодежь, которая общается с родителями от двух и более часов в день, на первое место ставит учебные дела (72,8 %), на второе — покупки (67,5 %). Третье место занимает тема выбора профессии (63,1 %). Участники опроса, которые общаются с родителями менее продолжительное время, этот вариант ответа выделяют, соответственно, в полтора и в два с половиной раза реже, чем юноши и девушки, которые общаются с родителями более двух часов в день.

Результаты анализа свидетельствует о том, что выбор тем общения с родителями зависит от количества времени, которое члены семьи могут уделить общению друг с другом. В условиях дефицита времени на общение дети и родители

значительно реже обсуждают проблемы выбора профессии, планы на ближайшие выходные, общение с друзьями, книги и фильмы. Таким образом, темы общения с родителями характеризуют ценностные предпочтения подростков.

Две трети подростков, характеризуя отношения между членами семьи, выбрали вариант ответа «у нас хорошие отношения между всеми членами семьи». Почти четверть всех респондентов считает, что с одним из родителей отношения складываются лучше, чем с другим. Как показало анкетирование 2007 г. (n = 489), авторитетным мнением для девушек является мнение матери, а для молодых людей — отца8. Есть семьи, где дети предоставлены сами себе, и родители даже не интересуются их делами. В нашем исследовании таких оказалось 8 %, причем более чем в два раза девушки признают это чаще, чем юноши; 2,3 % опрошенных считают, что в их семье каждый сам по себе. В такой семье разобщенность ее членов сопровождается одиночеством, развитием различных комплексов у подростка, что препятствует развитию полноценной личности.

Оценка отношений в семье зависит от ее материального положения. Юноши и девушки из семей с высоким достатком чаще, чем другие, считают свою семью дружной. Подростки из семей со средним уровнем благосостояния отмечают, что отношения с одними членами семьи лучше, чем с другими. Молодежь из семей с низким достатком чаще отмечает, что для них типична ситуация, когда каждый сам по себе.

Выявлено влияние тем общения с родителями на оценку респондентами отношений в семье. Юноши и девушки, которые обсуждают с родителями взаимоотношения с друзьями, прочитанные книги, просмотренные фильмы, покупки, учебные дела, планы на ближайшие выходные, выбор профессии, чаще считают свою семью дружной. Таким образом, заинтересованность к общению подростков с родителями формирует ценностное отношение к семье.

Результаты исследования показали, что более половины опрошенных иногда обсуждает события мирового масштаба; четвертая часть опрошенной молодежи постоянно находится в курсе событий в стране и за рубежом, регулярно обсуждает их со своим родителями; 16 % опрошенных никогда не говорят с родителями о происходящих событиях в мире. Пятая часть респондентов указала, что с родителями у них нет единого мнения во взглядах на события, происходящие в мире и стране. Полное взаимопонимание в этих вопросах отметили 27 % опрошенных, «частичное» — 53 %, затруднились ответить на этот вопрос 14 % респондентов. Взаимопонимание с родителями при обсуждении политических и экономических событий зависит от частоты общения по этим темам. Подростки, регулярно обсуждающие с родителями события в стране и мире, на 10 % чаще, чем другие, отмечают, что достигают с родителями полного взаимопонимания. Частота обсуждений событий в стране и мире зависит от возрастной категории респондентов. Молодежь в возрасте старше 18 лет на 7 % чаще, чем юноши и девушки в возрасте 16—17 лет, регулярно обсуждает с родителями политические и экономические новости. Общность взглядов по политическим и экономическим проблемам зависит от показателей успеваемости подростков. Юноши и девушки, которые учатся на «хорошо» и «отлично», чаще, чем молодежь с более низкой успеваемостью, достигают взаимопонимания с родителями при обсуждении экономических и политических новостей.

Активная жизненная позиция, как показали результаты исследования, проведенного в 2008 г. Ресурсным центром Департамента образования г. Тольятти, формируется под влиянием общения с родителями9. Среди «активистов», по сравнению с «пассивными», примерно в два раза больше тех, кто регулярно обсуждает с родителями события в стране и мире. «Активисты» чаще приходят с родителями к взаимопониманию при обсуждении политических вопросов. Треть «активистов» выражает положительное отношение к службе в армии, тогда как среди подростков, не считающих себя активными, подобное мнение выражено на 13 % реже. В этой группе на 10 % больше тех, кто относится к армии резко отрицательно.

Таким образом, одним из важнейших факторов формирования личности является общение между членами семьи. По отношению к подрастающему поколению оно выполняет ряд функций, определяющих успешность социализации молодежи. Коммуникация подростков с родителями, кроме удовлетворения непосредственной потребности в общении, выполняет ряд скрытых функций: социального контроля,

нравственного и патриотического воспитания, профессиональной ориентации, а также формирования ценностного отношения к семье.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социол. исслед. 2008. № 7. C. 108—117.

2 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494—526.

3 См.: Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 182—186.

4 См.: Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.

5 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 106—119.

6 См.: Аджиева Е.М. Современные тенденции семейного воспитания // Формирование семейных ценностей: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. Рязань, 2008. С. 15.

7 См.: Безрукова О.Н. Социология молодежи: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 29.

8 См.: Горбачева Н.Б. Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения // Материалы докладов XVI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: Изд-во МГУ, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9 См.: Отчет «Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения» // Департамент образования мэрии ГО Тольятти, МОУ ДПОС «Ресурсный центр» отдел мониторинга и диагностики. Тольятти, 2008. 117 с.

Поступила 22.10.09.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная